Каеши вадза (контр-техники)




Дзю-вадза

Суть заключается в том, чтобы нападающий (уке) использовал один вид атаки, а обороняющийся (наге) применял различные техники, которые он освоил за время своего обучения.

Это традиционная форма, которую часто применяют в тренировочном процессе, также она удобна для показательных выступлений. Ее часто включают в аттестационные экзамены, т.к. она позволяет быстро понять и оценить уровень айкидоки.

Атаки наносятся в свободном ритме, чтобы защищающийся не смог подстроится. Есть неопределенность и в том, какой рукой, ногой будет осуществляться нападение (левой или правой), что порой вносит сумятицу.

В целом, хоть атака известна, но элемент неожиданности все же присутствует. Но главная задача этой формы состоит в другом.

Дзю-вадза учит подстраиваться под обстановку, легко перемещаться, вовремя и адекватно реагировать на атаку. Можно «прогнать» и закрепить весь изученный технический арсенал.

Требуется выйти на уровень, когда можно будет свободно действовать в зависимости от ситуации, не обдумывая свой последующий шаг.

Не грех вносить разнообразие в действие, ибо дело тут даже не в фантазии, а в системном мышлении.

· Никто не мешает включить оружие в данную тренировку.

· Можно увеличить количество нападающих, чтобы уменьшить паузы между атаками (например, выстроить их в линию – создав «ручеёк»). Это уже выход на следующий этап – Рандори.

· Постоянно менять атакующие действия: одна атака – это скучно, пусть Уке меняет их по своему усмотрению.

· Поработать с завязанными глазами. Естественно, атаки должны быть в виде захватов. Конечно, если вы достигли уровня Затоичи, то можно развлечься и с ударами.

· Вносить различные факторы, по своему усмотрению, которые усложнят работу Наге.

Вот тут потребуется включить фантазию. К примеру, заставить защищаться сразу после выполнения страховок, после вращения вокруг собственной оси, после скоростных физических упражнений (10 раз отжаться, присесть) и т.п. Можно извратиться и дать задание поработать одной рукой.

Я точно не знаю границ дзю-вадза. Возможно, данное упражнение имеет строгие рамки, а все остальное, что я описал, уже не будет к нему относиться. Мои познания японского языка скудны, в самой Японии я не был, в тамошние додзе не хаживал. Поэтому честно признаюсь, что я дилетант. Конечно, это не снимает с меня всю ответственность за возможный бред, но я хотя бы вас об этом предупредил. Относитесь ко всему критично.

Целеустремленно идем дальше.

Следующее типичное для айкидо упражнение – это Рандори. Сразу стоит оговорить, что данная форма не является эксклюзивом айкидо.

 

Рандори

Рандори (яп. 乱取り, «свободная работа») — термин в японских боевых искусствах, обозначающий свободную форму практики. Зачастую под этим понятием подразумевают классические спарринги. Дословно термин переводится как «хаотичные» (яп. 乱) «приёмы» (яп. 取) или «свободная схватка».

Это мне Википедия выдала. Чтобы я без нее делал?

Рандори в различных Боевых искусствах выглядит неодинаково. Даже названия меняются, поэтому не совсем понятно, зачем все сводить к одному понятию (знаю, что скатился до тавтологии).

Собственно говоря, информации на эту тему кот наплакал. Тут порадуешься, что хоть Википедия у нас имеется. Вот она подсказывает, что Рандори, как форма работы, стала массово применяться в дзюдо с подачи самого Дзигоро Кано (основателя данного Боевого искусства). Он в своей книге «Кодокан» на первое место выдвигает «рандори», а упражнения с «ката» использует как дополнительные.

Надо понимать, что Рандори в дзюдо – это не соревновательная схватка. Рандори – это способ обучения, цели ставятся совершенно другие.

Дзюдо имеет очень развитую систему Рандори.

Почему я об этом так много пишу? Все очень просто: многие мастера айкидо используют на своих занятиях дзюдоистские формы Рандори. Они проработаны, они относительно безопасны, они позволяют работать в полную силу (без поддавков), детям очень нравиться бороться.

Изначально Рандори в дзюдо – это свободные упражнения, состоящие из выполнения приемов, в неудобных для партнера условиях, они напоминают настоящий поединок. Обоим дзюдоистам разрешается применять абсолютно любые приемы, но при этом необходимо создавать оговоренное сопротивление и соблюдать правила и философию дзюдо. Основное значение системы «Рандори» это большое количество выполняемых борцами приемов и тактических ходов, которые выполняются как можно более естественно. Все это требует от дзюдоистов сосредоточения и физического напряжения.

Существует еще множество полезных видов Рандори в дзюдо, которые можно взять на вооружение. Впрочем, другие Боевые искусства также могут послужить источниками для вдохновения (я немного коснусь этих моментов чуть погодя).

Но вернемся к айкидо. Там все очень сложно, т.к. айкидо давно идет по нескольким путям развития. Есть классическое айкидо, в котором нет соревнований, а есть направления, в которых они успешно практикуются. При этом Рандори приобретает разные формы и значения.

Пожалуй, начнем с ереси. Спорт имеет свои неоспоримые преимущества, однако Уэсиба Морихэй усмотрел в нем дух соперничества, который шел в разрез с его взглядами на айкидо. Но кто такой Уэсиба? Мы, конечно, его сильно уважаем и почитаем, поэтому даже делаем поклон его фотографии, тем не менее нам не привыкать любую идею подгонять под свое мнение, а то и под свои интересы.

Единственное спортивное направление айкидо, которое лично я принимаю – это Томики айкидо (Седокан айкидо). Оно было изначально связанно со спортивными соревнованиями, в которых Рандори послужило базой для правил. Этот стиль был создан Кэндзи Томики (15.03.1900 – 25.12.1979), обладателем 8-го дана Айкидо и 8-го дана Дзюдо.

Собственно говоря, Томики айкидо очень сильно отличается от традиционного айкидо. Оно ближе к дзюдо. Можно использовать их многолетний опыт, некоторые их методики, но слишком многое не стыкуется, чтобы просто бездумно брать и внедрять.

Считается, что в традиционном айкидо соревнования не проводиться в том числе и из-за высокой травмаопасности техник, так как безудержный поединок с использованием всего арсенала приемов может привести к инвалидности.

Томики Сэнсэй, опираясь на идеи Дзигоро Кано по созданию дзюдо, разработал стиль айкидо, в котором стали возможны соревнования. Другими словами, техника была просеяна на предмет убойности. А еще он ката связал с Рандори (фактически ката были подогнаны под требования соревнований), чтобы не было противоречий. В результате данное направление стало вполне себе самодостаточным.

Сейчас есть два типа Рандори в Томики айкидо: тошу рандори (безоружное) и танто рандори (против ножа).

Никто не мешает все это использовать на тренировках в традиционном айкидо. Обговорить правила, упростить их немного и тренироваться. Много открытий при этом грядет.

Никто не мешает устраивать поединки по правилам Сумо. Сам Будда велел, так как корни айкидо лежат в том числе и там. Это полезно. Правила Сумо просты и понятны. Детишки в восторге. Выясняется, что Кокю наге охренительно эффективная вещь, а то некоторые сомневаются.

Никто не мешает устраивать спарринги по любым правилам. Это не соревнования. Можно сказать, что это просто разные формы Рандори (всеобъемлющий термин). Главное, четко обозначать правила, соблюдать меры безопасности, следить за происходящим. Боксируйте, боритесь, «махайте» ногами. Все полезно. Все положительно сказывается на ощущениях дистанции, силы, своевременности. Спарринг - это не обязательно в полную мощь. Спарринг – это не смертоубийство, это не «свободный» бой. Это учебный процесс. Правда, он выходит за рамки традиционного айкидо. Требуется больше знать, уметь, понимать. Требуется больше времени.

На время вернемся к нашим баранам. Хотя спорт я еще затрону. В свете последних событий, соревнования и спорт стали просто хайповой темой для традиционного айкидо. В России произошел серьезный раскол из-за этого. Как пройти мимо и промолчать. Надо обладать большой скромностью, силой воли, контролем ума. Как раз мои качества. Я не собираюсь комментировать, высказывать свое отношение. Я останусь в границах темы.

Рандори в традиционном айкидо.

Пафос! Пафос!! Пафос!!!

Когда читаешь статьи на эту тему, создается ощущение, что мы бороздим вовсю космические пространства, пока остальные еще даже колесо не изобрели.

Это хорошее упражнение, но не стоит его превозносить до божественных высот.

Данное упражнение предназначено для опытных айкидок (ибо они уже достигли ангельских высот). Но чем раньше оно будет вводиться в практику, тем быстрее проклюнуться результаты.

Рандори, которое практикуется в айкидо, это когда защищающийся отражает атаки одного или нескольких (в том числе - вооруженных) оппонентов, нападающих в произвольной последовательности.

Цель Рандори лежит в адекватном ответе на многочисленные, иногда одновременные атаки.

Это сложно, этому требуется учиться:

- требуется знать стратегию работы против множества противников.

- уметь контролировать пространство (используя центральное и периферийное зрение, рассеянный взгляд);

- уметь держать противников в поле зрения, не допуская заходов в «мертвые» зоны (правило «треугольника»);

- уметь быстро передвигаться в нужные точки пространства (не оставляя за спиной угрозу);

- уметь использовать противников так, чтобы они мешали друг другу (выстраивать их в одну линию, бросать их друг на друга, использовать болевые, чтобы сотворить себе «щит» из живого человека);

- быть устойчивым, спонтанным, уметь быстро уходить в безопасные зоны;

- постоянно двигаться, не давая загнать себя в опасные положения;

- уметь правильно сочетать и использовать техники омоте и ура (иногда требуется «срезать» атаку, а порой уйти за спину противника);

- уметь сокращать дистанцию до противника, если того требует положение, провоцировать того на атаку; уметь использовать превентивные атаки.

Это так, вкратце.

Данное упражнение имеет несколько степеней сложности, которые можно варьировать в зависимости от подготовки занимающихся.

Начать можно с простых толчков в грудь и уходов от них. Без приемов, одни перемещения. Нападающие, как зомби, демонстративно вытягивают руку и двигаются по прямой линии в сторону защищающегося. Это хорошее подводящее упражнение.

Дальше как Вам заблагорассудиться. Вариаций уйма.

Вот две достаточно хорошие методические статьи на эту тему: https://mortalfite.narod.ru/randori.htm; https://www.budoman.ru/knigi-i-stati/ajkido/ki-ajkido-put-obedineniya-soznaniya-i-tela/randori-svoboda-i-otvetstvennost.html.

Надо сказать, что чаще всего в Рандори используется атака Rio kata dori (захват двумя руками за одежду на обоих плечах партнера). Это относительно безопасно, это захват, с которым достаточно сложно работать (надо уметь поймать момент, правильно действовать, а иначе все свидеться к борьбе, в которой легко увязнуть, что будет подарком для остальных атакующих). Впрочем, никто не мешает использовать другие захваты, удары, атаки оружием.

Стоит добавить, что здесь есть элемент игры. Атакующие, естественно, поддаются. Мы учимся, а не доказываем свою крутизну. Защищающийся также обязан контролировать свои действия. На условную атаку применять, к примеру, полновесный удар в пах недопустимо.

Конечно, можно устроить побоище. Атаковать со всей дури всеми возможными атаками. То-то будет весело, то-то хорошо… Пишут, что в школе у Стивен Сигала нечто подобное происходило (на экзаменах). Не знаю, скорее всего и там присутствовали ограничения, т.к. двое, при должной подготовке, имеют зубодробительное преимущество против одного. Если вам плевать на свое здоровье, хочется адреналина побольше, то зачем идти в зал? В травматологию вы можете попасть и без помощи айкидо (хотя с ним, конечно, легче).

Все, с Рандори закончили. Идем дальше.

 

Хэнка вадза

Хэнка вадза изменение приема, переход с одного приема в другой.Замечательное упражнение. Вскоре буду дифирамбы петь ему. Но не сейчас.

А сейчас минутка занудства.

Замечу, что употребляю слово «упражнение». Это неспроста.

Вадза – это технические разделы в японских Боевых искусствах (техника ударов - атэми вадза, техника бросков - наге вадза, техники болевых приемов - кансецу вадза и т.п.).

Сам японский язык вносить путаницу (причем постоянную). Он плохо соотноситься с русским языком. К примеру, термин вадза – это обширное понятие со множеством значений (разный контекст употребления, разные иероглифы для записи). Углубляться в данную тему не буду, но если айкидо потребуется перевести на научную основу, то необходимо будет провести серьезную работу с понятийным аппаратом. Сами последователи японских Боевых искусств не осознают важности данного вопроса (меня в этом убедил Егоров Н.Н.). Они исходят из соображений очевидности. Очевидно, что мы мыслим разными категориями. Для меня любая наука, в том числе и педагогическая, начинается с «единого языка».

Все что написал выше – это «глас вопиющего в пустыне». Сопоставлять айкидо и, к примеру, самбо бессмысленно (у нас не будет своих «Харлампиевых», а также «Врачаревичей»). Я хорошо понимаю, что айкидо никогда не станет наукой. Может быть это даже к лучшему. Оно может быть, чем угодно: спортом, системой для спецназа, религиозной сектой, инструкцией для пыток, но не наукой. Отдельные представители погоду не делают. У нас нет единства, наблюдается разное восприятие айкидо у инструкторов (кто в лес, кто по дрова). Мы разговариваем на разных языках, что хорошо для разнообразия, но плохо для любого строительства (жители Вавилона тут согласно бы кивнули).

Поскольку в «русском» айкидо с терминологией все очень невнятно (нет единообразия, нет научной основы), то возьму на себя смелость, немного разграничить понятия (делаю это как педагог, а не как знаток японских боевых искусств). Хэнка вадза – это упражнение, хотя при большом желании можно выделить и в раздел, в котором, к примеру, содержаться знания о взаимосвязях между отдельными приемами и переходах от одной техники к другой.

Помните, что я писал, о том, что техники айкидо имеют множество смежных точек. Одни и те же движения применяются в разных техниках. Если система не разбавлена инородными добавлениями, то она работает, как единое целое, позволяя чутко реагировать на изменившуюся обстановку, применять наиболее адекватные действия.

 

Есть две возможные тактики, которые противопоставлены друг другу.

 

· Одна из них: это «давить» прием до победного конца, применяя силу, настойчивость и необходимые хитрости.

 

· Другая: быть текучим, чувствительным, изменчивым. Отзываться на каждое действие, следовать «потоку энергии». Противник обманывается ощущениями несопротивления. При этом идет постоянный контроль движений оппонента, использование его ошибок, мягкое перенаправление в нужное русло.

Как вы понимаете, здесь требуется очень высокий уровень мастерства.

 

Хэнка вадза позволяет отработать необходимые умения.

 

Впрочем, основы понимая взаимодействий заложены в самых базовых вещах айкидо. К примеру, через иккё (первая форма контроля) можно выйти на множество других техник айкидо. Есть достаточное количество связок между различными приемами, которые легко усваиваются даже не сильно продвинутыми адептами, главное, о них надо помнить и отрабатывать.

Сама работа Хэнка вадза имеет несколько вариаций. Можно самому начать упражнение, схватив руку партнера, можно работать от атаки. На первых порах отрабатываются заданные связки (их много, причислять смысла нет), потом следует переходить к бесконечной импровизации, не забывая при этом сохранять постоянный контроль. В идеале, если партнер будет постоянно в неустойчивом положении.

 

Каеши вадза (контр-техники)

Чрезвычайно важное упражнение, но в рамках классического айкидо выглядящее не к месту.

Очень не хочется быть тем злым гением, который с ухмылкой указывает на очевидные вещи. Но придется.

Аха! Ахаха! Ахахахахахаха! Прошу прощение…

Зачем вообще в айкидо нужно изучать контр-техники? Назовите мне цели! Я ведь уже не ребенок, меня пафосными речами не проймешь.

Вы задумались? Вот это важно… Вы возмутились? Ну и напрасно.

Еще раз повторю – это чрезвычайно важное УПРАЖНЕНИЕ.

Если бы у нас были соревнования, в которых два соперника сходились в схватке, чтобы определить сильнейшего, если бы нас готовили к уличным дракам, в которых была велика вероятность применения техник айкидо, если бы мы готовились к смертельным битвам с представителями других стилей айкидо, то да… контр-техники были бы архиважным элементом нашей подготовки.

Если бы… подвоха не чувствуете?

Значит цели изучения контр-техник в айкидо лежат в другой плоскости. Каеши вадза требуется для учебного процесса.

Каеши вадза помогает:

- научиться чувствовать партнера, направления его усилий;

- не действовать грубой мощью, а быстро перестраиваться и находить наиболее адекватные ситуации действия;

- комбинировать технические элементы, создавая свои, порой достаточно сложные, конструкции (развитие комбинаторного мышления);

- определять ошибки в технических действиях партера, уметь ими воспользоваться (хотя бы с целью демонстрации, куда данные огрехи могут завести).

Все это ведет к свободе, мы престаем быть заложниками экзаменационной программы.

Надо понимать, что контр-техники не всегда возможно выполнить, когда того захочется. Должно совпасть несколько условий. Можно подловить на ошибке оппонента или действовать быстрее его. Но это ведь все не для нас? Мы же мирные люди, переполнение вселенской любовью и добротой. Для классического айкидо остается только учебная составляющая (или надежда, что в схватке не на жизнь, а на смерть, мы сможем показать всю свою невероятную крутизну).

В айкидо мы работаем вторым номером. Мы выполняем определенные техники на уже начатую атаку. Те же захваты в своем развитии могут стать болючими приемами, могут помочь пройти намеченному удару и т.д. (фактически мы уже используем контр-техники). Конечно, мы стремимся спровоцировать нужную для нас атаку (данная тактика заложена в учебных Ката), но мы же понимаем, что живем в мире случайностей и имеем дело с живыми людьми, которые не всегда хотят действовать по шаблонам.

Другими словами, в айкидо хоть мы и стремимся перехватить инициативу в начале атакующих действий, но необходимо уметь работать и с продолжением, быстро и без напрягов перестраиваться по ходу развития ситуации (тут бы Егоров Н.Н. впервые бы согласно кивнул; хотя это слишком фантастическое предположение).

Есть несколько форм отработки Каеши вадза. Все их я описывать не собираюсь. Кому интересно, могу порекомендовать обратиться к Рудневой Н.В. (она хороший методист).

На начальном этапе мы отрабатываем короткие связки. Мы вызываем атаку, а потом данное действие обрабатываем по заданному сценарию. Путаница знатная получается, но приспособиться можно. Не стоит забывать, что партнер должен немножко поддаться, перехватить правильное движение достаточно сложно.

Одну из форм отработки Каеши вадза я про себя называю айкидошной контактной импровизацией (боюсь, что всю тонкость юмора вы не оцените). Один начинает делать прием, другой перехватывает движение и начинает выполнять свое действие, потом очередь переходит обратно первому и так до бесконечности, пока творческие силы не иссякнут.

Я думаю достаточно про Каеши вадза писать. Пора переходить к самой неоднозначной части моего бессмертного творения.

 

Универсальное айкидо

Перед домной стала очень серьезная проблема. Возможно, я с ней справлюсь не самым лучшим способом.

Я хорошо понимаю, что «Универсальное айкидо» - это спорт, это правила, это спасение нашего отечественного айкидо (тут явно я перегнул палку, но мне простительно).

Теперь я сделаю то, что непростительно, я рассмотрю хорошее УПРАЖНЕНИЕ, которое определило правила данных соревнований, однако оно же применяется во многих клубах айкидо без всяких ссылок на спорт.

Название я не знаю, не исключаю и того, что данное упражнение родилось на территории России. На полноценное исследование у меня нет ни сил, ни желания.

Упражнение рассчитано на отработку техник айкидо при неизвестных атаках (просто эксклюзив).

Стоит ли говорить о том, что необходимо учиться работать в рамках спонтанности, когда требуется быстро и адекватно реагировать на угрозу? Это и так ясно.

Идея простейшая, значит важна форма реализации.

Самое простое – это парная работа по договоренности. Один хаотично атакует, другой пытается защититься. Здесь важно в порыве чувств друг друга не поломать.

Более сложный вариант предполагает наличие человека, который будет задавать атакующие действия (соответственно, делается это молча, с помощью обговоренных телодвижений). Защищающийся должен стоять спиной к нему, поэтому он находится в неведение того, что его ждет в скором будущем. Нападающий, который все видит, по команде атакует. Все просто.

Плюсы данного действия:

- массовость. Можно всю группу выстроить. Тренер показывает атаки. Все по очереди работают, то в качестве нападающего, то в качестве защищающегося.

- контроль. Тренер может оценить работу занимающихся, сделать для себя определенные выводы.

- интерес. Появляется азарт. Люди волнуются. Заодно учатся справляться с эмоциями.

- развитие «интуиции». Человек учится по начальным микродвижениям предсказывать атаку. Активно идет накопление «опыта».

- работа с дистанцией. Тренер может определять километраж взаимоотношений, вплоть до дистанции, когда нормальный ответ не представляется возможным (при дистанции «вытянутой руки» - атака успевает пройти всегда, вопрос в способности хоть как-то сглаживать ее действие).

Я не против того, что данное упражнение стало базой для спортивных соревнований. Я не против спорта. Спорт имеет свои неоспоримые преимущества. Я обещал, что не буду уделять данной теме внимание. Это отдельная статья, после которой, скорее всего, меня предадут окончательной анафеме (хотя, возможно, я о себе слишком большого мнения).

Отмечу, что спорт – это ограничения. Дают дополнительные очки за контроли, пожалуйста, сразу забываем, что в айкидо есть кокю наге, что можно просто уйти с ударом. Не надо мне говорить о сочетании традиционных методов и спорта. Это сложно. Практика других Боевых искусств показывает, что почти всегда требуется делать выбор. Правила – это ограничения, на них приходится ориентироваться, их приходится выжигать на подкорке. Соревнования – это то, к чему надо серьезно готовиться, а это время. Оно у нас ограниченно.

Все достаточно. Не хочу вступать в полемику на эту тему. У каждого своя правда.

 

Дальше я опишу несколько упражнений, которые периодически практикуются в нашем клубе.

· Начнем с упражнения, которое похоже на предыдущее. Есть тот, кто задает атаку, есть тот, кто ее производит, соответственно, есть и тот, кто отражает нападение. Отличие одно: мы ограничиваем защиту одной техникой. Тут упор больше идет на возможные входы-выходы; человеку предлагается проявить определенную смекалку, порой граничащую с изворотливостью. Тяжелое упражнение. Даже если ты знаешь выход на ту или иную технику, при быстрой скорости не всегда успеваешь вспомнить и правильно среагировать.

 

· Человек начинает выполнять приемы, при этом перед ним поставлены две пустяковые задачи:

1) непрерывно сохранять с Уке контакт. Если происходит разрыв, то упражнение заканчивается;

2) держать Уке в состоянии постоянного нестояния. Тот не должен восстановить равновесие, как только начинает вставать, его следует опрокинуть.

 

Сказать, что это сложное упражнение - значит ничего не сказать. Конечно, все имеет форму игры, но от этого не становиться легче.

 

· Марафон Дзю-вадза.

Идея простая.

Задается атака, ровно минуту люди работают в быстром темпе Дзю-вадза (незабываем передавать инициативу). Атака меняется, цикл повторяется и так до полного изнеможения. Через некоторое время вы будете держаться только за счёт энергии Ки, зато начнете по достоинству ценить айкидо, когда физических сил на активные действия просто не останется.

 

· Удар-удержание-бросок.

Идет атака, которую мы обрабатываем одним из трех основных способов.

К примеру, если тренер задаёт удары, тогда ответное действие должно ими заканчиваться. Тут может быть достаточно сложная последовательность, например, уход с линии атаки → срыв захвата → контроль рук → удар. Для данного упражнения важен конечный этап.

 

· Ручеёк.

Вариантов уйма, с разными задачами.

Если по теме, то можно использовать следующее: перед защищающимся выстраивается очередь из 3-5 человек, каждый из них атакует любой атакой, которая вздумается (можно ограничиться стандартными, можно дать полную свободу действий). Когда все пройдут, то роль Наге переходит другому.

 

· 2 упражнения, которые очень похожи: Круг и Коридор.

Плотно завязываем глаза Наге (защищающемуся). Он не должен ничего видеть.

1) Круг: Наге ставят в центре круга из отпетых злодеев. Дальше тренер молча указывает кому атаковать (это может быть один человек или несколько). Атаки могут задаваться тренером (речь, естественно, об захватах), могут выдаваться самими участниками, не суть важно.

2) Коридор: выстраиваем людей так, чтобы они образовали подобие коридора. Важно количество людей. Если группа большая, то данный вариант хорошо подойдет.

Тренер молча указывает, кто будет осуществлять нападение, потом дает команду для «жертвы», чтобы та начала движение вдоль «коридора». Нападение может осуществляться с любой стороны (спереди, сзади, с боку, с двух сторон разом).

 

Прелесть данных упражнений в ожидании. Человек на полную катушку включает слух. Это, кстати, можно использовать, давая ложные звуки [шорохи]. Задания достаточно развлекательные, людям они интересны.

 

Упражнений великое множество, все они несут пользу, если не вредят здоровью. Мы живем в век открытой информации. Пользуйтесь наработками других Боевых искусств, спортивных единоборств. Смотрите, пробуйте, подгоняйте под свои нужды. Хуже от этого точно не будет.

 

Выводы:

1) Земля вращается вокруг Солнца. Надеюсь меня за это не сожгут.

 

2) Обучение в айкидо идет по стандартному для нынешнего времени пути: от простого к сложному.

Если вы думаете, что это и так понятно и лежит на поверхности, то вы глубоко ошибаетесь. Все стало очевидным только благодаря развитию педагогики (причем западного образца).

Уэсиба Морихэй в данной науке был не шибко силен, хорошо, что у него были талантливые ученики. Многое из того, что сейчас мы видим в айкидо, это их работа.

 

3) В айкидо очень много от традиций японского обучения, которое имеет как свои плюсы, так и минусы. Базовые вещи оно задает очень хорошо.

Что забавно, большому количеству народа этого вполне хватает. Некоторые, правда, становятся коллекционерами техник, докапываются до самых глубин, но с выходом на «свободную» работу [к примеру, спарринг] теряются.

Обвинять их глупо. В классическом айкидо нет задач по подготовке бойцов. Зато оно может увлечь большое количество народа, подарить им интерес к жизни, общение, развитие. Разве этого мало?

 

4) В самом айкидо есть методы выхода на «свободную» работу, которые к нам пришли из Японии. Их немного, они достаточно ограниченны, но определенную степень импровизации дают. Однако данная свобода, в большинстве случаев, заканчивается там, где заканчивается айкидо. На полную свободу айкидоки соглашаются достаточно редко. Впрочем, для жизни вполне достаточно и того, что есть.

 

5) В айкидо мы пытаемся освоить чрезвычайно сложные вещи (использование силы противника, ювелирная работа с центром масс, обман чувств соперника и т.д.). Это непросто. Любая методологическая ошибка и человек отправляется бороздить просторы космоса в полной уверенности, что он Супермен. Нужна база взаимодействий, нужен практический опыт, нужна определенная приземленность во взглядах, чтобы не штамповать расу эльфов. Нельзя перепрыгивать через несколько ступенек. Есть таланты, но на них ориентироваться недопустимо. Поэтому я не против борьбы, спаррингов, подвижных игр (в детских группах). Это тормозит процесс экзаменационной гонки, меньше времени остается на отработку техник айкидо, но зато человек не отрывается от земли. Это все положительно сказывается на конечном результате.

 

 

6) Спорт, да простят меня боги, - это всего лишь альтернатива развития, это направление, оно неединственное. В условиях российских реалий, возможно, спорт имеет первостепенное для выживания значение, но все же айкидо плохо стыкуется с ним. Я достаточно написал, чтобы было понятно: можно достичь высокого уровня «свободы» без спортивных соревнований. Я не против спорта, детей это хорошо мотивирует, но спорт под себя все ломает и трансформирует. Это хорошо видно со стороны. Со временем данное направление полностью сформируется и оторвется от основной ветви айкидо. Таковы законы эволюции. Хорошо, если останется выбор.

 

7) Работает система. Харизма одного человека может привлечь людей, сформировать круг почитателей, но если не будет школы, то потом не останется ничего, даже воспоминаний. Айкидо – это система, порой корявая, но система. Она имеет огромный потенциал, способность к трансформации в зависимости от поставленных целей. Другое дело, что ее разрывает от бесконечных противоречий, от бесчисленных воззрений на смыслы, вложенные туда.

 

8) Айкидо развивается. Оно имеет множество направлений, которые усиленно разбегаются друг от друга. Главное, что оно востребовано, поэтому мы будем постоянно видеть что-то новое там. Это хорошо. Не все мне нравиться, но такова жизнь.

 

9) Я написал очевидные вещи (для педагога по образованию). Ни одной оригинальной идеи, ни одной пронзительной мысли. Надеюсь меня за это не сожгут.

 

P.S.: Когда мне говорят, что это очевидно, то у меня всегда возникает вопрос: для кого?

 

Все.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: