Пока реформа спущена на тормозах
n Прогнозируемые реформы ОПФ в России:
n Введение типовых уставов ООО
Тогда устав будет не на 15 листов
А в виде дополнений к типовому на одной-двух страничках
Предложение закономерно, так как в ООО и так 95% уставов одинаковые.
Но как-то в дело не пошло, потому что такие мелочи как удобство жизни малого бизнеса законодателя не сильно волнуют
n Прогнозируемые реформы ОПФ в России:
n Упразднение ЗАО
автоматическое преобразование ЗАО в ООО.
В СПб зарегистрировано несколько десятков тысяч таких организаций.
Формально единственным их отличием от ООО является необходимость вести реестр акционеров.
Причина использования некоторыми предпринимателями такой формы – более благозвучное название.
Тоже пока не сдвинулась реформа
n Вопрос 3:
Выбор и планирование организационной структуры бизнеса.
n Выбор и планирование организационной структуры бизнеса
n Формирование системы управления в зависимости от ОПФ:
n Вид основных органов управления для хозяйственных обществ прописан в «Законе об акционерных обществах» и в «Законе об обществах с ограниченной ответственностью».
Основные руководящие органы для ОАО и ЗАО
Руководящие органы для ООО
n Верховная «законодательная» власть – общее собрание акционеров или участников (или правление)
n Высшая исполнительная – Совет директоров. Обычно выбирается кумулятивно
n Оперативная исполнительная – физ или юрлицо
n Матричная (смешанная функционально-дивизиональная структура для крупной географически распределённой компании
n В головном офисе линейно-функциональная структура подчинения департаментов, в каждом из которых сотрудники
|
n Плюс дивизиональная структура подчинённости руководителей регионов
n Внутри каждого региона своя линейно-функциональная структура подчинения
n Каждый менеджер 2 уровня (функциональный руководитель региона) имеет двойное подчинение:
По функциональному принципу подчиняется начальнику департамента
По административному – своему руководителю региона. Часть функциональных зон тоже может быть делегирована на этот уровень
n
Создание компании в виде холдинга:
Налоговые преимущества:
n Выгода от применения специальных налоговых режимов:
Если единая компания в силу выше описанных ограничений не может использовать специальные налоговые режимы, то возможно разделение одной компании на несколько (холдинг из малых предприятий).
Если компания ведет несколько видов деятельности, причем в одном из них низкая доля затрат в выручке, а в другом – значительная доля затрат в выручке и низкая норма прибыли, возможно разделение компании на две, применяющих разный тип УСН.
n Выгода от применения иных налоговых и финансовых схем. Несмотря на то, что государство постоянно пытается заполнять пробелы в законодательстве, законные способы минимизации налогового бремени при помощи различных финансовых моделей внутри холдинга сохраняются.
n Создание компании в виде холдинга:
Преимущества управления и контроля:
n получение полного контроля над предприятием при владении минимальным пакетом акций головного предприятия
Перекрестное владение акциями с дочерними структурами
Тоннельный эффект
n холдинг может быть единственным вариантом, который позволит учитывать пожелания и интересы всех акционеров и участников всех предприятий, консолидирующихся в группу
|
n Перекрёстное владение акциями в ходе приватизации
Схема приобретения контроля над предприятием в ходе акционирования путём скупки акций дочерними предприятиями
n Создание компании в виде холдинга:
Опасности
n Однако одновременно холдинговое образование является источником опасности для миноритарных акционеров предприятий, входящих в холдинг, если доли не закреплены в одинаковой пропорции во всех предприятиях холдинга:
n в случае неравномерного владения ими акциями и долями в разных компаниях холдинга, они могут потерять часть прибыли за счет применения мажоритарными акционерами ценовых схем
n Вопрос 4:
Планирование персонала.
Формирование штатного расписания
n Штатное расписание – это один из документов, присутствующих у действующего предприятия. Составление этого документа (хотя бы в рабочей форме) до запуска нового предприятия видится необходимым.
n Проектное штатное расписание представляет собой перечень должностей в компании с численностью сотрудников в каждой должности и с уровнем оплаты труда для каждой должности.
n Действующее штатное расписание детализируется до конкретных ФИО тех людей, которые занимают те или иные должности и их реальных заработных плат.
n Вопрос 5:
Выбор системы налогообложения и учетной политики в зависимости от типа и размера бизнеса.
Специальные налоговые режимы:
n Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – регулируется НК + законом субъекта федерации. В законе закреплён перечень видов деятельности, облагаемых по ЕНВД
|
n Упрощенная система налогообложения (УСН) - регулируется НК + законом субъекта федерации. В законе закреплён уровень ставки для типа УСН с объектом «доходы – расходы»
n Соглашение о разделе продукции
n Единый сельскохозяйственный налог
n Наиболее распространенные специальные налоговые режимы – это УСН и ЕНВД
n Выбрать можно только УСН, так как ЕНВД (де юре) носит принудительный характер.
n Возможность выбора специального режима налогообложения есть только у ИП и юридических лиц, зарегистрированных как ООО и ЗАО. Это правило вытекает из Налогового Кодекса.
n Этим признакам не может соответствовать юридическое лицо, зарегистрированное в форме ОАО, так как состав участников ОАО может произвольно меняться, что препятствует применению УСН.
n Организации, которые вправе применять УСН:
В соответствии с НК, избрать упрощенную систему налогообложения могут предприятия, отвечающие ряду признаков:
n организации, у которых по итогам 9 мес. того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 45 млн. рублей.
n организации и ИП, переведенные на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
n организации, которые не относятся к ст.346.12 п. 3 (они не вправе применять упрощенную систему налогообложения)
n Организации, которые не вправе применять УСН
n организации, имеющие филиалы и (или) представительства
n банки
n страховщики
n негосударственные пенсионные фонды
n инвестиционные фонды
n профессиональные участники рынка ценных бумаг
n ломбарды
n организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых
n организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом
n Организации, которые не вправе применять УСН
n нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
n организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
n организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН
n организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%
n организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек
n организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей
n казенные и бюджетные учреждения
n иностранные организации
n Упрощенная система налогообложения: типы
Упрощенная система налогообложения предполагает два варианта уплаты единого налога:
n УСН 6% с оборота
n УСН 10% от разницы между доходами и расходами. (До 2009 года ставка УСН от разницы между доходами и расходами для СПб составляла 15%, но в связи с кризисом была снижена до 10%).
n Упрощенная система налогообложения: налоги
Выбор УСН дает предприятию ряд существенных налоговых преимуществ:
n предприятие уплачивает единый налог (в соответствии с выбранной схемой – 6% от оборота или 10% от разницы между доходами и расходами)
n освобождается от уплаты
НДС (кроме НДС, взимаемого при пересечении товарами таможенной границы РФ),
Налога на прибыль
Налога на имущество
n Платежи в социальные фонды для компаний, работающих по УСН
n До 2010 года взимались иначе, чем у других организаций.
n Потом, с 2011 года, ставки для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, уровняли со стандартным налоговым режимом.
n С 2011 года суммарная ставка начислений на заработную плату для компании, работающей по стандартному режиму налогообложения составляет 34%. Для компании, применяющей УСН ставка составляет столько же, то есть, льгота отменена.
n В 2012 году для всех организаций действует льгота, снижающая ставку до 30%
n ЕНВД могут применять:
Перечень видов деятельности, которые попадают под ЕНВД, определяется законом субъекта федерации. Для Санкт-Петербурга под ЕНВД подпадают следующие виды деятельности:
n оказание бытовых услуг
n оказание ветеринарных услуг
n оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
n оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок)
n оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности, пользования или распоряжения не более 20 транспортных средств
n ЕНВД могут применять:
n розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м
n розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети
n оказание услуг общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей
n распространение наружной рекламы
n размещение рекламы на транспортных средствах
n оказание услуг по передаче во временное владение и(или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей
n Вопрос 6:
Операционный (производственно-технологический) план.
n Информация для бизнес-плана
n Параметры помещения:
здание отдельное или часть здания,
метраж: пятно застройки, общая площадь, полезная площадь, торговая/производственная площадь
этажность,
количество зданий/помещений
инженерные сети, подведенное электричество,
местонахождение, расстояние до ближайших объектов,
и т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Производственные мощности:
Уровень технологической оснащенности предприятия
Проектная мощность (максимальная мощность),
текущая загрузка – полная, неполная (сколько %), сезонная, посменная
возраст оборудования, амортизация, необходимость ремонта, сроки обновления оборудования
динамика мощностей по годам
и т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Описание производственного процесса:
Общая продолжительность производственного цикла – средняя, от закупки сырья до отгрузки продукции.
Последовательность процесса прохождения разных стадий, схема производственных потоков на предприятии
Стадии, их продолжительность
Методы и моменты контроля качества
И т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Потребность в материалах, комплектующих, полуфабрикатах, сырье и т.д.
Величина потребности
Динамика потребности
И т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Параметры склада
склад готовой продукции: его размер определяется хранимым средним и максимальным запасом, но регулировать размер партий и скорость их выбытия сложнее, так как определяете все это не вы, а ваш покупатель.
Площадь, местонахождение
Способ и срок хранения (особенности – с рефрижератором и т.д.)
Объем готовой продукции в смену, месяц, год и т.д.
Стоимость хранения
И т.д.
склад сырья и материалов: мы в состоянии определить самостоятельно политику закупок, так как тот, кто платит, имеет больше возможностей по установлению условий.
n Оптимальный размер заказа
определяется по формуле Харриса(она же – формула Вильсона) исходя из объема потребности в сырье и материалах, динамики этой потребности, затрат на заказывание, стоимости хранения, стоимости транспортировки.
Где:
n Q* – оптимальный размер заказа (денежные или натуральные единицы измерения)
n I – затраты на хранение единицы запаса в плановом периоде времени
n S – потребность в запасе в плановом периоде (денежные или натуральные единицы измерения),
n А – стоимость размещения одного заказа, денежные единицы
n Информация для бизнес-плана
n Количество персонала, занятого на производстве:
Текущее состояние,
Квалификация
Половозрастной состав
Производительность труда,
потребность в персонале.
И т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Логистические параметры:
Зависят от местонахождения предприятия. Предприятие по своему расположению может быть ориентировано на ресурсы или на сбыт.
Далее, в зависимости от расположения предприятия и в зависимости от доступных транспортных путей и их стоимости, определяются:
Способ транспортировки сырья или готовой продукции
Метод продажи конечной продукции – на месте или с доставкой
Метод закупки сырья, комплектующих – самовывозом или с доставкой
И т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Экологические требования к производству: (а также санитарные требования, пожарные требования и прочие регламенты)
степень вредности, загрязненности
плата за загрязнение – прямая в виде покупки квот или косвенная в виде затрат на установку очистных технологий и сооружений.
методы очистки отходов
и т.д.
n Информация для бизнес-плана
n Контрагенты
Поставщики, их репутация, качество товара, опыт работы с ними
Покупатели, их репутация, сроки оплаты, опыт работы с ними
производственная кооперация - с кем и на каких условиях
прочие контрагенты
n Информация для бизнес-плана
n Возможность аутсорсинга, аутсорсинг
Необходимо выявить, в первую очередь, ключевые компетенции – процессы, которые на аутсорсинг отдавать никак нельзя.
Процессы, которые приносят максимальную добавочную стоимость, то есть, приносят деньги,
Процессы, которые важны технологически и являются определяющими с точки зрения качества вашей продукции.
Необходимо определить:
Какие технологические процессы отданы на аутсорсинг (для действующей компании)
Какие технологические процессы могут быть отданы на аутсорсинг
Какие технологические процессы не могут быть отданы на аутсорсинг
n Рассчитываются следующие показатели, не имеющие прямого отношения к финансовому разделу:
n Фондоотдача
n Фондоемкость
n Средний возраст оборудования
n Производительность труда
n Динамика потребности в запасах
n Оптимальный размер заказа
n Тема 6. Планирование проекта. Сетевые графики.
Вопросы:
- Сетевые модели. Сетевой график
- Составление сетевых графиков и сопоставление сетевого графика с реальными бизнес-процессами
- Расчет критического пути
- Расчет оптимального соотношения стоимости и продолжительности работ
n Вопрос 1:
Сетевые модели. Сетевой график
n Проектное управление
Сетевая модель может быть представлена:
n сетевым графиком,
n в табличной форме,
n в матричной форме,
n в форме диаграммы на шкале времени.
Сетевым графиком называется полное графическое отображение структуры сетевой модели на плоскости
n Основные элементы сетевого графика:
n события – моменты времени, когда происходит начало или окончание выполнения какой-либо работы (работ);
n работы – неделимые части комплекса действий, необходимые для решения некоторой задачи;
n фиктивные работы – условных элементов структуры сетевого графика, используемые исключительно для указания логической связи отдельных событий.
n Разновидности событий сетевого графика:
n исходное событие – результат, в отношении которого условно предполагается, что он не имеет предшествующих работ;
n завершающее событие – результат, в отношении которого предполагается, что за ним не следует ни одна работа; это и является конечной целью выполнения всего комплекса работ или решением задачи;
n промежуточное событие или просто событие. Это любой достигаемый результат в выполнении одной или нескольких работ, дающий возможность начать последующие работы;
n начальное событие – событие, непосредственно предшествующее данной конкретной работе;
n конечное событие – событие, непосредственно следующее за данной работой.
n Пути в сетевом графике
n Любая последовательность непосредственно следующих друг за другом работ в сетевой модели называется путем.
n Путей в сетевой модели может быть очень много.
n Пути, связывающие исходное и завершающее события сетевой модели, называются полными, а все остальные – неполными.
n Сумма продолжительностей выполнения работ, составляющих тот или иной путь, называется продолжительностью этого пути.
n Вопрос 2:
Составление сетевых графиков и сопоставление сетевого графика с реальными бизнес-процессами
n Вопрос 3:
Расчет критического пути
n Самый продолжительный из всех полных путей - критическим путем сетевой модели. Его продолжительность критического пути равна сумме продолжительностей всех работ, составляющих этот путь.
n Работы, лежащие на критическом пути, называются критическими работами, а события – критическими событиями.
n Уже одного определения критического пути сетевой модели проекта достаточно для организации управления всем комплексом работ.
n Жестко контролируя календарные сроки выполнения критических работ, можно в итоге избежать потерь. У работ, не находящихся на критическом пути, как правило, имеются резервы времени, позволяющие на некоторое время откладывать их выполнение, если это необходимо.
n Резерв времени наступления события – это разница между поздним и ранним сроками
n Вопрос 4
Расчет оптимального соотношения стоимости и продолжительности работ.
n Тема 7. Финансовый раздел бизнесплана.
Вопросы:
- Задачи и содержание финансового раздела бизнесплана.
- Составление бюджета движения денежных средств.
- Основные финансовые показатели, необходимые для бизнеспланирования
n Вопрос 1:
Задачи и содержание финансового раздела бизнесплана
Финансовый раздел отвечает на главные вопросы:
n Сколько требуется средств для реализации проекта
n В какие периоды должно поступать финансирование
n За какой срок проект окупится и средства будут возвращены
n Какова норма прибыли, рентабельность проекта
n При каких условиях достигается точка безубыточности
n В какие периоды есть риск нехватки денежных средств
n И т.д.
n Основные предположения, которые необходимо сделать для составления финансового плана:
n Предположения о продажах - должны соответствовать заключениям, сделанным в разделе маркетинга. Составляется оптимистичный план, пессимистичный план и наиболее вероятный план.
n Предположения о потоке денежных средств (наличности) -представляет собой разницу всех притоков и всех оттоков денежных средств. Отличается от предположения о продажах. Поток денежных средств может не совпадать по месяца с объемом продаж. Отклонение возможно в связи с тем, что часть денежных средств, вырученных от продаж, могут быть связаны в дебиторской задолженности.
Денежный поток – это сумма прибыли и амортизационных отчислений, скорректированная на дебиторскую задолженность.
n Основные предположения, которые необходимо сделать для составления финансового плана:
n Предположения об основных и накладных расходах (о всей совокупности расходов).
Накладные расходы: арендная плата, страховка, коммунальные платежи, оплата телефона, рекламы и т.д. + заработная плата непроизводственного персонала.
Поставщики информации - маркетинговый, производственно-технологический (операционный), организационно-юридический разделы бизнесплана.
n Предположения об источниках финансирования проекта, предприятия.
Источники финансирования:
q собственные средства
q заемные средства
q привлеченные средства (либо инвестиционные ресурсы, либо средства граждан – как в случае с долевым строительством)
n Различные типы учета как источник информации для бизнесплана
n Различные типы учета как источник информации для бизнесплана
n Основным поставщиком информации для бизнесплана является управленческий учет.
n Кроме того, в финансовом разделе также проводится анализ балансовых показателей, таким образом, если предприятие не вновь создающееся, а уже действующее, бухгалтерский учет также может быть поставщиком информации для бизнесплана.
n Налоговый и статистический учет ведутся только для отчетности перед соответствующими органами и для расчета сумм налоговых платежей. С точки зрения планирования бизнеса данные виды учета избыточны и абсолютно бесполезны.
n Соответственно, язык финансового раздела бизнесплана основан на управленческом учете.
n
Налоговое планирование
n Методы снижения налогового бремени (чаще для внутреннего пользования)
n Схемы налоговой оптимизации (только для внутреннего пользования)
n Льготы, которые вы имеете право и планируете использовать (для внутреннего и внешнего пользования)
n Учётная политика
n И т. д.
n Документы, на которые опирается финансовый план
n Балансовый отчет (баланс) - снимок финансовой платежеспособности бизнеса, дает данные об основных активах и о структуре задолженности.
n БДР (бюджет доходов и расходов) - дает информацию о будущей прибыльности и обороте.
n Cash-flow (план движения денежных средств) - дает информацию о способности бизнеса генерировать денежный поток. Состоит из перечисления всех оттоков наличных средств (платежей) и всех притоков наличности с разноской по месяцам и служит для расчета баланса. Отрицательный баланс означает недостаток оборотного капитала и необходимость организации дополнительного финансирования.
n Вопрос 2:
Составление бюджета движения денежных средств
n Следует различать бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств
Бюджет доходов и расходов позволяет достигать прибыльности в долгосрочном плане
Бюджет прибылей и убытков позволяет избежать провалов по оборотным средствам (деньгам) в течение реализации проекта
n Бюджет движения денежных средств составляется
помесячно на 1 год,
поквартально на 2-й
на год в целом – на последующие
n Составление бюджета движения денежных средств
n Затраты делятся на 3 группы, у которых может быть потом более подробное деление:
Стартовые
Постоянные
Переменные
*В ряде случаев заработную плату выделяют сразу отдельной строкой, иногда разделяют между постоянными и переменными в зависимости от того, зарплата сдельная, фиксированная или зависящая от объема продаж
n Составление бюджета движения денежных средств
n Выручка от продаж считается с учётом:
Отсрочки платежа
Сезонных коэффициентов
Нарастания масштаба и постепенного выхода на плановую мощность
С учётом прочих особенностей
n Вопрос 3
Основные финансовые показатели, необходимые для бизнеспланирования.
4 типа финансовых показателей, которые рассчитываются в финансовом разделе бизнесплана:
n Абсолютные денежные:
фактическая прибыль (валовая - маржа, прибыль до налогообложения, чистая),
выручка (средняя, сглаженная, сезонная и т.д.)
n Рентабельности:
активов,
продаж,
инвестиций
Собственного капитала
n Основные финансовые показатели, необходимые для бизнеспланирования.
4 типа финансовых показателей, которые рассчитываются в финансовом разделе бизнесплана:
n Проектные:
NPV,
IRR, срок
окупаемости проекта
n Ликвидности:
текущей,
быстрой,
абсолютной
* Расчет финансового рычага – для внутреннего пользования.
n Прочие показатели
n Расчет себестоимости единицы продукции или услуг
Нужен не всегда. Необходим при запуске нового продукта – для определения сравнительной прибыльности различных видов продуктов.
n Расчёт точки безубыточности
Может быть осуществлён по формуле, а может быть выведен из бюджета доходов и расходов.
Точка «кассового нуля» - как эквивалент точки безубыточности для бюджета движения денежных средств – может быть выведена из соответствующего бюджета
n Прочие показатели
n Запас финансовой прочности
Как было объяснено выше, не будьте излишне оптимистичны в предположениях, которые вы делаете. Предусмотрите запас финансовой прочности и объясните его. Он может состоять из увеличения до 10% расчетной стоимости единицы продукции на первые годы, или предоставления обеспечения для 10% увеличения непредвиденных расходов по обслуживанию оборудования.
Учитывать:
n сезонность бизнеса и связанную с ним загрузку мощностей и колебания уровней продаж
n инфляцию