Философия любви в творчестве И.А.Бунина («Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и др. рассказы). Бунин и Чехов. Бунин и Куприн.




Источник: Философия любви в творчестве И.А.Бунина («Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и др. рассказы). Бунин и Чехов. Бунин и Куприн.

 

В рассказах сборника «Темные аллеи» отразился весь чувственный опыт писателя, пытающегося уловить тот самый высочайший пик счастья, до которого может довести человека чувство любви. Но тут парадокс: расплата за мгновения счастья велика. Для героини рассказа «Кавказ» такой расплатой послужила смерть мужа, от которого она скрыла свое увлечение. Любовь и смерть, счастье и небытие - понятия неразделимо связанные между собой. Боль, которую приходится испытать герою рассказа, поглощает его настолько, что он решается на самоубийство.

Бунину было свойственно обостренное чувствование мира и себя в нем: «связан я с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней». Это ощущение настолько велико, что захватывает полностью, разрывая грани всех органов чувств. В этом выражается особая философская концепция мировидения писателя, пытающегося утвердить единство человека с космическим пространством. Возможно, на писателя повлияло увлечение буддизмом, которое наполнило сформировавшееся мировоззрение новым содержанием. В частности, Бунину становятся близки идеи фатализма, предопределенности.

В. Ходасевич заметил, что у Бунина «мир властвует над человеком». Что имел в виду В. Ходасевич под словом «мир»? Это внешние факторы, влияющие на людей, или иное, необъяснимое и неподвластное, что нависает над человеком? Читая рассказ за рассказом сборника, нельзя не заметить частое упоминание и присутствие луны как предвестницы трагедии и одиночества. Мифологема луны символизирует таинственность и загадочность вместе с неизведанностью и трагической предопределенностью: «Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды..., точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!».

В «Холодной осени» восход луны предстает как «пожар», который ассоциируется с войной, куда отправляется герой рассказа. Трагический исход уже предопределен. И если А. Блок назвал Ф.И. Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», то И. А. Бунина по праву можно считать самой ночной душой русской прозы ХХ века.

Следует констатировать, что бунинский герой не волен над своей судьбой, возникновение самой любви непостижимо. Этот аргумент нас отсылает к купринской постановке темы любви («Олеся», «Гранатовый браслет»), где герои в силу различных преград не могут быть вместе. Устоявшееся мнение в определении характерных особенностей героев А. Куприна сводится к тому, что слабость и инертность персонажей не позволяют преодолеть препятствия, возникшие на пути к счастью. С этим утверждением можно согласиться, если не учесть другой факт: безмерную, истинную любовь почти всегда преследует злой рок. Бунинское безволие не означает слабость. Любовное переживание связано с неимоверным взлетом и выходом в иное измерение, в космос, где нет ни времени, ни пространства, где любовь подчинена неземным силам.

Куприн, как и Бунин, пытался разгадать тайну несостоятельности счастья для двух любящих людей, но ответ он нашел в социальной причине, в безволии и нерешительности самого человека. Бунин подошел к этой проблеме с философской точки зрения, заглянув в глубинные тайники человеческого сердца, установив неведомую связь с космосом, высшей силой, ведущей его.

Известный знаток творчества И. Бунина О. Михайлов заметил, что «в нашей литературе никто еще не изображал любовь так пристально и сосредоточенно, как Бунин». Критик один из первых определил важную особенность бунинской концепции: «Жизнь, отраженная хрустальным бунинским стеклом, поражает нас не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам», над которыми он не властен. Испытать подобное состояние дано лишь избранным, познавшим подлинную силу и магию любви. Но здесь не обойтись без рокового воздействия. Бунин, доведя любовные отношения до наивысшей точки, не дает дальнейшего развития, осознавая, что лучше уже не может быть. Такой финал необходим для спасения самой сути любви. Автор словно хочет запечатлеть в памяти героев минуты, мгновения счастья, которые стоят порой целой жизни: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер... И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон» («Холодная осень»).

Но если учесть, что человек, оказавшийся во власти чар истинной любви, становится подвластным неведомым законам свыше, то трагический исход предопределен. Подобное можно понять как «вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах».

«Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». Так определила критика. В цикле представлены такие разные грани любви, как высокие, романтические, так и корыстные, плотские; перед нами -целая галерея женских характеров, любовных драм, встреч, свиданий, разлук, щемящих душу воспоминаний. Но чем дальше и глубже продвигается Бунин в исследовании этой темы, тем больше вопросов и мрачных тупиков. Невольно задумываешься над вопросом: что же сильнее - дух или плоть? Создается впечатление, что и сам Бунин не может определиться в своем выборе, создав определенную ситуацию в рассказе «Натали», где герой мечется между Соней, влекущей его своей плотью, и Натали, к которой испытывает истинное духовное чувство. Погружаясь в мир бунинских рассказов, обнаруживаешь тесную связь между автором и героем-повествователем. Бунин дает возможность понять, что автор чувствует состояние своего героя, его мучения и боль, радость и восхищение. Авторское слово и сознание героя полностью совпадают. Это одна из характерных особенностей бунинской прозы. Особый тон исповедальности позволяет точнее передать авторский замысел. Порой писатель вынужден идти вслед за своим героем, оказавшимся под властью высших сил, неподвластных даже самому автору.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: