Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.
Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет.
Более точно и объёмно, на мой взгляд, дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области ».
Конечно, использовать эти курсы в своей работе учителя начальных классов не всегда могут, по разным причинам, но подготовить интегрированный урок по силам многим педагогам.
Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:
|
- литературное чтение – окружающий мир;
- литературное чтение – изобразительное искусство;
- литературное чтение – музыка.
Особенности системы УМК «Планета знаний»:
-Создание целостного образовательного пространства, направленного на всестороннее развитие школьника как субъекта своей деятельности. -Единство концептуальных подходов, реализованных в дидактических принципах, структуре и методическом аппарате учебников.
-Достижение высоких результатов обучения, за счёт эффективного сочетания урочной и внеурочной деятельности.
-Формирование у учащихся «целостной картины мира» с учётом с индивидуальных способностей учащихся с применением новых образовательных технологий.
-Организация проектной деятельности, как условие формирования познавательного интереса и активности учащихся.
УМК «Планета знаний»
Предмет: Литературное чтение
Автор учебника: Э.Э.Кац
Предмет: Музыка
Автор учебника: Т.И. Бакланова
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ (открытия нового знания)
Вид урока: интегрированный
Тема: «Чтение и анализ стихотворения К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»» (литературное чтение)
Тема: «Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» Р.К. «Иван Сусанин - патриот земли Костромской»» (музыка)
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с новым литературным жанром; с героической народной музыкальной драмой и её главным персонажем – русским национальным героем Иваном Сусаниным.
2. Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать, умение ориентироваться в тексте, навыки выразительного чтения; обогащение опыта эмоционально – образного восприятия классической музыки.
|
3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев Отчизны, интерес к истории России.
Демонстрационный материал:
1) Презентация
Раздаточный материал:
1) Карточки с заданиями. Смотри приложения 2 – 5.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебники по литературному чтению и музыке.
Какие компетентности формирует урок
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
|
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4) Формирование готовности и способности к самооценке и саморазвитию.
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | ||||||||||||||||||||
Методы и приемы работы | ФОУД | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Планируемый образовательный результат | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. Эмоциональный настрой. | Слово учителя. | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок! Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение! Улыбнёмся своему соседу по парте и с хорошим настроением возьмёмся за работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок. | Компьютерная презентация Слайд 1,2. | Готовность класса к уроку Эмоциональный настрой | |||||||||||||||
2.Речевая разминка. | Работа с чистоговоркой. | И | Наша школа хороша - Ша-ша-ша. В нашу школу я спешу- Шу-шу-шу. А учусь я хорошо- Шо –шо - шо. Работа с чистоговоркой: А) прочитайте губами б)прочитайте шёпотом, в) прочитайте соседу по парте, г) прочитайте медленно хором д) прочитайте быстро хором, е) читают вслух желающие ученики. | Проговаривают чистоговорку губами, шёпотом, медленно, быстро, читают вслух. | Компьютерная презентация Слайд 3. | Работа над правильностью произношения звуков. | |||||||||||||||
3.Проверка домашнего задания. | Ответы на вопросы учителя. Выразительное чтение народной песни «Сборы польского короля на Русь» | Ф | Назовите раздел, над которым мы сейчас работаем? (Народные исторические песни) Какую песню вы читали дома? («Сборы польского короля на Русь») Выразительное чтение народной песни «Сборы польского короля на Русь». | Отвечают на вопросы учителя. Выразительно читают народную песню «Сборы польского короля на Русь». | Компьютерная презентация Слайд 4. | Проверка подготовки домашнего задания. | |||||||||||||||
4.Формулирование темы урока. | Метод субъективизации. | И | А) Мысленно исключите буквы, которые встречаются более одного раза, удвойте букву «е» и назовите фамилию автора.
(Рылеев Кондратий Фёдорович) Б) Прочитай название произведения, которое мы будем читать на уроке. «ПР И НО ВАН КА СУ МО СА РЫНИН ЦЫ» («Иван Сусанин») | На основе речемыслительной деятельности формулируют тему урока. | Компьютерная презентация Слайд 5,6,7. | Формулирование темы урока. | |||||||||||||||
5.Формулирова-ние целей урока. | Метод субъективизации. | П | Вставьте пропущенные слова (работа в парах). - Познакомиться с т_________ К.Ф. ______________; - учиться п _______, в_______ ______ ______ «_____ ______» и а______ его. (Познакомиться с творчеством К.Ф. Рылеева; учиться правильно, выразительно читать стихотворение «Иван Сусанин» и анализировать его) | Работают в парах. Вставляют пропущенные слова. Формулируют цели урока. | Компьютерная презентация Слайд 8. | Формулирование целей урока. | |||||||||||||||
6.Работа над новой темой урока. | Слово учителя | Ф | Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Давайте прочитаем его. «Напоминать юношеству о подвигах предков- вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине». К.Ф. Рылеев. О чём говорит автор этих строк Кондратий Фёдорович Рылеев? | Отвечают на вопрос учителя. | Компьютерная презентация Слайд 9. | Осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. | |||||||||||||||
Слово учителя | Ф | Кто же он, К.Ф. Рылеев? Современник А.С.Пушкина, он прожил недолгую жизнь- 31 год, родился в 1795году и умер в 1826 году. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем Отечественной войны 1812 года. Поэт, философ, высокообразованный человек, участвовал в декабрьском восстании, цель которого была облегчить жизнь простого человека. Оно было разгромлено. А Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. В 1826 году приговор был приведён в исполнение. Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев часто обращался к прошлому русского народа, к прошлому своей страны. Он написал цикл исторических стихотворений, названных думами. Дума - это большое стихотворение на историческую тему. Каждая дума Рылеева посвящена отдельному герою и озаглавлена его именем: Олег Вещий, Дмитрий Донской, Иван Сусанин. | Слушают сообщение учителя. | Компьютерная презентация Слайд 10. | Знакомство с биографией К.Ф. Рылеева. Понятие «дума». | ||||||||||||||||
7.Подготовительная работа перед чтением. | Слово учителя. | Ф | Чтобы вам понятно было, о чем идет речь в стихотворении, я расскажу вам о том историческом периоде, к которому обратился Рылеев. Русским государством с 862 года правила династия Рюриковичей. Почти 736 лет эта династия была у власти. Началось тяжелое время для Русского Государства. В истории оно называется Смутным временем. В основу “ думы” легло костромское предание. Оно повествовало о том, что польский король Сигизмунд послал войско захватить и убить еще не возведенного на престол царя Михаила Романова, которому в тот момент было 16 лет. А костромской крестьянин Иван Сусанин спрятал юного Михаила и завел поляков в непроходимую чащу, где они все погибли. Вместе с ними погиб и Сусанин, пожертвовав жизнью за народного избранника - первого царя в династии Романовых. | Слушают сообщение учителя. | Компьютерная презентация Слайд 11,12. | Знакомство с историческим периодом, к которому обратился К.Ф. Рылеев при написании думы «Иван Сусанин». | |||||||||||||||
8.Первичное чтение стихотворения и беседа о прочитанном. | Беседа. | Ф | Стихотворение читает подготовленный заранее ученик. Какое впечатление произвела на вас дума? Какие чувства и переживания вызвала? Какой момент повествования показался вам самым напряженным? | Слушают думу «Иван Сусанин», отвечают на вопросы. | Первичное знакомство с думой «Иван Сусанин». | ||||||||||||||||
9.Словарно – лексическая работа. | Самостоятельная работа. Беседа. | П | Найдите непонятные слова и выражения. Вотше (напрасно), дебри (непроходимые места), мнили (думали). Как вы понимаете выражение «Не видно не зги»? Кого поэт называет ляхами и сарматами? | Работа в парах. Находят непонятные слова и выражения. Отвечают на вопросы учителя. | Словарно – лексическая работа | ||||||||||||||||
10.Вторичное чтение текста. Ответы на вопросы. | Самостоятельная работа. Беседа по вопросам. | Г | 1 группа С чего начинается повествование? Как приглашает поляков отдохнуть Сусанин? Какие слова говорит? Как себя ведёт? Найдите и прочитайте. Почему он именно так себя ведёт? С кем разговаривает Сусанин ночью? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль стихотворения? 2 группа Что самое главное Сусанин говорил сыну? Каким настроением, какими чувствами проникнута его речь? Прочитай описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги ему не найти? Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши? Как, с каким чувством звучат последние слова Сусанина? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль стихотворения? | Работают в группах. Отвечают на вопросы. | Компьютерная презентация Слайд 13. | Оформляют свои мысли в устной форме. | |||||||||||||||
11.Физкультминут- ка для глаз | Использование технических средств. | И | Электронная физкультминутка для глаз | Компьютерная презентация Слайд 14. | |||||||||||||||||
12.Выразительное чтение стихотворения. | Игра | И | Подготовка к выразительному чтению. (1) Определить главную мысль. Что должны услышать слушатели, что вы хотите им донести? (2) Определить настроение, чувства, которые хотите выразить. (3) Прочитать внимательно каждую строку, расставить ударения в незнакомых словах, паузы, логические ударения. 4). Выразительное чтение Игра «Лучший чтец» | Подготавливаются к выразительному чтению стихотворения. | Компьютерная презентация Слайд 15. | Работа над выразительностью. | |||||||||||||||
13. Интеграция урока литературного чтения с музыкой. | Слово учителя. | Ф | Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка «Жизнь за царя», которая больше известна как опера «Иван Сусанин». | Слушают учителя. | Компьютерная презентация Слайд 16. | ||||||||||||||||
14.Работа над новым материалом. | Беседа. Работа с учебником. | Ф | 1) Вспомни, что ты знаешь о композиторе М.Глинке? (Великий русский композитор Глинка родился в семье смоленских помещиков. Начальное образование получил дома. Слушая песни крепостных крестьян и звон колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Музыка оказывала на него столь сильное воздействие, что однажды он заметил: «Музыка – душа моя!») 2. Прочитай либретто оперы М. Глинка «Иван Сусанин». Расскажи об историческом событии, отражённом в этой опере. (Работа с учебником) 3. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра) 4. Что такое ария? Зачем ария нужна в опере? (Песня в опере, которую исполняют солисты) | Отвечают на вопросы учителя. | Компьютерная презентация Слайд 17. | Обобщают знания о М.Глинка и его творчестве. Понятия опера, ария повторение) | |||||||||||||||
15. Слушание арии Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя зоря» | Слушание. Беседа. | И Ф | Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя зоря» О чём поёт Сусанин? Считаете ли вы, что Иван Сусанин совершил подвиг? Какие строчки помогают нам понять и почувствовать, что происходит на душе у героя? Правильно ли поступил Иван Сусанин? Как бы вы поступили в такой ситуации? Опера написана не про одного человека, не про одного Ивана Сусанина, а про весь русский народ. Иван Сусанин является героем, в котором раскрывается весь героический образ русского народа, нам показывается, что русский народ способен постоять друг за друга, отдать свою жизнь ради жизни других. | Слушают арию Ивана Сусанина и отвечают на вопросы учителя. | Компьютерная презентация Слайд 18. | Анализируют музыкальное произведение, дают оценку поступка героя. | |||||||||||||||
16. Закрепление изученного материала | Отвечают на вопросы. | Г | Работа в группах. Вопросы:Какая фамилия автора оперы «Иван Сусанин»? Какое второе название имеет изученная опера? Название села, в котором Иван Сусанин был старостой? Как звали дочь Ивана Сусанина? Как называется страна, в которой проходил торжественный бал поляков? Как называли танец, который звучал на балу первым? (Глинка, «Жизнь за царя», Домнино, Антонида, Польша, полонез) | Отвечают на вопросы. | Компьютерная презентация Слайд 19. | Обобщают знания о М.Глинка и опере «Иван Сусанин» | |||||||||||||||
17.Слушание хора «Славься». | Слушание. Беседа. | И Ф | Опера заканчивается гимном «Славься», в котором композитор прославляет русский народ, Русь и подвиг Сусанина. Слушаем хор «Славься». Какие чувства испытывает русский народ, когда ликует о победе? (радость, счастье) Что происходит в душе каждого русского человека, когда они исполняют этот хор? (чувствуют силу объединения) | Слушают хор «Славься». Отвечают на вопросы. | Компьютерная презентация Слайд 20. | Анализ музыкального произведения. | |||||||||||||||
18.Закрепление изученного. | Слово учителя. | Ф | Многие герои повторили подвиг Сусанина. В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами. - Куда ушли партизаны? - Не ведаю. - Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану. На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата. - Показывай, где партизаны??? – заорал на Ивана офицер. - Добре,- промолвил Иван, опустив голову. Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь. - Далеко еще? – спросил офицер. - Нет, близко,- ответил Иван. Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота. | Слушают рассказ учителя. | Компьютерная презентация Слайд 21. | Получают дополнительные сведения о подвиге Ивана Сусанина и других героев. | |||||||||||||||
19.Работа с пословицами. | Игра «Собери пословицу». | П | Работают в парах. Из частей собирают пословицы, отвечают на вопрос. Родина – мать, умей за неё постоять. За правое дело стой смело. Если по-русски скроен и один в поле воин. Подходят ли эти пословицы к произведению К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»? Почему ты так решил? | Собирают пословицы, отвечают на вопросы. | Компьютерная презентация Слайд 22. | Развитие воображения, мышления речи. | |||||||||||||||
20.Рефлексия деятельности (итог урока). | Рефлексия, контроль | Ф И | Организует рефлексию. Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Заполняют оценочный листок. | Компьютерная презентация Слайд 23. | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. | |||||||||||||||
21.Информация о домашнем задании | Беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают объяснение учителя. | Компьютерная презентация Слайд 24. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная с последующей самопроверкой, работа в парах, в группах.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, эвристическая беседа);
- наглядные (демонстрация);
- практические (решение заданий),
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые,
по аспекту мышления:
продуктивные (самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.
В качестве основных элементов этого урока, составляющих его дидактическую структуру, являются: а) организация учащихся к занятию; б) актуализация знаний учащихся, в ходе которой происходит выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущих занятиях, и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы по его осмыслению и усвоению с одновременной проверкой первичного усвоения знаний; г) организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока.
Общие результаты урока:
Урок начала с эмоционального настроя. Урок литературного чтения требует эмоционального настроя на восприятие художественного произведения. Только произведение, прослушанное или прочитанное в хорошем настроении, с желанием, вызывает чувства, будит мысль, побуждает ученика делиться своими переживаниями.
Важны на уроке и речевые разминки, так как в классе есть дети, страдающие нарушением произношения того или иного звука. Таким ребятам можно помочь, если тренировать речевой слух и буквенное зрение.
Для того чтобы младшие школьники были активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, вовлечены в учебное творчество, использовала метод субъективизации. Специфическим и очень важным структурным компонентом урока литературного чтения, проводимого в русле субъективизации, является формулирование темы и цели урока. Для первой части данного этапа учитель подбирает учебный материал и организует работу с ними так, чтобы учащиеся на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно сформулировать предназначенную для изучения тему.
В конце урока провела анализ работы учащихся. Дети рассказывали: хорошо они работали или нет, что получилось, что не получилось. Выяснила, какое настроение в конце урока и почему. Для этого я использовала оценочный листок, который дети заполнили в конце урока. Для формирования умения сотрудничества на уроках литературного чтения использовала работу с детьми малыми группами. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, советником или помощником, соучастником или организатором, но в каждой роли должен руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми». По словам Г.А. Цукерман, «ученик действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними» Главное в работе - умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направить ответы детей в нужное русло. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более лёгким, интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение. Использование игр на уроках литературного чтения помогает решить следующие задачи: поддерживать познавательный интерес, развивать мышление, воображение память, речь учащихся. На уроке использовала игру «Лучший чтец».
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия.
На данном уроке проводится работа овладению учащимися новым учебным материалом. Для этого школьники решают такие дидактические задачи, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций.
В ходе урока применяются приемы активизации познавательной деятельности школьников: использование учителем ярких примеров, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный материал, применяя его при выводах новых положений.
Использование групповой формы организации учебной деятельности учащихся способствует установлению доверительных отношений и общения между учащимися, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждении своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Во время такой работы учащимся даётся возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняется тема или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяются результаты работы, анализируются, систематизируются и оформляются выводы. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу. На уроке используются задания творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.
Технологии обучения, используемые на уроке:
1.Икт – презентация, прослушивание музыки.
2.Проблемного диалога – работа в группах.
3.Игровая технология.
4. Здоровьесберегающая технология – физкультминутка.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ИКТ была направлена на достижение поставленных целей.
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как
-коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
-умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,
-личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка).
В ходе урока я обеспечивала дозированную помощь учащимся, задавая дополнительные вопросы, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
В процессе урока я обращалась к уже имеющимся у детей знаниям и умениям, работала над созданием атмосферы взаимной заинтересованности учеников в работе друг друга, когда они работали в группах.
СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ – это качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие учащихся в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.
Приложение 1
Стихотворение "Иван Сусанин" - читать:
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,— так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...
Но что там чернеет в долине за елью?»
«Деревня!— сарматам в ответ мужичок: —
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота!— избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!
Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи...
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!—
Вошед, проворчал так сармат молодой.—
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»
Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.
Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..
Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком...
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь... а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»
«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
— «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи... Что будет со мной?
И с юной сестрою и с матерью хилой?»
— «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»
Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.
«Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей!— закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же!— сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!—
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
Стихотворение Рылеева "Иван Сусанин" входит в школьную программу по литературе для 4 класса.
Приложение 2
Речевая разминка
Наша школа хороша -
Ша – ша - ша.
В нашу школу я спешу-
Шу – шу - шу.
А учусь я хорошо-
Шо – шо - шо.
Приложение 3
Вставьте пропущенные слова
- Познакомиться с т_________ К.Ф. ______________;
- учиться п _______, в_______ ______ ______ «_____ ______» и а______ его.
Приложение 4
Группа
- С чего начинается повествование?
- Как приглашает поляков отдохнуть Сусанин?
- Какие слова говорит? Как себя ведет?
- Найдите и прочитайте.
- Почему он именно так себя ведет?
- С кем разговаривает Сусанин ночью?
- Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль стихотворения?
Группа
- Что самое главное он говорил сыну?
- Каким настроением, какими чувствами проникнута его речь?
- Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным.
- Почему мы понимаем, что обратной дороги ему не найти?
- Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши?
Приложение 5
Оценочный листок.
ЗУН по данной теме | Своя собственная оценка | Отметка товарища | Оценка учителя |
Чтение | |||
Устные ответы | |||
Итоговая оценка |