Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников / Автор-составитель: К. В. Пашков. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 600 с.




 

цивилизационные концепции культуры

Цивилизационные концепции культуры (или концепции «культурно-исторических типов», «великих культур», «локальных цивилизаций» и т. п.) - это культурологические программы осмысления культурно-ис­торического процесса, в основание которых полагается аналогия между культурой и органической жизнью.

По мнению представителей цивилизационного подхода (Н.Я. Дани­левский, О. Шпенглер, Дж. Тойнби, П. Сорокин, А. Кребер), культуры подобно живым организмам проходят цикл развития от рождения к юно­сти, зрелости, старению и умиранию. Культуролог в рамках данного под­хода призван отказаться от традиционной модели осмысления истории (древность-средние века-Новое время) и признать принципиальную не­соизмеримость культур, их невстраиваемость в рамки единой линейной схемы. Можно лишь анализировать отдельные формы той или иной куль­туры («морфология культуры»), выявлять целостный «стиль» культуры, который может быть усмотрен во всех ее элементах, описывать «судьбу» прекративших свое существование или еще присутствующих в истории культур и цивилизаций, но не делать какие-либо выводы о существова­нии культурных универсалий.

Следует отметить, что некоторые положения цивилизационной теории вызывали недоверие как у противников, так и у сторонников этого направ­ления в исследованиях культуры. Так, первые считали довольно услов­ным и надуманным уподобление культур биологическим организмам, а вторые, в частности, П. Сорокин, подвергли критике и условность выде­ления отдельных культурно-исторических типов (у Шпенглера и Тойнби), и упрощение в органических моделях культуры более сложных жизнен­ных циклов, которые переживают культуры в реальности. В то же время следует признать, что именно усилиями сторонников цивилизационного подхода в гуманитаристике XX столетия был преодолен европоцентрист­ский взгляд на культуру, на смену которому пришло убеждение в прин­ципиальной плюралистичности (множественности) культурно-историче­ской реальности.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) — русский естествоиспытатель, фи­лософ, публицист, культуролог. Получил образование и степень кандидата на естествен­ном факультете Санкт-Петербургского университета (1847). Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада (Ялта). Основные идеи Данилев­ского отражены в работе «Россия и Европа», в которой им излагается теория культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческая цивилиза­ция является лишь идеальным построением, абстракци­ей изобретенной европейскими историками, тогда как в реальности существуют лишь различные культурно-исторические типы цивилизаций. Концепции единства мировой истории Данилевский противопоставил био­логическую модель исторического процесса. Всего Да­нилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иран­ский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-гер-манский или европейский. Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в бу­дущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевско­го, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом.

 

Николай Яковлевич Данилевский РОССИЯ И ЕВРОПА

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Самая общая группировка всех исторических явлений и фактов состоит в распределении их на периоды древней, средней и новой исто­рии... Основанием отделения древней истории от средней и новой при­нято падение Западной Римской империи. В новейших исторических сочинениях, конечно, дело не представляется уж так, чтобы с 476 годом на исторической сцене упал занавес, вслед за чем имеет начаться новая пьеса; но самая сущность мало выигрывает от этого улучшения в изло­жении. Как бы медленно и постепенно занавес ни спускался и как бы, по мере этого опускания, ни вплеталась новая пьеса своею интригою в старую, вопрос в том: достаточно ли велик занавес, чтобы перегородить собою всю сцену, и можно ли найти какой-либо другой, который был бы для этого достаточно велик? Какое дело Китаю, какое дело Индии до падения Западной Римской империи? Даже для соседних заевфратских стран (Евфрат — река, протекающая по территории Ирака — К.П.) — не гораздо ли важнее было падение Парфянского и возникновение Сасанидского царства, чем падение Западной Римской империи? Пала ли бы или не пала эта империя, не одинаково ли бы произошел имевший такие огромные последствия религиозный переворот в Аравии? Главное же — почему падение этой империи соединило в одну группу явлений (противополагаемую другой группе) судьбы Древнего Египта и Греции, уже и без того отживших, с судьбами Индии и Китая, продолжавших себе жить, как если бы Рима вовсе и на свете не было? Одним словом, составляет ли падение Западной Римской империи, как оно ни много­значительно само по себе, такой принцип деления, который обнимал бы собою всю сферу делимого? Ответ будет, по необходимости, отрицатель­ный. Не менее очевидно, что это происходит не оттого, что принцип был дурно выбран (выбран был наивозможно лучший), но оттого, что вообще нет такого события, которое могло бы разделить судьбу всего человече­ства на какие бы то ни было отделы; ибо до сих пор, собственно говоря, не было ни одного одновременного общечеловеческого события, да, ве­роятно, никогда и не будет. Даже само христианство — явление, имев­шее до сих пор самое огромное влияние на судьбы человечества и кото­рое должно со временем обнять его вполне, — становится историческою гранью судеб каждого народа в различное время. Если принять христи­анство за главную историческую грань, то история Рима, имеющая сво­им предметом жизнь одного и того же народа, была бы расколота на две части, между тем как вторая есть, очевидно, дальнейшее развитие пер­вой, — ее результат, который не мог даже быть существенным образом изменен внесением в римскую жизнь христианской идеи, уже не могшей возбудить изжившиеся начала ее. <...> (С. 79-81)

Но вся неверность, вся уродливость системы всемирной истории откры­вается самым разительным образом по отношению к... требованию: что­бы степень сродства была одинакова в одноименных группах, т. е. в груп­пах того же порядка. Между тем как в группе древней истории соединены Египет, Индия, Китай, Вавилон и Ассирия, Иран, Греция, Рим, которые все проходили через различные ступени развития, мы видим, что ступени развития одного и того же племени германо-романского отнесены в раз­личные группы — в так называемые среднюю и новую истории, которые очевидно представляют одну и ту же группу явлений, ибо новая история есть только или развитие заложенного в средние века, или его отрица­ние и отвержение, совершаемое в той же самой среде, так что много было исторических деятелей, которые, начав свою деятельность в средней ис­тории, заканчивали ее в новой. Между тем как не только Катон и импера­тор Константин, Перикл и Феодосии Великий, но даже император Фока, фараон Рамзес и царь Соломон соединены в одну группу с Эпаминондом и Гракхами, мы видим, что какой-нибудь Рудольф Габсбургский — с импе­ратором Максимилианом, Филипп Красивый — с Людовиком XI и Рише­лье и даже султан Баязид — с султаном Сулиманом, которые делали одно и то же дело, тем же плугом ту же борозду проводили, разнесены в разные века истории, так сказать, в разные возрасты человечества. Не совершен­но ли это то же самое, что соединять ворону с устрицей, потому что ни у той, ни у другой четырех ног нет?

Поводом, или ближайшею причиною, к такой ни с чем не сообразной группировке явлений была, очевидно, ошибка перспективы. Различия, замечаемые в характере событий средних и новых веков, должны были показаться столь важными и существенными для историков, к которым они были ближе (и по времени, и потому, что совершались в среде того же племени, к которому принадлежали эти историки), что все остальное человечество и все предшествовавшие века представлялись им как бы на заднем плане ландшафта, где все отдельные черты сглаживаются и он слу­жит только фоном для первых планов картины. Но не кажущееся и види­мость, а сущность и действительность составляют дело науки. Этот пер­спективный взгляд на историю произвел ту ошибку, что вся совокупность фазисов совершенно своеобразного развития нескольких одновременно и даже последовательно живших племен, названная древней историей, была поставлена наряду, на одну ступень с каждым из двух фазисов развития одного только племени, как бы третий первоначальный фазис развития этого племени. Короче сказать, судьбы Европы, или германо-романского племени, были отождествлены с судьбами всего человечества. Немудрено, что из этого нарушения правил естественной системы вышло совершен­ное искажение пропорций исторического здания, что линии его потеряли всякую соразмерность и гармонию. (С. 81-82)

Дайте ключ к фрагменту:

Собственно говоря, и Рим, и Греция, и Индия, и Египет, и все исто­рические племена имели свою древнюю, свою среднюю и свою новую ис­торию, то есть как все органическое имело свои фазисы развития, хотя, конечно, нет никакой надобности, чтоб их насчитывалось непременно три — ни более ни менее. Как в развитии человека можно различать или три возраста (несовершеннолетие, совершеннолетие и старость — деле­ние, принимаемое, например, для некоторых гражданских целей), или четыре (детство, юность, возмужалость, старость), или даже семь (мла­денчество, отрочество, юность, молодость, или первая пора зрелости, возмужалость, старость и дряхлость), так же точно можно отличать и различное число периодов развития в жизни исторических племен, что будет зависеть отчасти от взгляда историка, отчасти же от самого ха­рактера их развития, могущего подвергаться более или менее частным переменам. Так и история Европы имеет настоящую, свою собственную, не основанную на перспективном обмане, древнюю историю — во време­нах, предшествовавших Карлу Великому, когда выделялись и образо­вывались из нестройного хаоса, последовавшего за переселением наро­дов, новые народности и государства, представлявшие пока еще только зародыш тех начал, разработка и развитие которых составит главное содержание средних, отрицание же и отвержение — главное содержа­ние новых веков.

Может показаться, что такая перспективная ошибка не имеет сущест­венной важности и что для исправления ее стоит только несколько изме­нить границы между великими группами исторических явлений, — со­единить, например, историю древних народов Востока в одну группу, под именем древней или древнейшей истории, отделить от нее в особую груп­пу историю Греции и Рима, назвав ее средней историей, а судьбы Евро­пы соединить в одно целое под именем новой истории...{но} главный, ко­ренной, недостаток разбираемой здесь системы истории нисколько бы не устранился. Перспективный обман составляет только ближайшую при­чину или только повод, заставивший прийти к неверной группировке, а следовательно, и к неверному пониманию исторических явлений. Самая же неверность этой группировки, этого неверного понимания, к которому перспективная ошибка только привела, заключается в совершенно ином, несравненно более важном и существенном. <...> (С. 82-83)

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Без подобного же различения — степеней развития от типов раз­вития — невозможна и естественная группировка исторических явлений.

Отсутствие этого различения и составляет тот коренной недостаток исто­рической системы, о котором только что было говорено. Деление истории на древнюю, среднюю и новую, хотя бы и с прибавлением древнейшей и новейшей, или вообще деление по степеням развития — не исчерпывает всего богатого содержания ее. Формы исторической жизни человечества как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (од­носложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты (которые впол­не самостоятельны и не могут же почитаться один развитием другого), не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разно­образятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно гово­ря, только внутри одного и того же типа, или, как говорится, цивилиза­ции, •— и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении куль­турно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, полити­ческого, научного, художественного, одним словом, исторического раз­вития.<...> (С. 85)

Дайте к люч к фрагменту:

Такое подчинение в исторической системе степеней развития типам развития имеет еще то преимущество, что избавляет от необходимости прибегать к помощи ни на чем не основанных гипотез о той точке пути, на которой в тот или в другой момент находилось человечество. Рассмат­ривая историю отдельного культурного типа, если цикл его развития вполне принадлежит прошедшему, мы точно и безошибочно можем оп­ределить возможность этого развития, можем сказать: здесь оканчивает­ся его детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его ста­рость, здесь его дряхлость, или, что то же самое, разделить его историю на древнейшую, древнюю, среднюю, новую, новейшую и т. п. Мы можем сделать это с некоторым вероятием, при помощи аналогии, даже и для таких культурных типов, которые еще не окончили своего поприща. Но что можно сказать о ходе развития человечества вообще и как определить возраст всемирной истории? На каком основании отнести жизнь таких-то народов, такую-то группу исторических явлений к древней, средней или новой истории, то есть к детству, юношеству, возмужалости или старости человечества? Не обращаются ли термины: древняя, средняя и новая история (хотя бы и правильнее употребленные, чем это теперь де­лается) в слова без значения и смысла, если их применять не к истории отдельных цивилизаций, а к истории всемирной? В этом отношении ис­торики находятся в том же положении, как и астрономы. Эти последние могут определять со всей желаемой точностью орбиты планет, которые во всех точках подлежат их исследованиям, могут даже приблизитель­но определять пути комет, которые подлежат их исследованиям только в некоторой их части; но что могут они сказать о движении всей Солнеч­ной системы, кроме того разве, что и она движется и кроме некоторых догадок о направлении этого движения? Итак, естественная система ис­тории должна заключаться в различении культурно-исторических ти­пов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться. (С. 87)

Дайте ключ к фрагменту:

Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого за­труднения, так как они общеизвестны. За ними не признавалось только их первостепенного значения, которое, вопреки правилам естественной системы и даже просто здравого смысла, подчинялось произвольному и, как мы видели, совершенно нерациональному делению по степеням раз­вития. Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) ки­тайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-ро­манский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильствен­ною смертью и не успевшие совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставле­ны, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу. Между ними долж­но отличать типы уединенные — от типов или цивилизаций преемствен­ных, плоды деятельности которых передавались от одного другому, как материалы для питания или как удобрение (то есть обогащение разными усвояемыми, ассимилируемыми веществами) той почвы, на которой дол­жен был развиваться последующий тип. Таковыми преемственными ти­пами были: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский, или европейский. Так как ни один из культурно-исторических типов не одарен привилегией бесконеч­ного прогресса и так как каждый народ изживается, то понятно, что ре­зультаты, достигнутые последовательными трудами этих пяти или шес­ти цивилизаций, своевременно сменявших одна другую и получивших к тому же сверхъестественный дар христианства, должны были далеко пре­взойти совершенно уединенные цивилизации, каковы китайская и индий­ская, хотя бы эти последние и одни равнялись всем им продолжительно­стью жизни. Вот, мне кажется, самое простое и естественное объяснение западного прогресса и восточного застоя. Однако же и эти уединенные культурно-исторические типы развивали такие стороны жизни, которые не были в той же мере свойственны их более счастливым соперникам, и тем содействовали многосторонности проявлений человеческого духа; в чем, собственно, и заключается прогресс. Не говоря о тех открытиях и изобретениях, которые (как, например, десятичная система циферных знаков, компас, шелководство, а может быть, порох и гравюра) перенесе­ны в Европу с Востока, через посредство арабов, разве индийская поэзия и архитектура не должны считаться обогащением общечеловеческого ис­кусства? Гумбольдт замечает во второй части «Космоса», что открытия индийских ученых в алгебре могли бы составить обогащение европейской науки, если бы сделались известны несколько ранее. Но в другой области знания европейская наука действительно много обязана индийской, имен­но: понятие о корнях, играющее столь важную роль в лингвистике, было выработано индийскими грамматиками. Китайское земледелие составля­ет до сих пор высочайшую степень, до которой достигало это полезнейшее из искусств. (С. 88-85)

Дайте ключ к фрагменту:

Но и эти культурно-исторические типы, которые мы назвали поло­жительными деятелями в истории человечества, не исчерпывают еще всего круга ее явлений. Как в Солнечной системе наряду с планетами есть еще и кометы, появляющиеся время от времени и потом на многие века исчезающие в безднах пространства, и есть космическая материя, обнаруживающаяся нам в виде падучих звезд, аэролитов и зодиакаль­ного света, так и в мире человечества, кроме положительно-деятельных культурных типов, или самобытных цивилизаций, есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, мон­голы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогши испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остат­ки, скрываются в прежнее ничтожество. Назовем их отрицательными деятелями человечества. Иногда, впрочем, и зиждительная и разруши­тельная роль достается тому же племени, как это было с германцами и аравитянами.<...> (С. 89)

Источник: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

 

Освальд Шпенглер (Oswald Spengler, 1880-1936 гг.) — немец­кий культурфилософ, автор главного культурологического бестсел­лера начала XX столетия, 2 томного «Заката Европы». (Подробнее об 0. Шпенглере см. в разделе «Культура и цивилизация»)

 

Освальд Шпенглер ЗАКАТ ЕВРОПЫ

 

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Культуры суть организмы. Всемирная история — их общая био­графия. Огромная история китайской или античной культуры представ­ляет собой морфологически точное подобие микроистории отдельного че­ловека, какого-нибудь животного, дерева или цветка. Для фаустовского взора речь идет не о каком то притязании, но об опыте. Если есть жела­ние узнать повсеместно повторяющуюся внутреннюю форму, то срав­нительная морфология растений и животных давно уже подготовила соответствующую методику. В судьбе отдельных, сменяющих друг дру­га, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга куль­тур исчерпывается содержание всей человеческой истории. И если пре­доставить ее гештальтам, тщательно скрытым до настоящего времени под поверхностью тривиально проистекающей «истории человечества», пройти перед духовным взором, то, должно быть, удастся отыскать ис­конный гештальт культуры как таковой, очищенный от всякого рода мути и побочности и лежащий в основе всех отдельных культур в каче­стве идеала формы.

Я отличаю идею культуры, совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного проявления в картине истории как достигнутого уже осуществления. Таково отношение к живой плоти, ее выражению в самой сердцевине светового мира наших глаз. История культуры есть поступа­тельное выражение ее возможностей. Завершение равносильно концу. Аполлоническая душа, которую иные из нас в силах, пожалуй, понять и сопережить, именно так относится к своему раскрытию в действительно­сти, к «античности», доступные глазу остатки которой исследуют архео­лог, филолог, эстетик и историк. <...> (С. 262)

 

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Биология называет гомологией органов их морфологическую экви­валентность, в противоположность аналогии, относящейся к эквивалент­ности их функций. Это многозначительное и впоследствии столь плодо­творное понятие ввел Гёте...я ввожу это понятие в исторический метод... Гомологичны легкое наземных животных и плавательный пузырь рыб, аналогичны — в смысле употребления — легкое и жабры. Здесь прояв­ляется углубленное, приобретенное строжайшей выучкой взгляда мор­фологическое дарование, совершенно чуждое нынешнему историческо­му исследованию с его поверхностными сравнениями — между Христом и Буддой, Архимедом и Галилеем, Цезарем и Валленштейном, немецким и эллинским партикуляризмом... Гомологичными образованиями явля­ются — упомянем здесь лишь немногое — античная музыка и западная инструментальная музыка, пирамиды 4-й династии и готические соборы, индийский буддизм и римский стоицизм (буддизм и христианство даже не аналогичны), эпохи «борющихся уделов» Китая, гиксосов и Пуниче­ских войн, Перикла и Омейядов, эпохи Ригведы, Плотина и Данте. Гомо­логичны дионисическое течение и Ренессанс, аналогичны дионисическое течение и реформация. <...> (С. 270-271)

 

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Я надеюсь доказать, что все без исключения великие творения и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки одновременно возникают, завершаются и угасают во всей совокупно­сти культур; что внутренняя структура одной полностью соответству­ет всем другим; что в исторической картине любой из них нет ни одно­го имеющего глубокий физиогномический смысл явления, к которому нельзя было бы подыскать эквивалента во всех других, притом в строго знаменательной форме и на вполне определенном месте. Конечно, для понимания этой гомологии двух фактов требуется совсем иное и неза­висимое от видимости переднего плана углубление, чем это до сих пор практиковалось среди историков, которым и в дурном сне не могло привидеться, что протестантизм находит свое отражение в дионисическом движении и что английский пуританизм на западе соответствует исла­му в арабском мире.

В этой перспективе открывается возможность, далеко превосходя­щая честолюбие всего прежнего исторического исследования, которое по сути ограничивалось тем, что в меру знаний упорядочивало прошед­шее, следуя к тому же однорядной схеме, а именно: возможность пересту­пить настоящее как предел исследования, а также предопределить еще не истекшие эпохи западной истории сообразно их внутренней форме, длительности, темпу, смыслу и результату и вдобавок ко всему реконст­руировать давно минувшие и неизвестные эпохи, даже целые культуры прошлого, руководствуясь морфологическими взаимосвязями (прием, не лишенный сходства с процедурой палеонтологии, которая способна сегодня по одному найденному обломку черепа дать значительные и на­дежные сведения о скелете и о принадлежности экземпляра к опреде­ленному виду).

Вполне возможно, допустив наличие физиогномического такта, по раз­бросанным деталям орнаментики, архитектурного стиля, письма, по от­дельным данным политического, хозяйственного, религиозного характера восстановить органические основные черты исторической картины целых столетий, прочитать по элементам языка художественных форм, скажем, современную им форму государственности или по математическим фор­мам характер соответствующих хозяйственных форм — подлинно гётевская, восходящая к гётевской идее первофеномена процедура, вполне при­вычная в ограниченном диапозоне сравнительной зоологии и ботаники, но и допускающая в самой непредвиденной степени расширение на всю область истории. <...> (С. 271-272).

Источник: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. — М., 1993.

Из раздела «Исторические псевдоморфозы»

 

Дайте ключ к фрагменту:

В слой скальной породы включены кристаллы минерала. Но вот по­являются расколы и трещины; сюда просачивается вода и постепенно вымывает кристалл, так что остается одна пустая его форма. Позднее происходят вулканические явления, которые разламывают гору; сюда проникает раскаленная масса, которая затвердевает и также кристал­лизуется. Однако она не может сделать это в своей собственной, при­сущей именно ей форме, но приходится заполнить ту пустоту, что уже имеется, и так возникают поддельные формы, кристаллы, чья внутрен­няя структура противоречит внешнему строению, — род каменной по­роды, являющийся в чужом обличье. Минералоги называют это псев­доморфозом.

Историческими псевдоморфозами я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — ее родной, не в состоянии задышать полной гру­дью и не только не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что подни­мается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, младые чувства костене­ют, так что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи?! Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе.

Таков случай арабской культуры. Ее предыстория лежит всецело в регионе древнейшей вавилонской цивилизации, бывшей на протяже­нии двух тысячелетий добычей сменявших друг друга завоевателей. Ее «меровингская эпоха» отмечена диктатурой крошечной персидской племенной группы, такого же пранарода, как и остготы, двухсотлет­нее, почти не оспаривавшееся господство которой имело своей предпо­сылкой бесконечную утомленность этого феллахского мира. Однако, начиная с 300 г. до P. X., по юным народам этого говорящего поара­мейски от Синая до Загроса мира пробегает мощная волна пробужде­ния. Как и во времена Троянской войны или саксонских императоров, все существующие религии вне зависимости от того, чье имя носит та или иная из них — Ахура-Мазды, Ваала или Яхве, пронизывает новое отношение человека к Богу, совершенно новое мироощущение. По всему видно, что вот-вот свершится нечто великое и небывалое, но именно в это время — причем так, что внутреннюю связь между этими событиями всецело исключить нельзя (ибо мощь персиянства основывалась на душевных предпосылках, которые исчезли именно теперь), — сюда являются македоняне (глядя из Вавилона, всего-на­всего новая ватага авантюристов, ничем не превосходящая все преж­ние) и распространяют тонкий слой античной цивилизации над всеми здешними странами вплоть до Индии и Туркестана. Государства диа-дохов могли бы, правда, совершенно незаметно сделаться государст­вами предарабского духа: государство Селевкидов, практически сов­падавшее с областью распространения арамейского языка, уже было им ок. 200 г. Однако после сражения при Пидне его западные области постепенно включаются в античную империю и оказываются таким образом подвержены мощному воздействию духа, исходящему из чрез­вычайно удаленного центра. Тем самым подготавливается возникно­вение псевдоморфоза. <...> (С. 193-194)

 

Дайте ключ к фрагменту:

<...> Другой псевдоморфоз у всех нас сегодня на виду: петровская Русь. Русские героические сказания — былинные песни — достигают своей вершины в киевском круге сказаний о князе Владимире (ок. 1000) с его «рыцарями круглого стола» и о народном герое Илье Муромце. Всю неизмеримость различия между русской и фаустовской душой можно проследить уже на разнице между этими песнями и «одновременными» им сказаниями об Артуре, Германарихе и Нибелунгах времени рыцар­ских странствий — в форме песней о Хильдебранде и о Вальтере. Русская эпоха Меровингов начинается с ниспровержения татарского господства Иваном III (1480) и ведет через последних Рюриковичей и первых Рома­новых — к Петру Великому (1689-1725). Эта эпоха точно соответствует времени от Хлодвига до битвы при Тертри (687), в результате которой Каролинги фактически получили всю полноту власти. Я советую вся­кому прочесть «Историю франков» Григория Турского, а параллельно с этим — соответствующие разделы старомодного Карамзина, прежде всего те, что повествуют об Иване Грозном, Борисе Годунове и Шуйском. Боль­шего сходства невозможно представить. Вслед за этой московской эпохой великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия не­изменно билась против друзей западной культуры, с основанием Петер­бурга (1703) следует псевдоморфоз, втиснувший примитивную русскую душу вначале в чуждые формы высокого барокко, затем Просвещения, а затем — XIX столетия. Петр Великий сделался злым роком русскости. Припоминается его «современник» Карл Великий, планомерно и со всею своей энергией осуществивший то, чему ранее помешал своей победой Карл Мартелл: господство мавританско-византийского духа. Имелась возможность подойти к русскому миру на манер Каролингов или же Се-левкидов, а именно в старорусском или же «западническом» духе, и Ро­мановы приняли решение в пользу последнего. Селевкиды желали видеть вокруг себя эллинов, а не арамеев.

Примитивный московский царизм — это единственная форма, которая в пору русскости еще и сегодня, однако в Петербурге он был фальсифици­рован в династическую форму Западной Европы.

Тяга к святому югу, к Византии и Иерусалиму, глубоко заложенная в каждой православной душе, обратилась светской дипломатией, с лицом, повернутым на Запад. За пожаром Москвы, величественным символиче­ским деянием пранарода, в котором нашла выражение маккавейская не­нависть ко всему чуждому и иноверному, следует вступление Александра в Париж, Священный союз и вхождение России в «Европейский концерт » великих западных держав. Народу, предназначением которого было еще на продолжении поколений жить вне истории, была навязана искусствен­ная и неподлинная история, постижение духа которой прарусскостью — вещь абсолютно невозможная. Были заведены поздние искусства и науки, просвещение, социальная этика, материализм мировой столицы, хотя в это предвремя религия — единственный язык, на котором человек спосо­бен был понять себя и мир; и в лишенном городов краю с его изначальным крестьянством, как нарывы, угнездились отстроенные в чуждом стиле го­рода. Они были фальшивы, неестественны, невероятны до самого своего нутра. «Петербург — самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре», — замечает Достоевский. Хотя он и родился здесь, у него не раз возникало чувство, что в одно прекрасное утро город этот растает вместе с болотным туманом. Вот и полные духовности эллинистические города были рассыпаны повсюду по арамейскому крестьянскому краю — словно жемчужины, глядя на которые хочется протереть глаза. Такими видел их в своей Галилее Иисус. Таково, должно быть, было ощущение и апостола Петра, когда он увидал императорский Рим.

Все, что возникло вокруг, с самой той поры воспринималось подлинной русскостью как отрава и ложь. Настоящая апокалиптическая ненависть направляется против Европы. А «Европой» оказывалось все нерусское, в том числе и Рим с Афинами, — точно так же, как для магического чело­века были тогда античными, языческими, бесовскими Древний Египет и Вавилон. «Первое условие освобождения русского народного чувства это: от всего сердца и всеми силами души ненавидеть Петербург», — пи­шет Аксаков Достоевскому в 1863 г. Москва святая, Петербург — сатана; в распространенной народной легенде Петр Великий появляется как Ан­тихрист. То же самое слышится нам и из всех апокалипсисов арамейско­го псевдоморфоза: от книг Даниила и Еноха и до эпохи Маккавеев, вплоть до Откровения Иоанна, Баруха и 4-й книги Эздры — против Антиоха, Ан­тихриста, против Рима, Вавилонской блудницы, против городов Запада с их духом и пышностью, против всей вообще античной культуры. Все, что возникает, неистинно и нечисто: это избалованное общество, пронизанные духовностью искусства, общественные сословия, чуждое государство с его цивилизованной дипломатией, судопроизводство и администрация. Не су­ществует большей противоположности, чем русский и западный, иудео-христианский и позднеантичный нигилизм: ненависть к чуждому, отрав­ляющему еще не рожденную культуру, пребывающую в материнском лоне родной земли, — и отвращение к собственной, высотою которой человек наконец пресытился. Глубочайшее религиозное мироощущение, внезап­ные озарения, трепет страха перед приближающимся бодрствованием, метафизические мечтания и томления обретаются в начале истории; обо­стрившаяся до боли духовная ясность — в ее конце. В двух этих псевдо­морфозах они приходят в смешение. «Все они теперь на улицах и базарах толкуют о вере», — говорится у Достоевского. Это можно было бы сказать и об Иерусалиме с Эдессой. Эти молодые русские перед войной, неопрят­ные, бледные, возбужденные, пристроившиеся по уголкам и все занятые одной метафизикой, рассматривающие все одними лишь глазами веры, даже тогда, когда разговор, как кажется, идет об избирательном праве, химии или женском образовании, — это просто иудеи и первохристиане эллинистических больших городов, на которых римляне взирали так иро­нично, брезгливо и с затаенным страхом. В царской России не было ника­кой буржуазии, вообще никаких сословий в подлинном смысле слова, но лишь крестьяне и «господа», как во Франкском государстве. «Общество» было стоявшим особняком миром, продуктом западнической литературы, чем-то чуждым и грешным. Никаких русских городов никогда и не быва­ло. Москва была крепостью — Кремлем, вокруг которого расстилался ги­гантский рынок. Город-морок, который теснится и располагается вокруг, как и все прочие города на матушке-Руси, стоит здесь ради двора, ради чиновников, ради купечества; однако то, что в них живет, это есть сверху обретшая плоть литература, «интеллигенция» с ее вычитанными пробле­мами и конфликтами, а в глубине — оторванный от корней крестьянский народ со всей своей метафизической скорбью, со страхами и невзгодами, которые пережил вместе с ним Достоевский, с постоянной тоской по зем­ному простору и горькой ненавистью к каменному дряхлому миру, в ко­тором замкнул их Антихрист. У Москвы никогда не было собственной души. Общество было западным по духу, а простой народ нес душу края в себе. Между двумя этими мирами не существовало никакого понимания, никакой связи, никакого прощения. Если хотите понять обоих великих заступников и жертв псевдоморфоза, то Достоевский был крестьянин, а Толстой — человек из общества мировой столицы. Один никогда не мог внутренне освободиться от земли, а другой, несм<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: