Пояснительная записка
История России тесно связана с историей развития российского флота, с освоением бескрайних водных просторов от небольших озер до океанов. Наверное, нет более древнего занятия человека, чем мореплавание, которое во все времена воспитывало у людей особые качества, такие как смелость, взаимовыручка, умение пойти на оправданный риск, безумный полет фантазии и трезвый расчет, стремление ко всему новому и верность вековым традициям. Но самое главное, что отличало русских моряков, это высокая цель - служение Отечеству. Именно формированию такой мотивации у подрастающего поколения на основе многовекового опыта моряков и традиций Русского флота посвящена эта программа.
Небольшие гребно-парусные суда вот уже более 400 лет используются на флотах всех стран для воспитания необходимых личностных качеств молодых членов команды и сплочения коллектива. Молодые люди, собранные в шлюпке из разных социальных, бытовых и пр. условий, вынуждены выполнять совместную работу, результат которой непосредственно зависит от каждого члена экипажа. Промашка одного, тут же отражается на остальных товарищах и наоборот – поставленную цель можно достичь только объединенным усилием всего коллектива. Таким образом, за короткое время шлюпочного похода (4 – 5 дней) самопроизвольно формируется сплоченный коллектив, который сам уже корректирует личностные особенности каждого своего члена. В дальнейшем, приобретенные качества и свойства такого коллектива надолго сохраняются в любой другой обстановке (это объясняет необычайную сплоченность флотских экипажей).
Перенеся эту проверенную веками педагогическую технологию на воспитание детей и подростков, можно за относительно короткое время добиться уникальных и устойчивых результатов, так как ребенок, оказавшись в необычной обстановке быстро начинает приспосабливаться к новым условиям и педагогу-руководителю потребуется лишь немного подправить это стремление в нужную сторону, а шлюпочные условия позволяют легко создавать необходимые игровые моменты, что делает воспитательный процесс незаметным и интересным. Кроме того, в первый, самый сложный адаптационный период ребенок вынужден подчиняться новым, может не всегда приятным обстоятельствам (из шлюпки ведь не уйдешь), что способствует быстрому формированию у него волевых качеств.
Период осознанного детства у человека сравнительно небольшой - примерно 5 лет, с 9 до 15 лет. В это время он продолжает усиленно формироваться как личность, приобретает необходимые ему навыки, осваивает основы морали, принципы человеческого общежития. В это время молодой человек начинает осознавать свою ответственность за себя и за своих товарищей.
Наиболее эффективно ребенок проявляется в игре. Именно игровой фон позволяет ненавязчиво и интересно использовать существующие воспитательные и педагогические методики. А предлагаемая программа создает как раз такие условия.
Участие ребят в занятиях по программе Морского клуба позволит освоить им не только элементарные специальные знания, получить морские навыки и необходимую начальную подготовку для плаваний по внутренним водным путям и прибрежным морским водам, но и освоить элементы морской культуры, хорошей морской практики, научиться ответственности за порученное дело, приучит понимать, любить и беречь родную природу.
Программа «Морской кадет» является долгосрочной, охватывает несколько дисциплин из различных областей знаний, но объединенных основными принципами:
- максимально возможное расширение опыта ребенка в различных областях деятельности человека;
- программа обязательна для всех ее участников;
- непрерывность и преемственность процесса воспитания;
- преобладание практических занятий перед теоретическими;
- совместное участие в программе детей и взрослых
Ребята на занятиях учатся не только технике управления яхтой и катером, но и умению предусматривать и избегать возможные опасности, правильно организовывать работу своей команды, разбираться в психологии малого коллектива в условиях приближенным к экстремальным, применять на практике общечеловеческие моральные принципы.
Полученные теоретические знания ребята закрепляют во время летней парусной практики на озере Белое, в шлюпочных и катерных походах по Волге, а также во время морских экспедиций по Балтийскому и Черному морям.
Цели и задачи программы
Основной целью Программы «Морской кадет» является формирование у ребенка эстетического и нравственного мировоззрения, позволяющего ему правильно найти свое место в коллективе, ответственно и инициативно относиться к порученному ему делу, занять активную жизненную позицию, понимать, любить и беречь родную природу. Одновременно, общаясь с юными моряками других клубов, с капитанами-профессионалами с большим опытом плаваний, приобщиться к великому морскому братству, осознать значимость своего дела.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- обучение основам мореплавания, необходимых для совершения водных
путешествий по внутренним водным путям;
- освоение навыков управления малым коллективом;
- развитие инициативы в организации своего досуга;
- пробуждение интереса к окружающему миру;
- налаживание контактов со своими сверстниками;
- получение начальных трудовых навыков;
- обучение основным навыкам исследования водоемов
Участники программы
Дети, подростки, молодежь, общественники и добровольцы. Воспитанники школ, приютов, общественных организаций, экологических отрядов, студенты колледжей, (включая также, ребят с ограниченными физическими возможностями.) Возраст обучающихся от 7 до 15 лет. Количество участников – 50 чел.
Кадровый состав.
Руководитель программы – Шадрин Михаил Георгиевич, капитан 1 ранга (з), яхтенный капитан, три высших образований, опыт педагогической работы более 30 лет, более 25 лет руководит региональной общественной организацией «Косинский детский морской клуб». Ведет предметы: история мореплавания; такелажное дело; шлюпочная подготовка; яхтенная подготовка; флажный семафор; клотик; плавание; лыжи и ОФП; строевая подготовка;
Преподаватель: Лимонад Михаил Юрьевич - профессор, доктор архитектуры, яхтенный капитан. Ведет предметы: - живопись и рисунок; традиции и ритуалы на море, история великих исследований;
Преподаватель: Пугина Ольга Дмитриевна - доцент кафедры геодезии МИИГАиК. Ведет предметы: астрономия.
Преподаватель: Головин Игорь Георгиевич – яхтенный капитан, тренер по парусному спорту, образование высшее, более 30 лет опыта работы с детьми. Ведет предмет: парусный спорт, плавание по внутренним водным путям России, такелажное дело.
Механизм реализации программы
Поставленные задачи будут реализовываться путем теоретических и практических занятий.
На теоретических занятиях ребята закрепят и улучшат свои познания, полученные на уроках географии, экологии, астрономии, физики. Они изучат основы управления и психологии малого коллектива. Кроме того, они получат первоначальные знания по управлению маломерным судном под мотором, на веслах и парусами в различных условиях.
На практических занятиях ученики освоят и закрепят приемы и методы налаживания взаимоотношений со своими сверстниками, старшими и младшими товарищами, а также практические рекомендации по тактике парусных и гребных гонок и управлению маломерным судном.
Особое внимание будет уделено освоению техники работы с различными материалами во время постройки гребно-парусных судов, текущего ремонта плавсредств клуба, а также при изготовлении наглядных учебных пособий.
Программа делится на следующие основные направления:
- Морская подготовка (включает теоретические и практические занятия);
- Культурная подготовка (проведение фестивалей, праздников, соревнований, конкурсов, встреч, выпуск учебно-воспитательных и методических изданий);
- Спортивная подготовка;
- Туристическая подготовка
- Строевая подготовка
- Экологическая практика.