Подвижность и аромат листьев и окраска листьев




 

Декоративные качества дерева зависят не только от величины и формы листовой пластинки, но и от длины листового черешка и способа его прикрепления, так как это оказывает существенное влияние на подвижность листа. Листовые черешки могут быть короткими и длинными. Листья с короткими черешками отличаются малой подвижностью. Листья с длинными черешками, особенно сплюснутыми, наиболее подвижны. Листья с длинными черешками, особенно сплюснутыми, наиболее подвижны. Наибольшая подвижность листа у осины: прикреплённая на тонком длинном черенке жёсткая округлая листовая пластинка постоянно дрожит и вносит в парковый пейзаж подвижность и оживление. Создаваемый при движении ветра своеобразный шум вызывает определённое настроение. Сосны всё время шелестят своими вершинами, ели всегда строги и молчаливы и начинают шуметь только при сильном ветре (по этому поводу существует поговорка: “ель не сосна, шумит не спроста”), постоянно трепещут листья у осины (что тоже нашло отражение в поговорке “одно проклятое дерево без ветра шумит”). Всякий лес имеет свой голос, и не случайно говорят, что берёзовый лес – шелестит; липовые рощи – лепечут, хвойные – шумят.

Аромат.

Листья некоторых растений, например тополя бальзамического, лиственницы, берёзы обладают ароматом, который также должен быть принят во внимание при определении декоративного облика растения. Ароматичность листьев усиливается или уменьшается в зависимости от условий произрастания, времени года, времени суток и метеорологических условий. Лиственницы и берёзы наиболее ароматичные весной, а летом почти не пахнут. Тополь бальзамический особенно сильно пахнет после дождя, а сосна издаёт сильный смолистый запах на сухих песчаных почвах в жаркие летние дни. Листья айланта, бархата, кантысеилона и некоторых других растений обладают резким неприятным запахом, что также должно быть учтено при размещении их в парковых композициях.

Окраска листьев.

Цвет листвы – один из главных элементов паркового пейзажа, один из важнейших декоративных признаков деревьев и кустарников. Окраска листьев имеет множество оттенков от светло-зелёного до тёмно-зелёного (по основной окраске). Кроме того, имеются многочисленные садовые разновидности с листьями, у которых по основному зелёному фону вкраплены пятнистые или каёмчатые рисунки белого, жёлтого или красного цвета, а также ряд разновидностей с листьями серебристой, золотистой или красноватой окраски. Большое разнообразие цветовой гаммы, к тому же меняющейся в различное время года, открывает широкие возможности в создании самых различных по цвету композиций насаждений.

Окраска листьев зависит от наличия в них хлорофилла и пигментов каротина и ксантофилла; (последние проявляются осенью при разрушении хлорофилла низкими температурами), но в большей степени она зависит от наличия в клеточном соке антоциана, который подобно лакмусовой бумажке, при кислой реакции клеточного сока приобретает розовый цвет, а при щёлочной – синий. Хлорофилл имеется во всяком листе. В зелёных листьях он ярко проявляется, а в красных или других тонах хлорофилл завуалирован другим цветом. В бесцветных листьях – белых – он отсутствует и они обычно живут недолго, так как не могут ассимилировать углекислоту из воздуха. Это явление носит название хлороза. Пёстролистность – сочетание зелёного с белым или жёлтым тоном, по существу, является частичным хлорозом, поэтому такие формы развиваются довольно слабо.

Окраска листьев цветных декоративных форм древесных и кустарниковых растений подчас богаче, чем у цветков, и почти всегда дольше сохраняется в ландшафте, а у некоторых видов удерживается круглый год. Поэтому композиции, опирающиеся на “цветную” листву, удерживают красочный эффект гораздо дольше. Используя переходы от тёмно-зелёного облиствения некоторых вечнозелёных растений через более светлые и жёлто-зелёным, серебристым или серо-зелёным и голубоватото-зелёным и, добавляя “случайные” мазки более сильных цветков – пурпурных, тёмно-красных и жёлтых, можно создать очень эффектные композиции.

Голубые ели, краснолистная слива Писсарды, золотистые формы хвойных поражают экзотическим видом и вызывают желание широко применять их. Но опытные садоводы используют такие формы только как акцент.

Была отмечена следующая особенность:

Белая окраска листьев чаще бывает неполной, что даёт пёстролистность;

Однотонные жёлтолистные и золотистые формы имеются у листопадных пород и у хвойных; у вечнозелёных лиственных пород их не бывает.

Ярковыраженная однотонная голубая и серебристая окраска листьев присуща хвойным породам.

Формы, имеющие голубую и серебристую окраску хвои, могут обладать как типичной для данного вида кроной, так и отличающийся от неё (пирамидальная, плакучая, шаровидная и другие).

Формы с красной и пурпурной окраской листьев распространены только у лиственных пород, относящихся к листопадным, и очень редко встречаются у лиственных вечнозелёных.

У некоторых хвойных деревьев и кустарников зимой хвоя приобретает красновато-коричневую окраску, например у туи западной или у элегантной формы криптомерии японской, но это лишь временное сезонное изменение окраски, имеющее защитное значение (против холода).

Общий тон расцветки растения зависит не только от наличия пигментов окраски листа, но также и от характера его поверхности, расположения листьев на ветвях и расположения ветвей. Растения с плотным ветвлением и густо расположенными листьями обычно кажутся более однородными в цвете и темнее окрашенными. У растений с прозрачной кроной общий тон окраски значительно светлее и испещрён пятнами или точками более светлого или более тёмного оттенка, в зависимости от того, проглядывает ли внутренняя часть кроны или же прорвавшийся сквозь листву солнечный луч.

Листья с блестящей поверхностью искрятся на солнце и придают растениям блеск и парадность (примерами таких растений могут служить рододендрон, лавровишня, кизильник блестящелистный, черёмуха поздняя). Листья матового оттенка смягчают общий тон окраски облиствения и придают пейзажу более глубокую перспективу (к таким растения можно отнести ольху, ильм, сосну веймутова и т.п.).

Окраска листьев большинства видов растений изменчива и зависит от времени года. Иногда сезонные изменения в окраске листвы настолько велики, что в определённое время изменяют весь облик растения. Яркой иллюстрацией этого могут служить некоторые садовые формы клёна. Например, листья клёна Шведлера весной окрашиваются в вишнёво-красный цвет, летом приобретают нормальный зелёный оттенок, и осенью окрашиваются в свойственные клёнам жёлтые и оранжевые тона; клён Рейтенбаха имеет весной нежно-зелёную листву, летом – тёмно-зелёную, а осенью – пунцово-красную; обыкновенный остролистный клён зеленовато-жёлтый ранней весной, зелёный – летом и оранжево-жёлтый осенью. У некоторых растений при весеннем развёртывании листва настолько ярко окрашена, что не уступает самым ярким цветкам, например листва сердцелистника японского, некоторых вечнозелёных дубов, железняка. У вечнозелёных лиственных и хвойных деревьев и кустарников окраска листвы мало изменяется не только в течение вегетационного периода, но и в течение всего года. Она изменяется лишь весной с началом нового роста. В это время контраст между цветком светлой зелени нового облиствения и тёмной прошлогодней придаёт растению особую декоративность. Туи, кипарисовики, криптомерии, можжевельник виргинский и некоторые другие хвойные осенью и зимой изменяют зелёный оттенок хвои на буроватый, что в большинстве случаев делает их менее декоративными.

Сезонная смена окраски листвы является мощным средством выразительности и непрерывного обновления садовых картин. Одно и то же растение приобретает в зависимости от сезона совсем иной декоративный облик.

В сезонном изменении окраски листвы можно выделить четыре периода:

1. период развёртывания (от раскрытия почек до развёртывания листа);

2. период формирования (от развёртывания листа до формирования им нормальной величины);

3. период нормального летнего облиствения (с момента достижения нормальной величины до начала появления осенней окраски);

4. период осенней окраски (от начала появления осенней окраски до опадения листвы).

В периоды развертывании и формирования листвы древесных пород обладает наиболее нежными оттенками. Нежные оттенки весенней листвы в сочетании с обилием весенних цветков на лугах и полянах при умелом использовании могут создать волнующие картины ранней весны.

В период нормального летнего облиствения разница в оттенках зелёного цвета различных пород менее заметна, чем весной.

Период осенней окраски листвы наиболее богат оттенками: от коричневато-жёлтого, золотисто-жёлтого, оранжевого до бронзово-красного и фиолетового. Особо яркую картину осенней листвы имеют многие дальневосточные породы (такие как маньчжурский клён, абрикос, бархат).

В парковых пейзажах оттенки осенней листвы требуют такого тщательного подбора, как и окраска цветков. Они должны находиться в полной гармонии с входящими в пейзаж другими элементами: зданиями, колоннами, цветами и т.п.

Поскольку зимой листопадные деревья, находятся в безлиственном состоянии, в это время на первый план в зимнем пейзаже выступают детали построения и окраска ветвей и ствола. Необходимо отметить, что не все растения сбрасывают к зиме пожелтевшую листву. У некоторых из них, как например у зимнего дубы, она держится всю зиму, что в свою очередь вносит в зимний облик искусственных декоративных посадок своеобразный штрих.

По окраске листьев, в зависимости от того однородная она или нет и в зависимости от цвета и тона окраски тоже выделяют формы декоративных деревьев и кустарников.

Формы древесных пород с однотонной окраской листьев могут быть такие:

с голубой и серебристой окраской

с жёлтой окраской

с красной, пурпурной и близкой к ним окраской

Они составляют группу форм деревьев с однотонной окраской листьев. Латинская номенклатура, применяемая для обозначения этих форм следующая:

Белая – alba

Чисто -белая, белоснежная – nivea

Белеющая – allescens

Белосоватая – allicans

Беловатая – allida, allens

Серебристая – argentata

Серебристо-белая – argentea

Молочная – lactea

Жёлтая, чисто-жёлтая – lutea

Золотая, золотистая, золотисто-жёлтая – aurea

Золотистая – aurata

Серно -жёлтая – sulfurea, sulphurea

Оранжевая – aurantica

Оранжево-красная – aurantia

Красная – rubra

Красноватая – rubella

Румяная, красноватая – rubens. Rubescens. rubicunda

Пунцовая, карминная – punicea

Ярко-красная – coccinea

Кроваво-красная – sanguinea

Тёмно-красная – fusco-rubra

Краснонервная – rubinervis

Мёдная – cuprea

Голубая, сизая, сине-зелёная – glauca

Голубовато-зелёная, сизоватая – glaucescens, glaucinus

Голубоватая, синеющая – coerulescens

Синяя, светло-синяя-голубая, небесная – coerulea

Пурпурная, алая, багряная – purpurea

Багрянистая, багряноватая – purpurascens

Тёмно-пурпурная – atropurpurea

Фиолетовая, фиалковая – violacea

Серая – grisea, grisens

Серая, пепельная – cinerea

Светло-пепельная – cinerascens

Коричневая, каштановая – hepatica. ladia

Бурая, тёмно-серая – fusca

Буроватая – frunescens

Рыжеватая, тёмно-жёлтая, бурая – fulva

Грязно-бурая – fulginea

Чёрная – atera

Черноватая – atrata. nigrita

Чернеющая – nigrescens, nigricans.

В самостоятельную группу декоративных деревьев и кустарников можно отнести пёстролистные формы древесных пород.

Пёстролистные формы наиболее распространены у хвойных, вечнозелёных лиственных и лиственных листопадных пород. Реже встречается сочетание двух окрасок белой и жёлтой. И ещё реже встречается трёхцветная пёстролистность из белой, жёлтой и красной окрасок. Рассмотрим основные типы пёстролистности и соответствующие латинские названия, применяемые для их обозначения.

1. по зелёному фону листа рассеяны разной формы пятна какого либо иного цвета. Формы, имеющие такую окраску листьев, носят следующие названия:

а. с однородными по форме и цвету пятнышками:

пятнистые – maculuta;

б. с жёлтыми разной формы пятнышками по всему зелёному листу:

жёлто-пёстролистные – aureo-variegate

в. с белыми или серебристыми разной формы пятнами по всему зелёному листу:

бело- или серебристо-пёстролистные – albo или argenteo-variegata;

пёстрые, расписные – picta, picturata;

г. С белыми 9серебристыми) или жёлтыми пятнами и полосками -

- мраморновидныеalbo – marmorata

argenteo – marmorata

aureo – marmorata

д. с мелкими крапинками белого или жёлтого цвета по зелёному фону листа:

кранчатые или точечные – punctata

е. с порошковидными многочисленными, весьма мелкими пятнышками:

порошистые, мучнистые – pulverulenta

ж. с жёлтыми и белыми пятнышками одновременно:

двуцветные – ficolos

з. с жёлтыми, белыми и розовыми пятнышками по всему листу одновременно:

трёхцветные – tricolor

2. зелёный лист по краям имеет полосу (кант), окрашенную в иной цвет – обычно белый или жёлтый. Такой лист носит название:

а. бело-окаймлённый –albo- или argenteo-marginata

б. жёлто-окаймлённый – aureo-marginato

в. окаймлённый – limlatus

3. У некоторых форм в центре зелёного листа располагается одно пятно более или менее крупного размера, различного рисунка. Чаще всего это пятно бывает жёлтого цвета, реже – белого. Такие формы носят название:

срединно-пятнистых или срединно-расписных – medio-picta.

4. У хвойных пород имеются формы, у которых на концах ветвей хвоя окрашена в белый или золотистый цвет. Эти формы носят название:

бело- или жёлто-конечных – albo- или aureo-spica.

Своеобразную группу форм декоративных древесных пород образуют деревья и кустарники, отличающиеся от форм типичных для вида, строением и окраской цветков.

По форме наиболее эффектны махровые цветки. Они очень разнообразны у роз, имеются также и у калины обыкновенной (бульденеж), боярышника, гортензий, чубушника, сирени и других.

По строению цветков различают:

полумахровые – semiplena и

махровые – plena, pleniflora

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: