Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету




Глава 16

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В лю­бой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: планирование, реа­лизация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, един­ство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами.

16.1. Понятие о планировании, его виды и содержание

Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:

- соответствие плана нормативным документам руководящих органов;

- учет общих принципов формирования физической культуры человека;

- реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (поста­новка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов формирования физической культуры человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздо­ровительной направленностью физической культуры) при планировании должен в максимальной степени отражать:

- научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

- комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности;

- целенаправленное развитие всех физических способностей и фор­мирование важнейших двигательных умений и навыков;

- объективные закономерности индивидуального развития человека;

- последовательность решения образовательных и воспитательных за­дач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами;

- прикладной эффект формирования физической культуры человека.

Реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых ус­ловий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической под­готовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам вы­полнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требо­вания необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля.

Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность действий педагога.

Перед началом планирования необходимо иметь определенную исход­ную информацию. К ней можно отнести:

- уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых ус­тановок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);

- климатические условия;

- состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

- данные о режиме предстоящей деятельностизанимающихся;

- сведения о бюджете времени на занятия;

- данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информа­ции с целью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивает­ся точность полученных сведений, определяется степень важности и необ­ходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведе­ний от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе ис­ходных теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные пара­метры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформля­ется и приобретает графический, текстуальный или графически-тексту­альный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкультур-но-спортивной работы. Оно оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель дирек­тора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед нача­лом учебного (календарного) года и утверждается руководителем учрежде­ния. Общегодовой план по физической культуре является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

организационная работа — комплектование учебных групп, подбор пре­подавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка акти­ва (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по орга­низационным вопросам, отчеты;

учебно-методическая работа — составление учебно-методической до­кументации и расписания, проведение мероприятий по повышению ква­лификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

учебно-тренировочная работа — сроки занятий по тренировочным пе­риодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

физкультурно-оздоровительная работа — занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), со­ревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

воспитательная работа — доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

врачебный контроль — сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консульта­ции врача;

агитационно-массовая работа — лекции и беседы, показательные выс­тупления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнова­ния, выступления и др.;

хозяйственная работа — обеспечение занятий необходимым оборудо­ванием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:

- содержание работы;

- сроки выполнения;

- ответственные за выполнение;

- отметка о выполнении.

Для реализации тех или иных видов работы, изложенных в общем пла­не, разрабатываются частные планы.

Такими могут быть, например, четвертной план учебно-воспитатель­ной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них рас­пределяется точно по календарным датам, то они называются календар­ными, если такого распределения нет — объемными.

В зависимости от сроков действия различает следующие виды планиро­вания:

- перспективное (относительно долгосрочное);

- текущее (среднесрочное);

- оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет. Например, в спорте оно может соответствовать четырем годам — интервалу между очередными Олимпийскими играми.

Перспективное планирование физической культуры в учебных заведе­ниях приравнивается к одному учебному году и сводится к распределе­нию программного материала по учебным периодам, четвертям, семест­рам и др.

В процессе перспективного планирования определяется направлен­ность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет су­щественное значение, так как является базой для всех ступеней текущего планирования.

В практике получили распространение различные формы годового планирования. Однако предпочтение отдается плану-графику, удовлетво­ряющему требованиям простоты и наглядности.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы пе­дагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны.

Так, в школе оно предусматривает методическое раскрытие программ­ного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснован­ное планирование в физической культуре является одним из основных фак­торов успешного ее функционирования.

Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету

Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состояни и, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме этого, системати­чески проверяется эффективность применяемых средств, методов и орга­низационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспита­тельный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эф­фективности. Данные контроля и учета используются также при подведе­нии итогов за определенный период времени.

В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе — определение заключений и выводов, принятие соответству­ющих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, от­ветственности и творческой активности в работе педагога, уход от шаб­лонности, формализма и стихийности.

Таким образом, значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом; во-вторых, оказывает существенное воспита­тельное влияние как на педагога, так и на занимающихся; в-третьих,отнего зависит полноценность отчетных документов,

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются:

- своевременность;

- объективность;

- точность и достоверность;

- полнота и информативность; простота и наглядность.

Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования проводит к ослабле­нию ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма,потерям в качестве и результативности педагогических воздействий.

Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действитель­ности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов недопустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в пла­нировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам.

Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность контроля и учета. Педагогический процесс - явление исключительно сложное. Его эффективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэтому наиболее существенным является опреде­ление в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты информации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности. Однако требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.

Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и мето­дов, а также возможности получения необходимых данных без лишних зат­рат времени и сил.

Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитывае­мых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности.

 

16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета

Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются:

- периодический (поэтапный);

- текущий;

- оперативный.

Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназ­начены для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспитательного процесса и его достижений. Они осуществляются в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода рабо­ты (учебной четверти, семестра).

Контроль и учет, проводимые в начале этапа (периода), называются предварительными (пилотажными). Они служат целям выявления исход­ных данных для разработки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы, для упорядочения намечаемой работы.

В содержание предварительного контроля и учета входит получение информации о количестве, физическом развитии, образовании, состоя­нии здоровья занимающихся, об их интересах; уточнение программных требований физического воспитания; изучение материально-технических условий, климатических условий занятий и т.п. возможностей. Основны­ми методами предварительного педагогического контроля являются: ант­ропометрические измерения, тестирование, наблюдение, изучение име­ющейся документации, проверка состояния мест занятий, оборудования и инвентаря.

Контроль и учет, осуществляемые в конце очередного этапа работы, называются итоговыми (заключительными). Они позволяют установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оце­нить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти дан­ные могут служить мерилом правильности предшествующего планирова­ния и источником его улучшения на очередной срок.

Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких меся­цев, недель (микроцикла, мезоцикла — в спортивной тренировке). Они помогают оценить качество учебно-воспитательного процесса, установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные изменения в состоянии занимающихся. Это облегчает ориентировку в условиях, характере и темпах учебной деятель­ности, в интересах, активности и реальных возможностях занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в рабо­ту, поведение и действия занимающихся.

В процессе текущего контроля регистрируются посещаемость занятий, пройденный учебный материал, замечания о доступности, целесообраз­ности и эффективности применяемых средств и методов, оценки знаний, умений и навыков, а также показатели практических достижений, данные о состоянии и работоспособности занимающихся, дисциплина и другие стороны их поведения.

Оперативный контроль и учет проводятся в рамках одного занятия. Они предназначены для получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны педагогу для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного со­стояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оператив­ного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога.

Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль со стороны руково­дящих лиц и педагогического коллектива. Он практикуется главным обра­зом с целью оценки работы преподавателя и оказания ему методической помощи. Контроль, который проводится неофициально, имеет или чисто познавательное значение (ознакомиться с особенностями работы высоко квалифицированного педагога), или служит обмену опытом, обсуждению каких-либо важных методических вопросов.

Широко распространенными методами контроля являются:

- визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

- хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы;

- пульсометрия — для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку;

- изучение документальных материалов (планов, отчетов,протоколов соревнований, тестирования физической подготовленности и др.);

- опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование),

На основании анализа и обобщения полученных сведений делаются соответствующие выводы и даются рекомендации педагогу.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом дает наиболее богатую и ценную информацию о деятельности педагога и занимающихся, на­правленной на решение намеченных задач. Наблюдение может быть отно­сительно полным, когда учитываются все стороны и доступные восприятию результаты преподавания и учения, и частичным, когда внимание сосре­доточивается на какой-либо одной стороне деятельности педагога: органи­зации занятий, методах обучения и воспитания, активности и самостоя­тельности занимающихся, их взаимоотношениях в группе и т.п.

Как правило, наблюдение за уроком предваряется ознакомлением с педагогической документацией (планом работы на текущий период, конспектом урока, записями в журнале учебной работы) и беседой с препода­вателем, иногда с занимающимися.

Хронометрирование проводится с целью выявления и оценки затрат времени на различные виды деятельности занимающихся и определения плотности урока, как одного из показателей его эффективности. Хронометрирование предусматривает определение расхода времени на следую­щие элементы:

- слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемо­го, проектирование предстоящих действий, мысленная подготовка к вы­полнению заданного и другие виды умственной деятельности;

- выполнение упражнений и другие виды физической работы (перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка места приземления при прыжках и т.п.);

- необходимый по методическим соображениям организованный отдых и другие оправданные паузы в работе (непродолжительные, способствующие восстановлению оптимальной работоспособности, ожидание очереди при выполнении упражнений т.п.);

- «простои» (потери времени из-за просчетов различного характера или по непредвиденным обстоятельствам).

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение затрат времени и плотность занятия. Различают общую и моторную (двигательную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рациональ­ного использования времени. Она определяется отношением суммы педа­гогически оправданных затрат времени ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Так, если в 45-минутном уроке эта сумма со­ставляет 42 мин, то общая плотность будет равна 93,3%.

Моторная плотность занятия является процентным показателем затрат времени на двигательную деятельность и определяется отношением времени, израсходованного на выполнение двигательных действий, ко време­ни, отведенному на занятие. Если, например, в том же уроке эти затраты достигают 35 мин, то моторная плотность будет равна 77,7%.

Общая плотность занятия должна быть близка к 100%. Что касается моторной плотности, ее показатель может широко варьировать. На уро­ках, направленных на развитие физических способностей, она может быть высокой (70—80% и более). На уроках с образовательной направленнос­тью, особенно при разучивании техники новых упражнений, много вре­мени уходит на умственную деятельность занимающихся и моторная плот­ность может быть ниже 50%. Поэтому нельзя оценивать данные хронометрирования лишь по абсолютным показателям плотности урока, их необходимо осмысливать с учетом направленности и содержания занятий, возможностей занимающихся, условий проведения и т.д. Как правило, хронометрирование является вспомогательным видом контроля и его показатели должны учитываться во взаимосвязи с данными педагогических наблюдений.

Пульсометрия позволяет определить величину физической нагрузки и ее динамику во время занятий физическими упражнениями. Подсчет частоты сердечных сокращений проводится перед началом занятия, перед и после выполнения отдельных упражнений или серии. ЧСС подсчитывают в течение 10-15 с и количество ударов умножают на 6 или 4, с тем чтобы установить количество ударов сердца в минуту. На основании показателей пульсометрии выясняют реакцию сердца на физическую нагрузку, вызванную определенным упражнением, а также динамику этих реакций на протяжении всего занятия. Данные измерений ЧСС позволяют составить «кривую нагрузки» во время занятия.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом.

Пульсовые изменения у разных лиц или у одного и того же лица в раз­ное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измерение частоты сердечных сокращений производят, как правило, у одного занимающего­ся. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физической культуры часто достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна при учете данных педагогических наблюдений.

На основании сравнительного анализа данных педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии можно достаточно верно судить о достоинствах и недостатках проведенного занятия, определить достижения и просчеты в учебно-воспитательной работе, давать оценку работы педагога и рекомендации по ее улучшению. Разбор урока должен быть всегда максимально корректным, объективным и доброжелательным. Со­веты и предложения необходимо давать тактично.

Контроль физической подготовленности занимающихся. Кроме наблю­дений, в основе которых субъективные суждения педагога о педагогическом процессе, в практике физического воспитания (особенно в спортивной тренировке) в качестве методов контроля широко используется тестирование.

Для того чтобы полученные показатели были достоверными, используемые тесты должны отвечать специальным требованиям (должна быть определена цель применения теста), а также он должен быть информатив­ным, надежным и объективным.

Информативность теста - это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если используется тест, не прошедший проверку на информатив­ность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся. Например, при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 м.

Надежность отражает степень сходства результатов при повторном те­стировании одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест мож­но считать надежным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показателей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Игнорирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности.

Объективность теста отражает независимость результатов измерений от личных особенностей специалистов (экспертов, судей и т.п.), проводя­щих тестирование, или использованной аппаратуры. При этом объектив­ность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в зна­чительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопоставлению ошибок экс­пертов, проводивших тестирование.

В практике физического воспитания, особенно спортивной тренировки, часто возникает необходимость в объективной оценке суммы нескольких свойств человека, характеризующих определенное состояние. В этом случае путем математических расчетов (выделение коэффициента кор­реляции) из большого числа предполагаемых тестов отбирают комплект (набор, «батарею») нескольких, наиболее информативных. Процедура проверки сводится к определению степени влияния каждого теста на инте­ресующее свойство, отражающее состояние человека, например трениро­ванности.

При тестировании важно соблюдать следующие основные условия: состав подобранной для сравнения группы должен быть однородным (по полу, возрасту, физической подготовленности, состоянию здоровья); измери­тельная аппаратура должна соответствовать государственным стандартам;

порядок выполнения испытания (характер разминки, интервалы отдыха между попытками и др.) должен быть постоянным.

Самоконтроль. Основным предметом самоконтроля, осуществляемо­го занимающимися, являются:

1. Состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражнениями.

2. Собственная деятельность и ее результативность.

Характерным содержанием первой стороны самоконтроля являются наблюдения за пульсом, дыханием, потоотделением во время выполнения упражнений, весом тела, самочувствием, работоспособностью, аппети­том, сном, у женщин - за менструальным циклом. Эта сторона самокон­троля особенно тесно связана с врачебным контролем.

Главным содержанием второй стороны самоконтроля являются наблю­дения за собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим — проверка полноценности восприятий и представлений, предпринимаемых на их основе самостоятельных решений;

выявлении недочетов (или достижений) в координации и других показате­лях качества движений, определение степени их соответствия требовани­ям, предъявляемым педагогом. При этом учитываются также состояние организма и психики, изменения в поведении и др. Данная сторона само­контроля во многом сходна с внешним контролем педагога за учебным процессом и существенно дополняет его. Она имеет большое воспитатель­ное и образовательное значение для занимающихся. Осмысливая и оцени­вая воспринимаемое, уточняя свои мысли путем вопросов к педагогу и соответствующих разъяснений с его стороны, занимающиеся глубже про­никают в суть выполняемого, сознательно, активно и инициативно реали­зуют задания преподавателя, овладевают высокой культурой учебной дея­тельности и приобретают более полноценные знания, умения и навыки. Особенно ценным является то, что они осознают необходимость контро­лировать себя, приучаются проверять и критически оценивать действия и поступки, самостоятельно находить способы их улучшения и проявлять волю к осуществлению своих решений. Самоконтролю необходимо обу­чать, воспитывая правильное к нему отношение и развивая значимые для контрольных функций способности и качества (наблюдательность, тонкое «мышечное чувство», самостоятельность и критичность мышления, нетер­пимость к недостаткам, стремление к самоусовершенствованию и др.).

Обычно работу занимающихся комментирует и оценивает педагог, объясняя при этом допускаемые ими ошибки, давая указания о способах их устранения. В определенной мере такая информация нужна и полезна, но вместе с тем необходимо вызывать у занимающихся потребность самим добывать ее, осуществлять анализ и делать выводы. Вовлекая в разбор и коллективное (или индивидуальное) обсуждение учебной работы, надо побуждать учеников к контролю и оценке учебных действий и движений товарищей, а затем и собственных. Необходимо учить фиксировать внимание как на удачах, так и на недостатках, искать причины их возникновения, определять путем соответствующих суждений задачи дальнейших действий. При этом важно терпеливо и тактично направлять и корректировать самонаблюдения, самооценки и познавательное мышление занимающихся.

Условно можно выделять следующие разновидности самоконтроля в процессе учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности:

- профилактический;

- коррекционный;

- констатирующий.

Профилактический самоконтроль позволяет предупредить возникнове­ние некоторых ошибок во время выполнения заданий. Его суть заключает­ся в том, что, прежде чем выполнить физическое упражнение, высказать суждение, ответить на вопрос педагога, проверяется готовность к этому (например, устанавливается наличие ясного представления о структуре и характере предстоящего движения, понимания обсуждаемого явления или факта, четкости формулировки знаний и т.п.).

Коррекционный самоконтроль осуществляется в процессе выполнения задания и служит самостоятельному оперативному корректированию учебных, соревновательных и других действий. Связанные с коррекционным контролем самонаблюдения и самооценки, а также самостоятельные по­иски причинно-следственных связей, творческое определение средств и приемов корректирования дальнейших усилий, по существу, подобны аналогичным действиям педагога. Однако некоторые из них нуждаются в дополнениях и поправках, другие, наоборот, отличаются большей информативностью или практической значимостью (например, у высококва­лифицированных спортсменов). Поэтому умение педагога сочетать соб­ственные контрольные данные с результатами самоконтроля обеспечивает достижение более значительного эффекта в области самой двигательной подготовленности.

Констатирующий самоконтроль отличается тем, что ограничен лишь выявлением и оценкой отдельных фактов, собственно учебной, спортив­но-тренировочной и соревновательной деятельности, ее обстановки и ус­ловий. Он лишен элементов оперативного и методического развития. Ти­пичной формой констатирующего самоконтроля является проверка и констатация достижений (например, степени овладения техникой движе­ния на отдельном уроке или серии уроков; уровня развития скоростных качеств на определенном этапе тренировки и т.п.). Во многих случаях эта разновидность самоконтроля является составной частью коррекционного, причем выявленные данные либо становятся основанием оперативных суж­дений, выводов и действий, либо остаются в резерве, либо отбрасываются. В первом случае констатирующий самоконтроль преобразуется в коррекционный (регулирующий), во втором - остается в характерных собственных рамках.

Рассмотренные разновидности самоконтроля должны осуществляться на занятиях как под руководством преподавателя, так и при его отсут­ствии. В последнем случае они приобретают особое значение, поскольку от них зависит полноценность выполняемых упражнений. По этой причи­не большую роль играет самоконтроль в процессе соревнований. Система­тический самоконтроль в условиях занятий, особенно при направленном стимулировании со стороны педагога, способствует усвоению ряда знаний и умений, совершенствованию способностей, накоплению опыта, имею­щих значение для профессионально-педагогической деятельности. Этим достигается усиление и конкретизация в определенном направлении связи учебно-воспитательного процесса с жизнью. Так, постепенно вводя эле­менты педагогической деятельности в учебные занятия (например, пору­чая отдельным лицам контроль за действиями товарищей, оценку и по­мощь; выдвигая наиболее достойных на роль групповодов и т.п.), педагог создает условия повышенных требований к самоконтролю и самооценке, способствует самовоспитанию потенциальных или уже действующих акти­вистов массовой оздоровительной и спортивной работы.

Данные самоконтроля необходимо систематически фиксировать в ин­дивидуальном дневнике. В воспитательных целях дневниковые записи дол­жны систематически анализироваться педагогом, а иногда и врачом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: