ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Сибайская детская художественная школа»

Городского округа г. Сибай Республики Башкортостан

 

СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ Художники, скульпторы, архитекторы Художественные группировки и направления в живописи, скульптуре и архитектуре

 

 


Сибай 2018

 


УДК Словарь-указатель. Художники, скульпторы, архитекторы. Художественные группировки и направления в живописи, скульптуре и архитектуреобсужден и рекомендован к изданию на заседании Методического совета МБУ ДО «Сибайская детская художественная школа»

 

Словарь-указатель. Художники, скульпторы, архитекторы. Художественные группировки и направления в живописи, скульптуре и архитектуре / Сост.: Николаев С.М., Акчурина Е.П., Игебаева М.Я.– Сибай: МБУ ДО «Сибайская детская художественная школа», 2018. – 60 с.

 

Словарь включает в себя краткие биографические сведения о крупнейших художниках, скульпторах и архитекторах мирового искусства, а также их произведений. В него также включены сведения по художникам Башкортостана и города Сибай. Словарь включает более 250 имен.

 

 

© Николаев С.М., Акчурина Е.П., Игебаева М.Я., 2018

© СДХШ, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   
1. Всеобщая история искусства……………………………………..………………………..  
2. Художники Башкортостана………………….…………………………………………….  
3. Художники города Сибай Республики Башкортостан…………….……………………..  
Список используемой литературы…………………………………………………………...  

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

- А -

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) - русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Сын мелкого торговца-армянина. Учился в Петербурге в АХ у Воробьёва М.В. Выполнил большой цикл картин, заказанных Адмиралтейством С-Петербурга на тему истории русского флота. Много путешествовал по Европе, выполняя многочисленные заказы картин на тему моря и морских баталий. Жил в Феодосии с 1845г. Много вложил собственных средств в развитие культурной жизни родного города. За всю свою творческую жизнь создал около 6 тыс. картин (неравноценных). Лучшие работы: "Девятый вал", "Чёрное море", "Радуга", "Чесменский бой" 1848г., "Наварринский бой".

Андреев Николаевич Андреевич (1873-1932) – русский советский скульптор и график. Основные работы: памятники Н.Гоголю, А.Герцену и Н.Огарёву, А.Островскому (все в Москве). Серия скульп. работ "В.И.Ленин".Графические листы-портреты известных людей России.

Антропов Николай Петрович (1716-1795) – русский живописец, декоратор – монументалист. Учился в "Канцелярии от строений" в Петербурге с 1739г.,работал там же в "живописной команде"-декоративная роспись дворцов в Петербурге, Москве, Киеве. Известен и как портретист-"Атаман Краснощёков", "Пётр 3", "Бутырина А.В.".

Анникушин Михаил Константинович (1917-1983) – советский скульптор, Нар.худ.СССР, Герой Соц.Труда, Академик. Учился в ЛИНЖАСе (1937-41 и 1945-47) у А.Матвеева; там же преподавал. Автор многих станковых и монументальных скульптур ("А.П. Чехов", "В.М.Бехтерев", "В.И.Ленин", "А.С.Пушкин" в Ленинграде), мемориал "Героические защитники Ленинграда".

Антонелло да Массина (1430-1479) живописец эпохи Раннего Возрождения. Венецианская школа. Заимствовал у нидерландских художников технику масленой живописи, внёс большой вклад в развитие ренессансного портрета - "Мужской портрет"(т.н. Кондатьер 1475г.), "Автопортрет" 1473г., "Св.Себастьян»" 1476г.

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902) – русский скульптор-реалист (работы в мраморе- "Иван Грозный", "Петр 1", "Спиноза", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Мефистофель"). Учился в Петербурге в АХ у Н.Пименова; в Париже. Передвижник.

Альберти Леон Баттиста (1404- 1472) – итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант эпоха Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. Жил и работал в Риме и Флоренции. Написал трактаты: "О статуе", "О здоровье", "О живописи", "О семье". Создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи во Флоренции), проектировал и строил церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции и др.

Альтман Натан Исаевич (1889-1970) - советский живописец и график. Учился в Одессе-в худож.училище (1902-07) и в Париже. Произведения раннего периода созданы под влиянием кубизма ("Портрет А.Ахматовой" 1914 г.). Оформлял праздники и спектакли, книги (Н.Гоголя), в - Москве "Гамлет", "Мистерия –Буфф".

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) – русский живописец, портретист, крепостной графов Шереметьевых. Автор парадных портретов, в которых широко использованы приёмы искусства барокко ("Портреты Б. и А. Шереметьевых), один из родоначальников камерных портретов ("Портреты К. и Х. Хрипуновых" и др.)

Аргунов Николай Иванович (1771-1829) - русский живописец, портретист, сын и ученик Аргунова И.П. Получил вольную в 1816 году. Испытал влияние классицизма. Автор портретов крепостной интеллигенции-актрис Т. Шильковой-Гранатовой, П. Ковалёвой-Жемчуговой.

Аргуновы - русские архитекторы, крепостные графов Шереметьевых.

Фёдор Семёнович (1732-1768)

Павел Иванович (1768-1806) - сын живописца И.П. Аргунова, представитель классицизма. С 1783 г. возглавил строительство дворца в Останкино в Москве.

АХРР - Ассоциация художников Революционной России (1922 г.), имела 40 филиалов по РСФСР, в том числе в Уфе. (А.Григорьев, П.Радимов, Е.Кацман, Н.Котов и др.

ОМАХРР – Общество Молодёжи АХРРа (1929 г.).

 

- Б -

 

Баба Корнелиу (1906-1987) – румынский живописец.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) – русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в "архитектурной команде" Д.Ухтомского, учился в московском университете, в Петербурге у С.Чавакинского, с 1758 г. в АХ у А.Кокоринова, в Парижской АХ у Деламонта(1760-1762); в 1762-64 г.г.- посетил Италию. С 1799 Баженов - вице-президент АХ. Его проекты: проект дворца Московского Кремля (1767-75)-был остановлен Екатериной 2, из-за нежелания возвеличивать Москву; дом Пашкова в Москве (1784-86)-ныне библиотека; проект Михайловского замка; многие усадебные церкви, особняки.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)-русский художник, график (иллюстрации к "Медному всаднику"), историк искусства, художественный критик. Учился самостоятельно. В 1896-1907 г.г.работал во Франции. Идейный руководитель объединения художников "Мир искусства".

Барокко (XVII-XVIII) (с итал. - причудливый, странный)- поздняя эпоха Возрождения. Один из главенствующих стилей в Европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII в.в..Эпоха Барокко отмечена подъёмом монументального искусства и ДПИ, станковой и декоративной живописи. Для искусства Барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетичность, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. В Италии в живописи это - Корреджо, Каравадже, Тьеполло; в архитектуре – Дж.Виньолы, Борромини, Г.Гварини, Бернини; в скульптуре – Джамболоньи, Бернини. Во Фландрии в живописи это- Рубенс, ван Дейк, Я.Йорданс. В Испании в живописи-это Рибера, Сурбаран, Веласкес; в скульптуре - Монтаньеса. В архитектуре XVIIIв.- Х.Б. де Чурригера (Лат.Амер.). Во Франции ведущим стилем стал классицизм (Пуссен, Лебрен и др.). В Голландии-Ф.Халс, Я. Вермеер Делфтский, Рембрант и др. В России (при укреплении дворянской абсолютной монархии) получили развитие архитектура (М.Земцов, В.Растрелли, Д.Ухтомский, С.Чевакинский), скульптурный портрет (Б.Растрелли)

Барромини Франческо (1599-1667)-итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Свободно использует классический ордер, изобретает новые декоративные детали, усложняет очертания фасадов и планов построек. Постройки Барромини отличаются беспокойной динамикой, перетеканием форм, прихотливой живописностью (церковь Сан-Карло в Риме, Сан-Иво, дворец Барберини-всё в Риме)

Бакст(Резенберг) Лев Самойлович (1866-1924) – русский театральный художник, график, живописец. Учился в АХ Петерб. (1883-87);в Париже (с 1893 г.). Член объединения "Мир искусства". С 1909 г.-в Париже был ведущим художником-декоратором в команде Сергея Дягилева (продюсер, организатор знаменитых гастрольных спектаклей русского театра и балета в Париже в начале ХХв.). Под влиянием модерна занимался книжной графикой ("Аполлон", "Золотое руно"), станковой живописью ("Древний ужас"), театрально-декорационным искусством (балеты "Клеопатра", "Дафнис и Хноя"), где, стилизуя античные и другие восточные мотивы, Бакст создавал утончённо-декоративные эскизы костюмов и декораций.

Бернини Джованни (1598-1680) – итальянский архитектор, крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью, пышностью декора, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств (ансамбль площади св. Петра в Риме (1657-1663), церковь Сант-Андреа в Риме (1653-58). Органично сочетал скульптуру и архитектуру. В скульптуре, обрабатывая мрамор, добивался натуралистических эффектов ("Аполлон и Дафна", "Экстаз св.Терезы", "Людовик 14", "Давид").

Бастьян Лепаж (1848-84) – французский живописец. Учился в школе изящных искусств в Париже(с 1867г.). Писал портреты, исторические композиции. Наиболее известные его реалистические картины из жизни крестьян "Сенокос" 1877 г., "Деревенская любовь" 1882 г.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – русский художник. Учился в школе изящных искусств. ("Купание на Сене", "Ложа", "Зонтики", "Девушка в черном", скульптура "Венера").

Бонингтон Ричард Паркс (1801-1828) – английский живописец, график. Учился в АХ в Париже в мастерской А.Ж. Гро (с1820г.). Был близок к Делакруа и представителям французского романтизма. Тонкие лирические пейзажи Б. отмеченные простотой мотивов и непосредственностью наблюдений, прокладывали путь пленэрным исканиям европейской живописи 19 века, в т.ч. барбизонской школе. Небольшие жанровые исторические картины Б. ("Генрих 4 и испанский посол") отмечены романтичными чертами, свободной живописной манерой.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) – русский и украинский художник – портретист. До 1788 г. жил в Миргороде, учился у отца и дяди-иконописцев, с1788г. - в Петербурге у Левицкого Д.П., австрийского художника И.Лампи. Был близок к крупнейшим деятелям рус.культуры своего времени-поэту Г.Державину, архитектору Н.Львову. С 1990 г.г. наряду с композициями на религиозные темы писал миниатюры (портрет В.Камниста), портреты ("Лизынька и Дашинька"), в которых разрабатывал в противовес офиц.сословному портрету тип изображения «частного» человека в непринуждённой обстановке. Портретной живописи Б. присуще черты сентиментализма, идиллистического настроения женских образов. (Портрет Е.А.Нарышкиной, М.И. Лопухиной, В.И.Арсеньева). Под влиянием классицизма работы становились сдержанными по настроению, сухими по живописи (парадные портреты А.Куракина, Павла1).

Босх ван Акен Иероним (1450-1516) – нидерландский живописец эпохи Возрождения. Сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклёрно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, яркое реалистическое новшество, смело расширял круг и тематику образов. Создал многофигурные и аллегорические композиции картины на темы народных пословиц, поговорок, притчей. "Искушение св. Антония", "Сад наслаждений", "Поклонение волхвов", "Корабль дураков", "Вознесение".

Ботичелли Сандро (1445-1510) – итальянский живописец раннего Возрождения. Представитель Флорентийской школы, ученик Филиппо Липпи. Был близок ко двору Медичи, гуманистическим кругам Флоренции. Его манере присущи музыкальность лёгких трепетных линий, прозрачность и изысканных красок, игра линейных ритмов. Он автор картин "Весна", "Рождение Венеры", "Венера и Марс", "Благовещание", "Клевета", "Оплакивание Христа", "Портрет Джулиано Медичи", алтарные картины "Мадонна с гранатом" и "Мадонна дель Маньификат".

Боффран Жермен (1667-1754) –французский архитектор (рококо). Ж. Бофран является также одним из теоретиков архитектуры барокко. "Площадь Вендом в Париже" первый проект Ж.Бофрана под руководством Ордуэн-Мансара; "Отель Лебрен в Париже"; "Отель д’Аржентон".

Браманте Донато (1445-1510) – итальянский живописец, архитектор, крупнейший представитель архитектуры эпохи Возрождения. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Работал в Милане, Риме. Постройки Браманте: церковь Санта-Мария дела Грацие 1492-97 в Милане, Часовня Ротонда Темпьето в Риме, палаццо Канцеллерия, дворец Сан-Дамазо и Бельведера в Ватикане(1503-10), проект Собора св.Петра в Риме (1504-14)

Брейгель Питер старший “мужицкий’ (1525-1569) – нидерландский живописец, гравер, рисовальщик ("Художник и знаток"-рисунок пером). Глава демократического направления в нидерландском искусстве 16 в. Посетил Италию (1452-53), работал в Антерпене и Брюсселе. В своем творчестве отразил настроения народных масс в эпоху наступавшей в Нидерландах буржуазной революции. Создавал глубоко национальное искусство, часто на основе пословиц и поговорок, а в композиции на религиозные и мифологические темы включал виды своего города и жизнь его граждан со своими заботами ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец", "Избиение младенцев", "Перепись в Вифлееме", "Слепые", "Охотники на снегу", "Падение Икара" и др.)

Броувер Андриан (1606-1638) – фламандский живописец. В основном он писал сцены из повседневной, крестьянской жизни.

Брунеллески Филиппо (1377-1446) – итальянский архитектор, скульптор, учёный раннего Возрождения. Один из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Работал во Флоренции. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флор. баптистерия (1401 г.). Воздвигнутый Брунеллески 8-гранный купол Флорентийского собора(1420-36)-первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Б. один из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Его постройки: церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, 1444 г.; воспитательный дом Оспедале дельи Инноченти.1421-44 г.; ценр.часть палаццо Питти, нач.1444 г. Творчество Брунеллески определило большое влияние на последующее развитие архитектуры Возрождения.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – русский живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель классицизма и романтизма. Его работы называли "последний классицизм в российской живописи" "Последний день Помпеи", (хранится в Русском музее, С-П,) "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя","Всадница", "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" и другие.

“Бубновый валет” – художественная группировка, выступившая в Москве в 1910 г. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников - Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов. Основным жанром был натюрморт. В 1916 г. влилась в “Мир искусства”.

Бурдель Антуан (1861-1929) – французский скульптор, ученик О.Родена. Его скульптуры энергичны по форме и пластике (Геракл, стреляющий из лука, Голова Бетховена).

Буше Франсуа (1703-1770) – французский живописец. Пасторальный жанр. "Купание Дианы", "Тет-а-тет".

 

- В -

Ван Гог Винцент (1853-1890)-голландский живописец - неразрывно был связан с французской живописной школой. Постимпрессионист."Сельская дорога с кипарисами", "Пшеничное поле с воронами", "Красные виноградники в Арле" и другие.

Ван Дейк, Антонис (1599-1641)- фломандский живописец, ученик П.Рубенса, придворный живописец английского короля. "Семейный портрет", "Автопортрет", религиозные и мифологические темы.

Ван Эйки, братья: Губерт(1370-1426) и Ян(1390-1441)-нидерландские живописцы, изобрели масляные краски на основе льняного и орехового масла. "Гентский алтарь", "Портрет четы Арнольфини".

Васильев Федор Александрович (1850-1873)-русский живописец-пейзажист."Утро", "Заброшенная мельница", "Болото в лесу. Осень", "Мокрый луг","Вид на Волге. Барки", "Волжские лагуны".

Васнецов, Виктор Михайлович (1846-1926)-русский живописец, брат Васнецова А.М. Автор картин: былины и сказы Руси ("Три богатыря", "Царь Иван Васильевич Грозный", "Иван-царевич на Сером волке", "Витязь на распутье", "После побоища", "Ковёр самолёт", "Алёнушка", "Снегурочка" и др.), иконописец, автор проекта фасада Третьяковской галереи. Исполнил эскизы и декорации к опере Н.Римского-Корсакова и пьесе А. Островского "Снегурочка". Выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, росписи Владимирского собора в Киеве, ряд портретов ("А.М.Васнецов" и другие).

Васнецов Апполинарий Михайлович, брат В.Васнецова, -русский художник, мастер исторической живописи, иллюстратор. Известные работы: "Северный край. Сибирская река","Родина", "Тайга на Урале. Синяя гора", "Кама", "Улица в Китай-городе. Начало XVII века", "Красная площадь во 2-й половине XVII века".Эскизы к театральным постановкам "Хованщина", "Сказание о невидимом граде Китеже…".Книжные иллюстрации: "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси", "Картины по русской истории".

Ватто Антуан (1684-1721)-французский живописец и рисовальщик, реализм. В 1717 г. Ватто получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу". На протяжении менее чем десятилетия он написал полотна "Венецианский праздник", "Праздник любви", "Общество в парке", "Радости жизни", "Жиль", "Вывеска лавки Э.Ф. Жерсена".

Веласкесс Диего де Сильва (1599-1660)-испанский (придворный у короля) живописец."Завтрак" и в 1620 г. картины "Продавец воды", "Старая кухарка", В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины - "Менины" в 1656 г и "Пряхи" в 1657 г. "Распятый Христос" (1632, Прадо, Мадрид). "Сдача Бреды(ЛесКопий)"). "Бог войны Марс".

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)-русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. Наибольшую известность А.Г.Венецианову принесли написанные им образы крестьян. "Жнецы", "Спящий пастушок", "Захарка".

Верейский Георгий Семенович (1886-1962)-советский художник-график. "Портреты русских художников", "Деревня" (1924 г.), "Русские писатели", "Четырнадцать портретов", "ПортретыдеятелейСоветскогогосударства,лётчиков,рабочих,деятелейсоветскойкультуры" (И.А.Орбели;В.И.Курдова;Е.Е.Лансере;Е.А.Мравинского;Г.С.Улановой;С.Т.Конёнкова;С.М.Юнович).

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)-русский художник-баталист, военный моряк, погиб на корабле в русско-японской войне."Апофеоз войны", "Мавзолей Тадж Махал", "Двери Тамерлана", "Высматривают" и другие.

Вермеер Дельфтский Ян ( 1632-1675)-голландский живописец. "Девушка с письмом", "Служанка с кувшином".

Веронезе Паоло (1528-1588)- итальянский живописец эпохи позднего Возрождения. Представитель Венецианской школы. Монументально-декоративной живописи Веронезе («Триумф Венеции», 1578-85 во Дворце дожей, «Триумф Мардохея, 1556 г. в церкви Сан Себастьяна в Венеции») присущи праздничная приподнятость образов, выразительность ракурсов и движения, звучный цвет, слияние живописи с архитектурой (фреска на вилле Барбаро-Волпи). Веронезе автор композиций «Брак в Кане, 1563 г., «Пир в доме Левия», 1753 г., портрет «Граф де Порте с сыном Андриано», 1556 г., "Распятие", "Похищение Европы", "Оплакивание Христа".

Вероккьо (1435-1488)-итальянский скульптор, живописец и ювелир Раннего Возрождения. Представитель Флорентийской школы. Учился у ювелира Вероккьо (имя которого унаследовал) и у других художников. Реалистические традиции квадраченто сочетал с аристократической утонченностью и изысканностью декоративизмом форм. Автор надгробий Джовани и Пьеро Медичи, статуи «Давид», памятника (конный «Кондатьер Б.Коллеони» в Венеции), скульптурных портретов «Джулиано Медичи (терракота), живописных полотен в т.ч. «Крещение», с участием его ученика Леонардо да Винчи.

Воронихин Андрей Никифорович (1760-1814)-русский архитектор, автор проекта Казанского Собора в Санкт-Петербурге,1814г.

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)-русский художник, график, скульптор, иконописец. Серия "Демон", "Богатырь", "Пан" и другие.

Вучетич Евгений Викторович -русский советский скульптор, автор скульптурных памятников "Воин-освободитель" в Берлине, "Родина-мать зовет" в Волгограде.

Владимиро-Суздалькая школа – создана в 12 в. начале 13 в.

- Г -

Ге Николай Николаевич (1831-1894)-русский живописец-передвижник, мастер религиозно-философских сюжетов. Картины: "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе","Что есть истина?", "Портрет Л.Н.Толстого", "А.С. Пушкин в селе Михайловском" и другие.

Гейнсборо Томас (1727-1788)-английский портретист, главное очарование его картин в их поэтичности. В основном писал портреты женщин и детей ("Голубой мальчик", портреты придворной знати).

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)-русский живописец и график. Был членом объединений "Маковец", "Общество московских художников" и АХРР. Известные работы: "Фронтовик","Клятва сибирских партизан", "Колхозный праздник". "Мать партизана" серия Можайские пейзажи и другие.

Гиберти Лоренцо (1378-1455)- итальянский скульптор раннего Возрождения, ювелир, автор многофигурных рельефов дверей Флорентийского баптистерия на библейские темы.

Гоген Поль (1848-1903)-французский живописец, постимпрессионист. "Кафе в Арле", "Натюрморт с попугаями" и др.

Гойя Франсиско де Хосе (1746-1828)-испанский живописец и график, работал при дворе Короля, преподавал в Академии художеств. Графическая серия "Капричос", махи, семья Короля.

"Голубая Роза"- художественная группировка, созданная в 1907 г.в России и вскоре распавшаяся. Художники "ГР" увлеклись фантастической декоративностью, видели обновление живописи в обращении к примитиву, к детскому рисунку.

Голубкина Анна Семеновна (1864-1927)-русский советский скульптор, Стажировалась и училась во Франции. Влияние творчества Родена чувствуется в ее работах. (Портреты Льва Толстого и Алексея Толстого, проект памятника А.Н.Островскому, "Старуха Изергиль", "Женщина в чепце", "Дед"и др.)

Гольбейн Младший Ганс (1497-1543)- немецкий живописец эпохи Возрождения."Послы","Портрет Анны Клевской", "Портрет Томаса Мора", "Портрет дамы с белкой".

Гончаров Андрей Дмитриевич (1903-1979)-русский советский художник-график и педагог. Художник книги, театральный художник. Гончаров создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. Вышла в свет книга А.Д.Гончарова "Об искусстве графики", а в1964г. - книга "Художник и книга".

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)-советский живописец, историк искусств. "Новая планета", "Автопортрет", "Портрет сына".

Греко (Эль Греко) (1541-1614) -настоящее имя Доменико Теотокопухи -испанский живописец, по происхождению грек. "Погребение графа Оргаса" 1587г., св."Петр и Павел" и др.

Греков Митрофан Борисович (1882-1934)-русский советский баталист. "К Буденному", "Трубачи первой конной", "Тачанка"и др.

Грюневальд Маттиас (1460-1528)-немецкий живописец эпохи Возрождения. Сохранилось не более десятка его произведений, из которых главное - "Изенгеймский алтарь".

Гудон Жан Антуан (1741-1828)-французский скульптор. "Вальтер", бюсты "Мальчика" и "Девочки".

Гуттузо Ренато (1912-1987)-итальянский художник. "Крыши города Палермо".

Грек Феофан (14-15 вв.)-иконописец на Руси, грек по происхождению. Новгородские фрески "Успение богоматери" (1390 г.), "Преображение". Иконостас Благовещенского Собора Кремля в Москве.

Габриэль Жак Анжа (1698-1782) - французский архитектор(неоклассицизм). Малый Трианова в Версале, Площадь Согласия в Париже - новый стиль в архитектуре.

Гордеев Федор Гордеевич (1744-1810) - русский скульптор и специалист отлива скульптур из бронзы (Петр 1 Фольконе, Суворов скульптора Козловского, статуи Петергофа). Автор рельефов Казанского Собора.

Гончарова Наталья (1881-1962) - представитель русского и французского авангардного искусства, живописец, график, иллюстратор, дизайнер, театральный сценограф.

 

- Д-

 

Давид, Жак Луи (1748-1825)-французский живописец, самый яркий выразитель классицизма. "Клятва Горациев", "Смерть Марата", "Коронация наполеона".

Дали Сальвадор (1904-1989) испанский художник, живописец, график, скульптор, писатьель, поэт, сценарист-символ движения сюрреализма. Картинв Дали - ребусы. Учился в АХ. Мадрида. С 1929 г.жил в Париже, с 1940 г. в США. Живопись Д. отмечена новизной приёмов, насыщенностью колорита, экспрессией мазка. Сюжеты исполнены драматизмом и внутренней напряженностью, нередко имеют аллегоричное значение («Постоянство памяти», «Пылающий жираф».«Тайная вечеря», «Распятие»-религиозные картины, где эксцентричная фантастика сочетается с использованием классических композиционных приёмов).

Даниил Чёрный (1306-1430) - русский живописей, современник Андрея Рублёва. Вместе с ним работали в Успенском соборе во Владимире и Троицком соборе Троицко-Сергеевской Лавры в Загорске в 1420-29 г. -росписи и иконы.

Дега Эдгар Луи (1834-1917) - французский художник-импрессионист."Перед стартом", "Гладильщицы", "Музыканты в оркестре", "Урок танцев", "Звезда балета (Прима-балерина)", "Голубые танцовщицы".

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) - русский советский живописец и график. "Оборона Петрограда", "Оборона Севастополя", "Все флаги в гости будут к нам", "Ткачихи".

Делакруа Эжен (1798-1863) - глава французского романтизма в живописи. "Резня на острове Хиос", "Свобода на баррикадах".

Дени(Денисов) Виктор Николаевич (1893-1946) - русский советский график, один из основоположников советского политического плаката:"Антанта", "Капитал", "Под маской мира", Карикатуры: "Призрак бродит по Европе", "На борьбу с беспризорностью".

Джорджоне (1477-1510) - итальянский (венецианский) живописец (Мадонна Кастельфранко, Юдифь, Спящая Венера, Гроза).Погиб от чумы.

Джотто ди Бондоне (1266-1337) - родоначальник реализма эпохи итальянского Возрождения, живописец и зодчий (Фресковый цикл капеллы дель Арена в Падуе: "Страшный суд", "Благовещание", "Оплакивание Христа", "Поцелуй Иуды", проект кампанилы (звонницы) собора во Флоренции, др.работы).

Димитров-Майстора Владимир (1882-1960) - болгарский живописец. В перечень самых известных картин Мастера входят: "Девушки"; "Молодые сестры из села Дивля"; "Вербное воскресение"; "Жница"и "Девушка с яблоками"; "Обедающие жнецы" и "Сельская девушка среди маков".

Домье Оноре (1808-1879) - французский живописец-реалист и график. "Восстание", С 1814 г.жил в Париже, учился, овладел искусством литографии. После революции 1830г. стал политическим карикатуристом (сатира на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку), работал в графике и в скульптуре. В живописи Д.О. связан с романтизмом («Восстание 1848г.», «Семья на баррикадах», «Прачка», «Вагон 3-го класса».) Создал серию картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты и по теме «Дон Кихот».

Донателло (1386-1466) - итальянский скульптор (Флоренция) Раннего Возрождения (нач.15в.), "Отец Возрождения". Художественно осмыслив опыт античного искусства, пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Работал во Флоренции, а также в Сиене, Риме, Падуе. Произведения: статуи пророков Флорентийского собора, алтарь «Благовещание», большой скульптурный алтарь для церкви Сант Антониа, «Давид», конная статуя «Кондатьер Гатамелаты» в Падуе, «св.Георгий», «Флорентиец Цукконе».

Доменико Венециано (1410-1461) - живописец флорентийской школы эпохи Раннего Возрождения. С 1439 г. работал во Флоренции. Овладел искусством перспективы и пластической передачи объёма. Использовал цвет для выражения эмоциональных оттенков, объединял цветовую гамму прозрачным серебристым тоном, создающим ощущение света и воздуха («Алтарь св.Лучии, 1445-48, «Мадонна со святыми» и др. Достижения Д.В. были развиты его учеником Пьеро дела Франческо).

Дуниковский Ксаверий (1875-1964) - польский скульптор, живописец. Создал "памятник освобождения варминско-мазурских земель", "памятник ІІІ Силезского восстания", "памятник солдату 1-й Армии Войска Польского".

Дюрер Альбрехт (1471-1528)-немецкий живописец, гравёр и график, теоретик, автор книг эпохи Возрождения. (Автопортреты, Св. Иероним в келье, Мадонна с младенцем, Молодой человек и др.)

Дионисий (1440-1505) - иконописец России (Росписи Благовещенского, Успенского Соборов в Кремле."Митрополит Алексий").

Дученто (итал. - двести, тринадцатый век)- наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.

 

- Е -

 

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988) - советский живописец, график и педагог, народный художник СССР, Герой Соц. Труда, Лауреат Гос. премии, академик АХ СССР. Учился с 1935 г. учился в ИЖСА (бывшая академия художеств в Ленинграде) у И.Бродского, В. Яковлева. Воевал, оказался в плену, был освобожден, снова воевал. Мастер пейзажа, натюрморта, сюжетно-станковых композиций. Работы: "Победа", "Черешня", "Этого забыть нельзя", "Матери", "Сестры", "Земля","Вестники", "Распятие".

Еропкин Петр Михайлович (1698-1740) - русский архитектор. Петербурга-планировка Адмиралтейского острова.

- Ж -

 

Жерико Теодор (1791-1824)-французский живописец и график. Впервые во французском искусстве, опираясь на классические традиции, выразил присущие романтизму чувство конфликтности мира (Бег свободных лошадей в Риме, Раненый кирасир, Идущий в атаку, Плот Медузы, создал ряд акварелей и литографий).

Жилярди Дементий Иванович (Доменико) (1785-1845) - архитектор, представитель классицизма в русском зодчестве (из семьи архитекторов, итальянцев по происхождению). Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812г.

- З-

Захаров Андриян Дмитриевич (1761-1811)-русский архитектор, представитель ампира (главный архитектор Адмиралтейства в Петербурге и др.арх. проекты Петербурга).

Земцов Михаил Григорьевич (1684-1743)-русский архитектор в Петербурге. Представитель раннего барокко (здание 12-ти коллегий, совместно с Джорджем Трезини, проекты дворцово-паркового ансамбля в Петергофе, Аничков дворец в Петербурге и др.)

Зубов Алексей Федорович (1682-1750)-русский гравёр. Выполнил100 листов по теме "Петр 1" и панорама Петербурга.

Захаров Гурий Филиппович (1926-1994)-русский советский график, мастер линогравюры, архитектор. Работы: "Натюрморт с папоротником", "Полевые цветы в дверном проеме", "Осенние цветы", "Читающая книгу", "Десять минут после полуночи".

- И -

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)-русский живописец, представитель классицизма в раннем творчестве. После окончания АХ в Петербурге он пенсионер ОПХ в Италии("Приам выпрашивает у Ахиллеса тело Гектора", "Аполлон, Геацинт и Кипарис", "Явление Христа народу").

Иванов Андрей Иванович (1776-1848)-русский живописец, представитель классицизма. Учился в АХ Петербурга (1782-1792) у Г. Угрюмова. Преподавал там же (32 года). Его ученики - его сын Александр Иванов, Карл Брюллов. Мастер академического рисунка. Его живописные произведения – «Смерть Пелопида»,1800 г., «Подвиг молодого киевлянина», 1810 г.

Иванов Виктор Иванович (1924)–советский живописец. Учился в МХИ (1944-1950) у А.Грицая. Живописные его произведения монументальны, строги по композиции, остро выразительны по рисунку, контрастные по колориту, посвящены жизни советской деревни. («На покосе», «В шалаше», «Семья», серия «Русские женщины», «Под мирным небом»).

Иогансон Борис Владимирович (1893-1973)-русский советский живописец, представитель соцреализма, педагог, академик АХ,Герой соц.труда("Рабфак идет", "На старом уральском заводе".)

Иокубонис Герминас (1927-1982)-литовский скульптор, гравёр, архитектор, народный художник СССР (Памятники- "Жертвам фашизма", "В.Ленину" в Москве)

 

- Й -

 

Йорданс Якоб (1593-1678)-фламандский живописец, возглавил живописную мастерскую, автор многих картин ("Сатир в гостях у крестьянина", "Бобовый король", "Воспитание Юпитера").

 

- К -

Казаков Матвей Федорович (1738-1812)-русский зодчий (архитектор). Автор проектов "Здание Верховного Совета 1787г." и "Петровский дворец" в Москве, "Голицинская больница", "Колонный зал дворянского собрания".

Квадроченто (итал.-четыреста) – принятое в итальянском языке наименование 15 века (период Раннего Возрождения).

Кент Рокуэл (1882-1971)-американский живописец и график, писатель, представитель реализма и романтического символизма. Почётный член АХ СССР, (1962 г.), член Всемирного Совета Мира, (1965 г.). Учился в Нью-Йорке у У.Чейза, на архитектурном факультете Колумбийского университета, много путешествовал, бывал в России. Писал лаконичные и строгие по рисунку пейзажи северной природы, простых тружеников. «Труженики моря», «Скала. Монхеган», «Мэнское побережье», «Река Осейбл.Зима», «Зима в северной Гренландии». Автор антифашистких плакатов и карикатур, иллюстраций к произведениям мировых писателей.

Кербель Лев Ефимович (1917-1999)- советский скульптор, Нар. худ. СССР, академик, Герой соц.Труда. Учился в МХИ (1937-1942) у Л. Шервида, там же преподавал. Лаконично обобщенные, пластически выразительные работы К.несут в себе большое гражданское содержание. Рельефы: «Парад победы», «Слушают Ленина». Портреты: «В.Петров», «Ф.Кастро», «Ю.Гагарин». Памятники: Ленину в Москве, в Софии, Гаване, К.Марксу в Москве, ГДР, М.Гафури в Уфе, жертвам фашизма в г.Рудня

Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978)-русский советский художник-график, профессор АХ, народный художник СССР. Серии рисунков "Земля Узбекистана" и"«Фархад-строй", графических листов "Сталинград".

Кипренский Орест Адамович (1782-1836)-русский живописец и график, портретист. Подолгу жил и работал в Италии. Значительные работы художника - портреты: А.Пушкина, Е.Давыдова, Е.Ростопчиной. А.Челишева, Портрет мальчика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: