1. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.
Человека считают способным, если он:
1) быстро и спешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, по сравнению с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки;
2) добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности, значит, способности – прижизненное образование.
Способности тесно и неразрывно связаны со знаниями, умениями и навыками.
2. Задатки – некоторые врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.
К ним относятся:
• некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;
• строение мозга;
• строение органов чувств (абсолютный слух);
• типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);
• определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;
• соотношение первой и второй сигнальных систем;
• генофонд (особенности структуры генов) и т. п.
Задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет.
Примеры задатков:
ü координация движений (крупная моторика);
ü мелкая моторика;
ü чувство ритма;
ü тонкий слух;
ü тонкое обоняние;
ü высокая цвето- и светочувствительность;
ü физическая выносливость;
|
ü высокая скорость реакции;
ü прочность нервных связей;
ü высокий уровень сосредоточения внимания.
3. Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.
Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.
Общие – система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».
Специальные – система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.
Теоретические – склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы).
Практические – склонность к конкретно-практическим действиям.
Учебные – влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.
Межличностные – это способности к общению, взаимодействию с людьми.
|
Предметно-деятельностные – взаимодействие людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.
4. Уровни способностей по продуктивности деятельности:
1) репродуктивный – высокое умение усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения;
2) творческий – создание нового, оригинального продукта, нахождение новых способов выполнения деятельности.
Оба уровня тесно взаимосвязаны.
5. Уровни развития способностей:
1) задатки – природные предпосылки способностей;
2) способности;
3) одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;
4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;
5) талант – высокий уровень развития специальных способностей;
6) гениальность – высший уровень развития.
6. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.