Строгание зубьев прямозубых конических колес
Конические колеса с прямыми зубьями могут быть нарезаны двумя резцами на зубострогальных станках. Строгание зубьев бывает черновое и чистовое. Чистовое нарезание зубьев производят методом обката с единичным делением, при этом имитируется зацепление обрабатываемого зубчатого колеса с воображаемым производящим коническим колесом, боковые поверхности зубьев которого материализуют 2 зубострогальных резца.
Принципиальная кинематическая схема зубострогального станка показана на рис. 4.4. Обкатная люлька 1 станка, несущая суппорты с резцами 2, кинематической цепью связана со шпинделем бабки 3, на котором установлена заготовка 4. Кинематическая цепь станка включает червячные передачи 5 и 6, приводящие во вращение люльку и шпиндель заготовки гитарой деления 7 и обката 8 и механизма деления.
Привод люльки и заготовки осуществляется от электродвигателя 10 через коробку подач 11.
В процессе обработки резцы получают возвратно-поступательное движение резания и одновременное вращение
вокруг оси
производящего колеса 12. Заготовка при этом вращается вокруг своей оси согласованно с вращением производящего колеса.
Черновое нарезание зубьев конических колес производят методом копирования без движения обката. Люльку станка устанавливают неподвижно, а заготовке сообщают движение подачи вдоль оси люльки. После прорезания впадины на полную глубину заготовку отводят в исходное положение, следует деление на зуб, и цикл обработки повторяют.
Благодаря своей универсальности метод строгания зубьев двумя резцами широко применяется в единичном и серийном производствах, он обеспечивает сравнительно высокое качество обработки простым и недорогим инструментом: на станках нормальной точности достигается 7-8 степень точности зубчатого колеса, на станках повышенной точности – 6-7 степень точности по ГОСТ 1758-81.
|
Вместе с тем из-за больших потерь времени на вспомогательные ходы инструмента метод имеет сравнительно низкую производительность.
Обработка конических прямозубых колес двумя дисковыми фрезами
Нарезание зубьев производят двумя спаренными дисковыми фрезами 1 (рис. 4.4., а), расположенными под углом друг к другу и формирующими одновременно впадину заготовки 2. При этом резцы одной фрезы входят в промежутки между резцами другой фрезы и обрабатывают «свою» сторону впадины зубчатого колеса. Обработка может вестись по методу врезания, обката или комбинированно – врезание, а затем обкат. Деление периодическое после профилирования каждой впадины.
Рис. 4.5. – Схема нарезания зубьев конических колес двумя дисковыми фрезами.
В процессе обработки по методу обката фрезам сообщают главное движение резания , круговое движение обката
в вертикальной плоскости, а заготовке – согласованное вращение
вокруг её оси. Таким образом, имитируется зацепление заготовки с производящим колесом, зубья которого материализуют дисковые фрезы. Фрезы вдоль зуба не перемещают, поэтому дно впадины слегка вогнутое (рис. 4.4., б).
С целью продольной модификации зубьев режущие кромки располагают под углом к оси вращения инструмента, поэтому, описывая при вращении коническую поверхность главного движения, режущие кромки формируют бочкообразные зубья.
|
Производительность станков при работе двумя дисковыми фрезами значительно выше, чем при зубострогании двумя резцами. Так, например, при исполнении комбинирования данного метода она выше в 4 раза. Точность зубчатых колес соответствует 7-8 степени точности по ГОСТ 1758-81.