Теории массового общества и пропаганды




Классификация теорий массовой коммуникации

- нормативные теории (напр., Зиберт, петерсон, Шрамм -; теории прессы; напр., Деннис Маккуэйл и его теория социальной ответственности медиа – «Массовая коммуникация и общественный интерес» - см. https://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_pr/07.aspx) – соотношение/связь массмедиа с общественными институтами, ценностями, аудиториями;

- общественнонаучные теории: об общей природе, функционировании и эффектах массовой коммуникации;

- функциональные теории – комплекс идей, складывающийся на основе практической деятельности массмедиа; набор функциональных технологий и практик, применяемых в отношениях массмедиа с аудиториями;

- комплекс идей здравого смысла – более или менее системный набор обыденных представлений и ассоциаций в отношении массмедиа у различных аудиторий.

Теории массового общества и пропаганды

Индустриализация – урбанизация - массовое общество – «толпа одиночек» как масса обезличенных человеческих отношений. Густав Лебон и Габриель Тард о толпе и публике.

Гюстав Лебон Габриэль Тард Хосе Ортега-и-Гассет

Лебон о массах:

  • В XIX веке власть толпы сменяет власть элит.
  • Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
  • Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувствительность.
  • Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы(а не на доводы рассудка).
  • В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность.
  • Массы уважают только силу.
  • Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью.
  • Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях.
  • Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
  • Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с благоговением.
  • Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую ее иллюзию.
  • Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умен, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других. Главное качество великого вожака — упорная, стойкая воля.
  • В толпе «Сознательная личность исчезает, причем, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты”.

 

Габриэль Тард - сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард, понимая общество как социально-коммуникативную деятельность многих, выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики.

Ортега-и –Гассет, «Rebelión de las masas» (Восстание масс). «. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой».

Серж Московичи. «Вект толп»: «В начале этого века можно было с уверенностью говорить о победе масс; в конце мы полностью оказываемся в плену вождей. Социальные потрясения, всколыхнувшие поочередно почти все страны мира, открыли дорогу режимам, во главе которых стали вожди из числа авторитетов. Какой-нибудь Мао, Сталин, Муссолини, Тито, Неру или Кастро, а также изрядное число их соперников осуществляли и осуществляют абсолютное господство над своими народами, и тот в свою очередь преданно им поклоняется».

Ум стаи и сплоченность банды.

Уже Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит "простое скопище" людей.

Толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

Толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и т.д.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).

Толпа окказиональная, конвенциональная, стяжательная, паническая, агрессивная…..

Толпы естественные (стихийные) и «искусственные» - публики.

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и др.).

Организация превращает натуральные толпы в толпы искусственные. Коммуникация делает из них публику. Однако Московичи сразу отмечает различия между этими процессами. " Организация поднимает интеллектуальный уровень людей, находящихся в массе. Коммуникация понижает его, погружая их в толпы на дому".

Вожди (по С. Московичи): «" Они слывут долгожданными мессиями, пришедшими вести свой народ к земле обетованной. И, несмотря на предостережения некоторых светлых умов, масса видит себя в них, узнает и как бы обобщает себя в них. Она их боготворит и прославляет подобно сверхчеловекам, наделенным всемогуществом и всевидением, которые умеют служить людям, владычествуя над ними. Их могущество, родившееся поначалу под давлением обстоятельств, затем для удобства видоизмененное, принимает в конце концов вид системы. Эта система работает автоматически и универсально. Таким образом, в недрах большого общества само собой формируется сообщество авторитетных (харизматических, если угодно) вождей, малое, но более энергичное и волевое. И ему не составляет никакого труда управлять миром без его ведома".

Тард о глубинной природе «вождизма» - «отец есть и всегда будет первым властелином, первым священником, первым образцом для сына. Любое общество даже сегодня начинается с этого.» Отец всех народов, отец нации и т.п. Праздник ашура у мусульман

Максима Ж.П.Сартра: «Мы одиноки. И нам нет оправданий!». Коммуникация – как один из видов универсальных отношений обмена (отношения производства – отношения обмена – отношения потребления) участвует в разрешении социального напряжения (Макклюэн) в виде а) нового «технологического прорыва» и как следствие б) порождения принципиально новой версии общения людей, возникающей системы новых медиа. Именно М. Маклюен пытается обосновать идею того, что всю человеческую историю можно представить как смену версий общения людей (через комм. революции).

 

Эдвард Бернайз как первый практик (CPI вместе с Уолтером Липпманом – Комитет информации граждан) и его «Пропаганда»:

«Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране. Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают – и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали …….. Очень часто наши невидимые правители ничего не знают о других членах собственного узкого круга.

Они правят нами потому, что наделены качествами природных лидеров, способны создавать необходимые идеи и занимают ведущее положение в социальной структуре. Как бы мы ни относились к этому, факт остается фактом – совершая практически любое действие в повседневной жизни, будь то в сфере политики или бизнеса, социального взаимодействия или этики, мы действуем по указке сравнительно небольшой группы людей, которые составляют крошечную долю от наших ста двадцати миллионов сограждан, однако разбираются в мыслительных процессах и в социальной структуре масс. Это они тянут за ниточки, идущие к общественному сознанию, это они управляют старыми общественными силами и изобретают новые способы связывать мир

воедино и управлять им. »



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: