Кредитная политика — комплекс решений, включающих срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупательской задолженности и предполагаемые скидки.
Кредитная политика фирмы определяется:
1) сроками предоставления кредита;
2) стандартами кредитоспособности должников;
3) политикой сбора платежей, т. е. степенью лояльности фирмы по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения возможностей предоставления кредита вновь;
4) возможностью предоставления скидок.
Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
При принятии решен-ия о типе кредит-ой политики стратег-ого направ-ия можно выявить с помощью матриц:
Уровень/Показат-ли | Высокий | Средний | Низкий |
Рентаб-ть | Агрессив. | Умерен. | Консер |
Ликв-ть | Консер | Умерен. | Агрессив. |
Риск | Агрессив. | Умерен. | Консер |
3 этап. Анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй).
Анализ и ранжирование клиентов осуществляются в зависимости от:
а) объемов закупок;
б) истории кредитных отношений покупателя («кредитной истории»);
в) предлагаемых условий оплаты продукции.
Типичный отчет о кредитных операциях представляет собой так называемую кредитную историю предприятия.
Кредитная история (credit history) — отчет потенциального или уже существующего клиента о том, как он выполнял свои обязятельства.
Типичная кредитная история обычно содержит следующую информацию:
1) сводный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках;
2) ряд ключевых коэффициентов с информацией о тенденциях развития предприятия;
3) информацию, полученную от банков и поставщиков компании о том, быстро или медленно она платит, и о том, не просрочивала ли она платежи в последнее время;
4) описание физического состояния операций компании;
5) описание биографий владельцев компании, включая любые прежние банкротства, судебные иски, обман и т. п.;
6) суммарный рейтинг компании.
4 этап. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности).
Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям предполагает классификацию клиентов на 5 или 6 категорий в зависимости от степени риска невозврата долгов и составление реестра старения дебиторской задолженности.
Реестр старения дебиторской задолженности счетов дебиторов содержит перечень основных дебиторов в порядке убывания дебиторской задолженности с указанием удельного веса дебиторской задолженности в составе текущих активов компании.
5 этап. Прогноз поступлений денежных средств по отсроченным и просроченным задолженностям, определение резерва по сомнительным долгам осуществляется на основе коэффициентов инкассации.
Инкассация наличности (cash collecting) — процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Коэффициент инкассации рассчитывается на основе анализа денежных поступлений от погашения дебиторской задолженности прошлых периодов и позволяет определить процент безнадежных долгов. Российское законодательство предусматривает создание резерва по сомнительным долгам за счет отчислений от прибыли и возможность списания этих долгов с общей суммы дебиторской задолженности предприятия.
6 этап. Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов:
а) политика инкассации — методы, которые компания использует для взимания дебиторской задолженности;
б) заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты:
- предоплата;
- частичная предоплата;
- передача на реализацию;
- выставление промежуточного счета;
- банковская гарантия;
- гибкое ценообразование.
в) продажа дебиторской задолженности — факторинг.