Глава первая - ЯЗЫК ПРИТЧ




Новый Человек. Объяснение некоторых притч Иисуса Христа

Оглавление

Об авторе................................................................................................. 3

Глава п е р в а я - ЯЗЫК ПРИТЧ........................................................................ 3

Часть первая............................................................................................ 3

Часть вторая............................................................................................ 5

Часть третья......................................................................................... 6

Часть четвертая.................................................................................... 8

Часть пятая......................................................................................... 10

Часть шестая.......................................................................................... 11

Глава вторая-ИДЕЯ ИСКУШЕНИЯ В ЕВАНГЕЛЯХ.......................... 12

Часть первая....................................................................................... 12

Часть вторая....................................................................................... 15

Часть третья....................................................................................... 17

Глава третья - БРАК В КАНЕ............................................................... 18

Глава четвертая-ИДЕЯ О ТОМ, ЧТО ДОБРО ВЫШЕ ИСТИНЫ.......... 23

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ................................................................................... 23

Часть вторая....................................................................................... 26

Часть третья....................................................................................... 29

Глава пятая - ИДЕЯ ПРАВЕДНОСТИ В ЕВАНГЕЛЯХ....................... 34

Часть первая....................................................................................... 34

Часть вторая....................................................................................... 38

Глава шестая – ИДЕЯ МУДРОСТИ В ЕВАНГЕЛИЯХ........................ 40

Во многих притчах и высказываниях Христа используется слово, которое

переводится как «мудрый». Например, Христос сказал своим ученикам

однажды:.................................................................................................. 40

Глава седьмая - СИМОН ПЕТР В ЕВАНГЕЛИЯХ............................... 43

Глава восьмая - ИДЕЯ МОЛИТВЫ....................................................... 48

Необходимость настойчивости в молитве........................................ 49

Необходимость искренности в молитве............................................ 50

Отклик на молитву............................................................................. 51

Просьба в молитве............................................................................. 52

Глава д ев я т а я - НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ...................................... 54

Введение............................................................................................ 54

Часть первая....................................................................................... 54

Часть вторая....................................................................................... 56

Глава десятая - ВЕРА.............................................................................. 60

Часть первая....................................................................................... 60

Часть вторая....................................................................................... 62

Часть третья....................................................................................... 66

Часть четвертая.................................................................................. 68

Глава одиннадцатая – ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ................................. 71

Часть первая....................................................................................... 71

Часть вторая....................................................................................... 73

Часть третья....................................................................................... 76

Часть четвертая.................................................................................. 78

Часть пятая. Идея отбора................................................................... 80

Часть шестая.......................................................................................... 81

Глава д в е н а д ц а т а я - ИУДА ИСКАРИОТ......................................... 83

Глава тринадцатая - Приложение – БРАЧНЫЕ ОДЕЖДЫ.................. 88

Об авторе

Доктор Морис Николл родился в 1884 году в Шотландии; отец его - сэр

Уильям Робертсон Николл, известный литератор. В юности он встречался

со многими известными людьми на блестящих приемах в доме своего отца в

Хампштеде, среди которых были Ллойд Джордж, Асквит, сэр Джеймс Барри,

молодой Уинстон Черчилль и лорд Ридделл, который часто упоминает в своих

дневниках беседы, происходившие в этом доме.

Доктор Николл окончил первым Кайус Колледж в Кембридже по есте-

ственным наукам, после этого специализировался по медицине в больнице

Барта. После учебы в Париже, Берлине и Вене, он начал свою карьеру в

качестве частного врача на Харлей Стрит (улица известных и преуспеваю-

щих врачей в Лондоне).

Во время первой Мировой войны он был капитаном медицинской служ-

бы Сухопутных Войск и был начальником госпиталя в Галлиполи. Пережитое

во время войны он описал в книге «В Месопотамии», изданной в Лондоне в

1917 году под псевдонимом «Мартин Свейн».

В 1917 году Николл написал еще одну книгу. Это была «Психология

сна», и в ней доктор Николл выразил свою глубокую признательность док-

тору Юнгу, с которым учился в Цюрихе.

Вернувшись на Харлей Стрит после войны 1914-1918 годов, доктор

Николл стал работать вместе с покойным доктором Джорджем Риддоком в

Имперской больнице, в персонал которой входило много знаменитостей. Он

стал пионером в психологической медицине и опубликовал много работ по

медицинской психологии, которые часто цитируются Уильямом Мак-Дугал-

лом в его трудах по невро-психологии.

В 1922 году доктор Николл отправился на год в Институт Гармоничес-

кого Развития Человека, который основал Г. И. Гурджиев в Шато де Приорэ

в Фонтенбло.

В 1921 году доктор Николл познакомился с русским философом П. Д.

Успенским, который описал учение и личность Гурджиева в книге «В поис-

ках чудесного».

Вплоть до 1940 года Успенский читал лекции в Лондоне. В 1931 году он

поручил доктору Николлу вести группы по изучению идей Гурджиева. Что

он и продолжал делать до своей смерти. Доктор Николл написал пятитомный

комментарий на учение Гурджиева и Успенского.

Занятия доктора Николла в свободное время включали строительство,

музыку, литературу и театр. Он писал маслом и акварелью, и акварельные

иллюстрации в его первой книге «В Месопотамии» были сделаны им самим.

Относительно своего учения доктор Николл сказал:

«Точно так, как мы сейчас узнаем о таких химических веществах, как

сульфаниламиды, пенициллин и стрептомицин, так же должны мы продви-

нуться вперед в изучении ядов умов и эмоций, план дальнейшего развития

которых (ума и эмоций) был изложен в Евангелиях».

Относительно своего намерения писать «Нового Человека» он сказал:

«Это намерение имеет своей целью указать, что все учение, которое со-

держится в Евангелиях, - и многие учения, как старые, так и новые, за корот-

кий период известной истории, - говорит о преодолении насилия, которое

характеризует современный уровень бытия человечества. Оно утверждает

возможность развития другого уровня бытия, преодолевающего насилие».

Глава первая - ЯЗЫК ПРИТЧ

Часть первая

Все священные писания содержат в себе внешний и внутренний смысл.

За буквальными словами лежит еще один уровень значения, еще одна форма

знания. Согласно старинной традиции, Человек когда-то соприкасался с этим

внутренним знанием и внутренним смыслом. В Ветхом Завете имеется много

историй, которые передают другое знание, другой смысл, совершенно

отличный от буквального значения слов. История о Ковчеге, история о дво-

рецком и булочнике фараона, история Вавилонской Башни, история об Иакове

и Исаве и миске похлебке и многие другие содержат внутренний психологи-

ческий смысл, далеко отстоящий от их уровня буквального смысла. В Еван-

гелиях притча используется подобным образом.

В Евангелиях используются многие притчи. В том виде, как они вос-

принимаются из буквального значения слов, они явно относятся к виноград-

никам, хозяевам, управляющим, к блудным сынам, к маслу, воде и вину, к

семенам и сеятелям, к почве и многим другим вещам. Это - уровень их бук-

вального значения. Язык притч труден для понимания, так же как и вообще ',

язык всех священных писаний. Взятые на уровне буквального понимания

как Ветхий, так и Новый Завет полны не только противоречий, но и жестокого

и отталкивающего значения.

Возникает вопрос: почему эти так называемые священные писания облечены

во вводящую в заблуждение форму? Почему то, что имеется в виду, не объ-

яснено ясно? Если в Истории о том, как Иаков хитростью выживает Исава,

или в рассказе о Вавилонской башне, или о том, как был построен Ковчег

в три этажа и как он плавал, истинным является не буквальный, а совер-

шенно отличный внутренний смысл, - почему все это не выражено явно?

Почему, опять-таки, нужно употреблять притчи в Евангелиях? Почему бы

не сказать прямо, что имеется ввиду? И если человек, который так счи-

тает, спросил бы, почему история Творения в Книге Бытия, которая явно не

может быть принята буквально, что-то означает еще — что-то совершенно от-

личное от того, что означают слова буквально, то он должен естественно за-

ключить, что так называемые священные писания – ничто иное, как какая-то

выдумка, намеренно навязанная Человечеству. Если все эти истории, алле-

гории, мифы, сравнения и притчи в Священном Писании значат что-то

еще, почему нельзя сказать ясно, что они значат, с самого начала - так, что-

бы каждый мог понять? Почему все вуалируется? Для чего вся эта таин-

ственность, эта неясность?

За всяким священным писанием лежит основная идея - передать более вы-

сокий смысл, чем содержат буквальные слова, истину которого Человек

должен увидеть внутренне. Это - более высокий, скрытый, внутренний или

эзотерический смысл, облеченный в слова и чувственные образы повсед-

невного употребления; он может быть постигнут только через понимание, и

как раз здесь заключается первая трудность при передаче более высокого

смысла Человеку. Уровень буквального понимания человека не обязательно

такой же, как способность постижения психологического смысла. Понимать

буквально - это одно, понимать психологически - это другое. Возьмем не-

сколько примеров. Заповедь говорит: «Ты не должен убивать» '

Это буквально. Но психологически смысл таков: «Ты не должен убивать в

своем сердце». Первое значение - буквальное; второе значение — психологи-

ческое, и оно действительно дается в Книге Левит. Так же заповедь: «Ты не

должен совершать прелюбодеяния» 2

Это буквально, но психологический смысл глубже и относится к сме-

шиванию различных доктрин, различных учений. Вот почему часто гово-

рится, что люди стали путаться с другими богами и т. д. И еще, буквальный

смысл заповеди:

«Ты не должен красть» 3

очевиден, но психологический смысл гораздо глубже. Красть, психоло-

гически, означает - думать, что вы делаете все из себя, своими собственными

силами, не сознавая, что вы не знаете, кто вы есть и как вы думаете или как

чувствуете, или даже как вы двигаетесь. Это как бы принимать все как само

собой разумеющееся, и приписывать все себе. Это связано с отношением.

Но если бы человеку сказали об этом прямо, он бы не понял. Поэтому смысл

завуалирован, ибо, если бы он был выражен в буквальной форме, никто

1

«Не убивай» (Исход, 20, 13). Здесь и далее примечания переводчика. Сноски

даны в соответствии с русским традиционным переводом Библии.

2

«Не прелюбодействуй» (Исход, 20, 14)

3

«Не кради» (Исход, 20, 15)

бы не поверил ему и каждый считал бы это просто вздором. Эта идея не

была бы понята, и, что еще хуже, ее восприняли бы как смехотворную. Выс-

шее знание, высшее значение, если оно падает на обычный уровень понима-

ния, или будет казаться вздором или будет неправильно понято. Тогда оно

станет бесполезным или даже хуже. Высокое значение может быть дано только

тем, кто близок к тому, чтобы постичь его правильно. В этом - одна из

причин, почему все священные писания — то есть писания, предназначен-

ные для того, чтобы передавать больше, чем буквальное значение слов, -

должны быть сокрыты, так сказать, под внешним одеянием. Дело не в том,

чтобы вводить людей в заблуждение, а в том, чтобы помешать этому высшему

смыслу упасть на неправильное место, на более низкий смысл и тем самым

разрушить более тонкий смысл. Люди иногда воображают, что они могут по-

нять все, что угодно, если только им это расскажут. Но это совершенно не-

правильно. Развитие понимания, способности видеть различия — это долгий

процесс. Всем известно, что маленьких детей нельзя научить жизни прямо,

потому что их понимание мало. С другой стороны, очевидно, что имеются

предметы в обычной жизни, которые нельзя понять кроме как после продол-

жительной подготовки - такие, как некоторые отрасли наук. Недостаточно

просто услышать, в чем их содержание.

Цель всех священных писаний — это передать высший смысл и высшее знание

вначале в терминах обычного знания. Притчи имеют обычный смысл (напи-

саны на языке обычного смысла). Цель притч — это дать человеку высший

смысл в терминах низшего смысла так, чтобы он или мог обдумывать для

самого себя, или нет. Притча - это инструмент, изобретенный для этой цели.

Она может упасть на человека своим буквальным смыслом, или она может

заставить его думать для себя. Человек сначала понимает на своем обычном

естественном уровне — уровне реальной действительности. Чтобы поднять это

понимание, что бы ни преподавалось, должно сначала упасть на этот уровень

в какой-то степени, для того чтобы сформировать отправной пункт. Человек

должен овладеть тем, чему его учат, сначала естественным способом. Но

притча имеет значение сверх своего буквального или естественного смысла.

Она так задумана, чтобы упасть сначала на обычный уровень ума и вместе с

тем, чтобы работать в уме в направлении поднятия естественного уровня

постижения до другого уровня смысла. С этой точки зрения, притча-это

трансформирующий инструмент по отношению к смыслу. Как мы увидим

позже, притча также - соединяющее средство между более низким и более

высоким уровнем в развитии понимании.

5

Часть вторая

Евангелия говорят, главным образом, о возможности внутренней эволю-

ции, называемой «рождением вновь». Это - их основная идея.

Давайте начнем с того, что рассмотрим внутреннюю эволюцию в смысле

развития понимания. Евангелия учат, что человек, живущий на этой земле,

способен претерпеть определенную внутреннюю эволюцию, если он вой

дет в контакт с определенным учением об этом предмете. По этой причине

Христос сказал:

«Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Иоанн, 14, 6)1.

Эта внутренняя эволюция - психологическая. Стать более понимающим

человеком есть психологическое развитие. Оно лежит в области мыслей,

чувств, действий и, короче говоря, понимания. Человек - это его понимание.

Если вы хотите увидеть, что человек есть, а не то чем он является, по-

смотрите на уровень его понимания. Евангелия говорят о реальной психологии,

основанной на учении, что человек на земле способен на определенную внут-

реннюю эволюцию в понимании.

Все Евангелия с начала до конца говорят об этой возможной самоэволю-

ции. Они являются психологическими документами. Они говорят о психоло-

гии, об этом возможном внутреннем развитии, то есть о том, что человек дол-

жен думать, чувствовать и делать для того, чтобы достичь нового уровня

понимания. Евангелия говорят не о делах жизни (разве только косвенно отно-

сятся к ним), но об этой основной идее — именно, что Человек внутренне

является семенем, способным к определенному росту. Человек сравнивается

с семенем, способным к определенной эволюции. Такой, каким Человек яв-

ляется, он неполон, незавершен. Человек может совершить свою собствен-

ную эволюцию, свое собственное завершение индивидуально. Если он не же-

лает делать этого, то может и не делать. Тогда он называется травой 2, то есть

сжигается как бесполезный. Это — учение Евангелий. Но это Учение нельзя

преподать ни прямо, ни с помощью внешнего принуждения. Человек должен

начать понимать для себя, прежде чем он сможет получить его. Вы никого не

можете заставить понимать силой, законом. Но почему это учение нельзя дать

прямо? Мы опять возвращаемся к вопросу: «Почему нельзя высший смысл

дать в понятных терминах? Для чего вся эта завуалированность? Зачем эти

притчи и т. д.?» Каждый имеет внешнюю сторону, которая была развита вслед-

ствие его контакта с жизнью, и внутрен-

1

«Не кради» (Исход, 20, 15)

2

В русском традиционном переводе Евангелий в этом значении обычно приме-

няется слово «плевелы».

нюю сторону, которая остается смутной, неясной, неразвитой. Учение о втором

рождении и внутренней эволюции не должно упасть только на внешнюю сто-

рону человека - сторону, развитую жизнью. Некоторые люди достигают ста-

дии, когда они осознают, что жизнь не удовлетворяет их, и когда они искренне

начинают смотреть в других направлениях и искать другие цели, — прежде

чем они могут услышать любое учение порядка, подобного Евангелиям.

Внешняя сторона человека организуется жизнью и ее потребностями и соот-

ветствует его положению и возможностям. В некотором смысле она искусст-

венна: она приобретена. Но лишь внутренняя, неорганизованная сторона чело-

века может развиваться — так, как развивается семя в процессе своего роста,

из себя. По этой причине учение о внутренней эволюции должно быть сфор-

мировано так, чтобы оно не падало исключительно на внешнюю сторону

человека. Оно должно упасть туда сначала, но оно должно быть способным

проникнуть глубже и пробудить самого человека - внутреннего, неорганизо-

ванного человека. Человек развивается внутренне через свое более глубокое

размышление, не через свою внешнюю сторону, управляемую жизнью. Он

развивается посредством духовного начала своего индивидуального понима-

ния и через внутреннее согласие с тем, что он считает истиной. Психологи-

ческий смысл сравнительно фрагментарного учения, изложенного в Еванге-

лиях, относится к этой более глубокой, внутренней стороне каждого человека.

Стоит только осознать, что человек может развиваться только посредством

роста своей собственной индивидуальности и, следовательно, внутреннего

понимания - и становится ясным, что, если истинное учение о смысле внут-

ренней эволюции упадет лишь на внешнюю сторону человека, оно будет бес-

полезным или даже покажется ему бессмыслицей. Оно может быть, по суще-

ству, уничтожено, если упадет на неправильное место в нем - на его деловую

часть, его светскую часть. Тогда он будет топтать его ногами. В этом заключа-

ется смысл замечания Христа:

«Не рассыпайте вашего жемчуга перед свиньями, иначе сможет слу-

читься, что они будут топтать его под своими ногами...» ' (Матфей, 7, 6).

«Под» означает внешнюю сторону жизни человека, самую низкую сто-

рону человеческого понимания - сторону, которая верит только в то, что ему

свидетельствуют его ощущения, сторону ума, которая касается «земли», как ее

касаются ноги. Эта сторона не может понять учения внутренней эволюции,

потому что она повернута наружу, а не внутрь. Посему эта сторона не может

понимать, что значит второе рождение.

Человек имеет одно рождение, естественное. Все эзотерическое учение

говорит, что он способен на второе рождение. Но это рождение вновь

1

«... не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его

ногами своими...»

6

или второе рождение относится к человеку в себе - частному (интимному),

тайному человеку, внутреннему человеку - не к такому, каким он считает

себя: преуспевающему, придуманному человеку. Все последнее относится к

внешнему человеку - человеку, каким он кажется, не к тому, что человек

есть изнутри. Сторона второго рождения - это внутренний человек.

В психологическом учении Евангелий человек берется не таким, каким

он кажется, а таким, каков он есть в самой своей сути. В этом причина,

почему Христос нападал на фарисеев. Ибо они были кажущимися. Они каза-

лись добродетельными, справедливыми, религиозными и т. д. Нападая на фа-

рисеев, Он нападал на ту сторону человека, которая притворяется, которая

соблюдает приличия ради внешней заслуги, из страха, ради похвалы - на

человека, который внутри, возможно даже испорчен. Фарисей, в психологи-

ческом понимании — это внешняя сторона человека, который притворяется

добрым, целомудренным и т. д. Это - та сторона вас самих. Это - фарисей в

каждом человеке, и в этом - психологический смысл фарисея. Все сказан-

ное в Евангелиях - изображено ли оно в форме притчи, чуда или беседы - имеет

психологический смысл, помимо буквального значения слов. Поэтому пси-

хологический смысл фарисеев относится не к определенным людям, жив-

шим в древние времена, а к самому себе сейчас - к фарисею в самом себе, к

неискреннему человеку в себе, который, конечно, не может принять ника-

кого реального и истинного психологического учения, не превратив его в по-

вод для заслуги, похвалы и вознаграждения. Позже мы будем изучать смысл

фарисея в себе подробнее.

Часть третья

Поскольку все священные писания содержат как буквальный, так и психо-

логический смысл, они могут упасть на ум (задеть ум) двумя способами. Если

бы человек не был способен ни на какое дальнейшее развитие, это не имело

бы смысла. Именно потому, что он способен на дальнейшую индивидуальную

эволюцию, и существуют притчи. «Священная» идея Человека - то есть эзо-

терическая или внутренняя идея - заключается в том, что он обладает неисполь-

зованным более высоким уровнем понимания и что его реальное развитие за-

ключается в достижении этого более высокого возможного уровня. Поэтому

все священные писания, данные в форме притч, имеют двоякое значение, по-

тому что они содержат буквальный смысл, предназначенный для того, чтобы

упасть на уровень (затронуть) человека, каким он является, и в то же самое

время они могут достичь того более высокого уровня, который потенциально

присутствует в нем и ожидает его.

Притче придана форма древнего смысла. Притчи в Евангелиях имеют

форму древнего языка, ныне забытого. Было время, когда язык притч мог

быть понят. Этот язык - язык притч, аллегории и чуда - потерян для совре-

менного человечества. Но остаются некоторые источники, которые дают нам

возможность частично понять этот древний смысл. Поскольку цель притчи -

это соединить высший и низший смыслы, ее можно мыслить как мост

между двумя уровнями, связь между буквальным и психологическим пони-

манием. И, как мы увидим, когда-то был известен определенный язык, на

котором эта двойная передача понималась, и определенные слова и термины

преднамеренно употреблялись в понятном двойном смысле. Посредством этого

древнего языка создавалась связь между высшим и низшим смыслом или - что

то же самое - между высшей и низшей сторонами человека.

Наше первое рождение - эволюция из мира клеток в мир Человека.

Вторично родиться или родиться вновь значит развиться к более высокой

психологии, к более высокому возможному уровню понимания. Это - высшая

цель Человека, согласно учению всех древних Писаний, в которых Человек

рассматривается психологически как неразвившееся семя. И это есть эзоте-

рическое учение. Этот уровень можно достичь новым знанием и чувством и

практикованием его; и это знание, которое дает человеку такую возмож-

ность, иногда называется в Евангелиях Истиной или иногда Словом. Но это не

обычная истина или обычное знание. Это — знание об этом дальнейшем шаге

развития.

Попробуем составить некоторое предварительное представление об этом

древнем двойном языке притч. Давайте начнем с изучения того, как изобра-

жается Истина. На этом двойном языке видимые вещи символизируют пси-

хологические вещи. Внешняя жизнь, регистрируемая ощущениями, транс-

формируется в смысл другого уровня.

Истина - не видимый предмет, но на этом языке она изображалась с

помощью видимого предмета. Притча полна видимых образов объектов

ощущений. Но каждый видимый образ символизирует что-нибудь, принад-

лежащее к психологическому уровню смысла, отличного от этого образа.

В Евангелиях часто употребляется слово вода. Что это слово означает на

древнем языке? В буквальном смысле оно означает физическое вещество,

называемое водой. Но психологически, на более высоком уровне смысла, оно

имеет другое значение. Вода не означает просто воду. Христос, разговаривая о

втором рождении с Никодимом, говорит, что человек должен родиться от во-

ды и духа:

«Если человек не рождается от воды и духа, он не может войти в царство

Божие»1 (Иоанн, 3,5)

«... если кто не родится от воды и духа, не может войти в царство Божие».

7

Что же означает вода? Она должна иметь еще одно значение - психологическое

или более высокое значение. Мы могли бы догадаться, возможно, что «дух»

означает, может быть, волю или сокровенную, наиболее реальную часть че-

ловека. И мы могли бы понять, что родиться вновь - это не означает бук-

вально войти снова во чрево матери, как подумал Никодим, который сим-

волизирует человека, способного только к буквальному пониманию. Что бы

мы ни думали относительно значения «духа», мы не можем вообразить, с

помощью нашего обычного понимания, что значит «вода» на этом древнем

двустороннем языке, на котором объекты ощущений передают еще одно и

притом специфическое значение. Нет никакого ключа. Сказать, что человек

должен родиться вновь от физической воды, - это явная бессмыслица. Что

же означает вода психологически? Мы можем найти, с помощью других от-

рывков из Библии, что представляет собой этот физический образ на психоло-

гическом уровне смысла. Можно было бы процитировать сотню примеров. Да-

вайте возьмем один - из Евангелий. Христос разговаривал с самаритянкой у

колодца и сказал ей, что может дать ей «живую воду». Христос говорит ей,

когда она пришла набрать воды в колодце:

«Все, кто пьет эту воду, захотят пить снова; но всякий, кто выпьет во-

ды, которую Я дам ему, никогда не захочет пить: но вода, которую Я дам ему,

станет в нем источником воды, бьющей ключом в вечную жизнь» (Иоанн, 4, 13-

14).'

Ясно, что «вода» используется в особом смысле, относящемся к этому

древнему забытому языку. И еще, в Ветхом Завете, в Книге Иеремии, гово-

рится:

«Ибо мой народ совершил два зла: они покинули меня, источник живой

воды, и высекли себе чаны, разбитые чаны, которые не могут удержать воды»

(Иеремия, 2, 13).2

Что же это за вода, эта живая вода!

На древнем языке вода означает Истину. Но она означает особый род

Истины, особую форму знания, называемую «живой Истиной». Это - живая

Истина, потому что она делает человека живым в себе, а не мертвым, если

знание ее принято и применено на практике. В эзотерическом учении - то

есть учении о внутренней эволюции - человек, который ничего не знает о

1

«... всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую

Я дам ему, тот не будет жаждать вовек: но вода, которую Я дам ему, сделается в нем

источником воды, текущей в жизнь вечную»

2

«Ибо два зла сделал народ мой: Меня, источник воды живой, оставили, и

высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». (Книга пророка

Иеремии)

нем, называется мертвым. Это - знание, которое истинно только в отношении

достижения этого более высокого уровня внутренней эволюции, ожидающей

каждого. Это - знание об этом более высоком уровне, человека и о пути к

нему. Оно относится к тому, что человек должен знать, думать, чувствовать,

понимать и делать для того, чтобы достичь своей следующей стадии развития.

Это - не внешняя истина о внешних вещах, внешних целях, а внутренняя ис-

тина о самом человеке, о том, что он собой представляет и как может он изме-

нить себя. Это, посему эзотерическая Истина (эзотерический значит внутрен-

ний) или истина, относящаяся к тому внутреннему развитию и новой органи-

зации человека; Истина, которая ведет человека к его следующей ступени в

реальной эволюции. Ибо никто не может измениться, никто не может стать

другим, никто не может развиться и достичь этого более высокого возмож-

ного уровня и таким образом быть рожденным вновь, если он не знает, не слы-

шит учения об этом и не следует ему. Если он считает, что он сам знает истину

этого порядка, тогда он подобен тем, которые упоминались выше: которые «по-

кинули живую воду и высекли себе чаны, разбитые чаны, которые не могут

удержать воды». Идея совершенно ясна. Существует учение - и всегда сущест-

вовало, — которое может вести к более высокому развитию. Это учение являет-

ся реальным психологическим учением о человеке и о возможном развитии

Нового Человека в нем. Человек не может изобрести его сам. Он может вы-

сечь чаны для себя, но они не будут удерживать воду, то есть Истину.

Когда нет Истины этого порядка, состояние Человека сравнивается иногда с

жаждой.

«Неимущие и нуждающиеся ищут воду, но ее нет, и они не могут вла-

деть языком от жажды». (Исайя, 41, 17).'

Или, когда люди следуют неправильно истине, иногда приводится сравне-

ние с питьем горькой воды, или непригодной для питья, или загрязненной во-

дой.

Теперь давайте, применим эту идею, что вода означает истину на этом

древнем языке, к одному из изречений Христа и осознаем, каков психологиче-

ский смысл, в отличие от буквального смысла.

Христос сказал:

«И всякий, кто даст выпить одному из малых этих только чашу холодной

воды, во имя ученика, истинно говорю Я вам, он не потеряет своей награды».

(Матфей, 10,42).2

1

«Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды....»

2

«И всякий, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды, во

имя ученика, истинно говорю Я вам, не потеряет награды своей»

8

Здесь человек, который воспринимает умом буквально, подумает, что

все, что необходимо, это дать чашку холодной воды ребенку. Но если вода

означает истину, тогда эта фраза относится к передаче истины, как бы прими-

тивно это не передавалось. И «малый этот» не означает ребенка (по-гречески),

а означает человека, малого в понимании. Также давайте отметим, что для

того, чтобы принять истину, ум должен быть подобен чаше, которая принимает

то, что вливают в нее. То есть человек должен быть готов и должен хотеть,

чтобы его учили так, чтобы его ум был подобен чаше, принимающей воду. По-

этому выражение «дать чашу воды» относится как к получению Истины, так и

к передаче ее другим.

Все это не может быть логически выражено, но это может быть психоло-

гически понятно. В этом как раз и состоит назначение древнего языка, ко-

торый мы начали изучать.

Часть четвертая

В эзотерических писаниях Ветхого и Нового Завета употребляются и

другие слова, обозначающие Истину. Вода - не единственный образ, приме-

няемый для обозначения того порядка истины, которую мы изучаем. На древнем

языке камень и вино также употреблялись в качестве образов для этой формы

Истины, но на различных шкалах значения.

Камень символизирует самую внешнюю и буквальную форму Эзотериче-

ской Истины. Он представляет эзотерическую Истину в ее самом негибком

смысле. Заповеди были написаны на табличках из камня. Тем, кто не спосо-

бен понять более глубокий смысл, следует понять, что Истина о более высокой

эволюции должна покоиться на твердой основе.

Давайте кратко разберем удивительную историю вавилонской Башни,

изложенную в книге Бытия. Основные идеи этого рассказа относятся к Чело-

веку, пытающемуся через обычное познание достичь более высокого уровня раз-

вития. Таково значение Башни, которая была построена Человеком. Но из

сказанного раньше можно понять, что для того, чтобы достичь более высо-

кого уровня отдельному человеку или человечеству, необходимо знать и сле-

довать учению знания этой дальнейшей ступени. Человек не может увели-

чить свой рост «думаньем», то есть его собственные идеи, его собственные

мысли не могут привести его к новому уроню развития. Он должен принять

учение. Его усилия должны быть основаны на этой Истине, которую мы

изучаем. И это особое знание или эзотерическая Истина, на ее низшем уровне

понимания, называется камнем. Мы увидим, из чего была построена Вави-

лонская Башня, в аспекте этого необходимого знания, назы-

ваемого Истиной. Это был не камень, и там ясно сказано, что это было не

так. То есть знание не исходило с более высокого уровня Человека — от тех,

которые стали Новыми Людьми.

История Вавилонской Башни очень странная и имеет мало смысла, если

мы принимаем ее буквально. Она начинает словами, что давным-давно, после

времен Ноя и Ковчега, у всех людей был общий язык.

«И вся земля была одного языка и одной речи» (Книга Бытия, 11, I)1.

Затем говорится, что они отправились «с востока», (то есть прочь от

Истины) и пришли на равнину и начали думать о том, чтобы построить башню,

которая достигла бы небес. Заметьте, как продолжается р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: