На современном этапе можно наблюдать несколько типов общин, параллельно существующих в Церкви




Первый тип общины нам достался из советского прошлого и отчасти закреплен юридически, что позволяет приходу начать свое существование в правовом государственном поле. Это группа активных людей, приходской совет, который декларирует само существование православной веры на той или иной территориальной административной единице.

Второй тип общины объединяет людей вокруг храма или нескольких храмов по территориальному признаку. Это приходы практически в полном понимании этого слова, когда верующий приходит на молитву в ближайший храм, однако не несет при этом никакой юридической, финансовой, наконец, моральной ответственности за существование общины. И это очень важный момент, потому, что там, где появляются обязанности, там же рождаются и права. Такого типа общины существовали всегда. Прихожане в них утратили свои права в Синодальный период, следом забылись и обязанности. К настоящему времени сознание ответственности за ближайший храм так и не появилось.

Третий тип общины объединяет верующих людей вокруг священника. Основа такой общины – яркость, харизматичность ее лидера – священника, духовника, организатора. Этот тип общины тоже отчасти существовал всегда. Обратим внимание на то, что на многоштатных приходах можно наблюдать сразу несколько общин: прихожане собираются вокруг священника, который им ближе по духу, образованию или иному признаку. К примеру, к одному священнику ходят за духовным советом рабочие люди, а вокруг другого сплачивается интеллигенция, третий окормляет представителей малого и не только бизнеса. Яркий, отдающий всего себя на служение Церкви пастырь всегда привлекал верующий народ, но в виде общины люди стали объединяться вокруг таких священников в послевоенные годы. Эти общины отличаются крепкими, почти семейными отношениями между их членами. Расцвет такого типа общин пришелся на время массового открытия храмов и постепенно стал сходить на нет отчасти из-за явления, названного «младостарчеством», когда личность священника доминирует над свободой воли и спасительными Таинствами Церкви, отчасти из-за повреждения вероучительных основ в некоторых общинах. Те крепкие общины, которые существуют сегодня, сложились в основном в начале 1990-х и раньше и существуют, пока будет существовать пастырь, объединивший людей своим служением и душевным попечением.

Необходимо упомянуть и еще об одном типе общин. Это православные приходы, находящиеся среди чуждого религиозного, культурного и даже языкового окружения. Здесь главным фактором объединения служит национальное самоопределение, диаспора и законодательство тех стран, где эти приходы находятся, так как отстаивать право на совершение богослужения могут только граждане, объединившиеся в активную группу.

Святейший Патриарх в своем обращении призвал осмыслить становление общин не только как общности активных членов прихода, но и как объединения людей, открытого для вновь пришедшего, кем бы он ни был. Как должна протекать жизнь общины, чтобы захватывать в сферу своих интересов все новых и новых прихожан?

Можно с большой долей уверенности сказать, что ни один тип доныне существующих общин в полной мере не реализует поставленной задачи по следующим причинам.

Возможно ли возродить общину, которая существовала на Руси в допетровские времена и в настоящее время сохранилась среди западных христианских конфессий? В такой общине каждый ее член платит определенный взнос, своеобразную десятину, и активно участвует во всех аспектах жизни прихода вплоть до выбора священнослужителя. С одной стороны, такое устройство общины подкупает активным участием прихожан в жизни Церкви и снимает множество вопросов о плате-пожертвовании за требы, с другой стороны, привязывает человека к одному храму и не дает возможности для активного вовлечения новых людей в жизнь общины. Кроме того, такое устройство общины потребует полного пересмотра финансово-хозяйственных отношений, которые сложились в Церкви, а также вызовет непреодолимые разногласия в вопросах границы прав общины. Хотя, если группа прихожан добровольно соглашается отчислять часть своих доходов на нужды общины, это может послужить примером и неким ядром, вокруг которого может сплотиться приход.

Не стоит полностью отметать и возможность существования общины только de jure. Этот способ позволяет строить и восстанавливать храмы в беднейших населенных пунктах, где строительством занимается, по сути, один человек. Причем не всегда это именно священник, но такими людьми зачастую оказываются прихожане – сельские жители пенсионного возраста.

Наиболее близок современным требованиям тип общины, объединенной вокруг незаурядного священника и ставшей большой семьей. В такой общине человеку предоставляется возможность неограниченного духовного роста, но этот рост происходит как бы вширь: дела милосердия, помощь соседу, благотворительные акции – в общем, все то, чем протестантские общины заполняют отсутствие возможности духовного роста, условно назовем, вверх. Для духовного совершенствования, духовного роста, все-таки нужно личное пространство, возможность человеку заглянуть в себя, не откупаясь делами милосердия, чтобы определяющим в его духовном самосознании было именно сознание, а не то, что подумает община, если он, к примеру, сегодня не причащается. Община, в которой доминируют тесные «семейные» отношения и которая нередко преподносится как идеал, в определенный момент становится препятствием на пути духовного развития христианина. Однако новоначальных прихожан такая община всячески стимулирует к участию в церковной жизни, раздувает ту искру веры, которая затеплилась в их сердцах.

Самое главное на современном этапе не противопоставлять различные образы устроения приходской жизни, а всячески их поощрять. Современный мир: общество, государство, информационное пространство, огромное материальное расслоение населения – требует от нас по-новому осмыслить уклад приходской жизни, создать иную, отвечающую задачам эпохи ип в то же время структурно гибкую общину в условиях разного как социального, так и материального положения людей, беря все лучше и актуальное из общинных укладов, существовавших раньше.

В практическом отношении надо всячески стимулировать гражданское сознание прихожан. Не дожидаясь того момента, когда от активной гражданской позиции, как к примеру, в условиях чуждой обстановки, будет зависеть само существование общины. Надо научиться отстаивать именно свои права, а не права прихода или общины: право на храм, до которого можно дойти пешком, право на общину, право на крестный ход, на колокольный звон, право детей в школе на уроки православной культуры… Многое дано, но еще многое требует нашей активной гражданской позиции. Тогда даже самая маленькая победа в общественном пространстве будет восприниматься как личная победа, а, следовательно, и труд, и жертва.

https://orthodoxmoscow.ru/chto-takoe-obshhina-i-est-li-ona-v-vashem-prixode/#prettyPhoto/0/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: