Шкала для измерения степени удовлетворенности работой




ДИАГНОСТИКА «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Лазарева Н. В.

В современных психологических исследованиях под «синдромом эмоционального выгорания» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Синдром эмоционального выгорания – это общее название последствий длительного рабочего стресса, вернее, следствие неуправляемого течения стресса, и профессионального кризиса. Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами. Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.

В связи с тем, что в педагогической деятельности интенсивность общения крайне высока, именно педагоги наряду с медиками и социальными работниками, наиболее подвержены риску эмоционального выгорания. К основным проявлениям синдрома эмоционального выгорания у педагогов относятся эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, агрессивность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом и отрицательно влияет на личностное развитие учащихся. Это и обуславливает особую актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у педагогов.

Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [4].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В педагогической сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям. Общение с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. В. В. Бойко[3] к группе внешних факторов относит условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В. В. Бойко относит [3]: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Таким образом, для диагностики синдрома эмоционального сгорания необходимо использовать два блока методик.

Первый блок включает:

1. Специально разработанная анкета (ее целью является сбор первичной информации о педагоге и об условиях его профессиональной деятельности)

 

Анкета

 

Фамилия Имя Отчество_______________________________________________

Возраст_________ Пол__________

Семейное положение: Дети: (нужное подчеркнуть)

1 – полная семья Есть(укажите сколько)______

2 – неполная семья Нет

3 – нет семьи

Какой учебный предмет Вы преподаете?_________________________________

Какова Ваша нагрузка (количество часов в неделю)? _______________________

Ваш среднемесячный доход __________Общепедагогический стаж __________

Занимаете ли Вы административную должность?(нужное подчеркнуть)ДА НЕТ

Являетесь ли Вы классным руководителем? (нужное подчеркнуть) ДА НЕТ

 

2. Субъективные шкалы: шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы и шкала для измерения степени удовлетворенности работой (Н. А. Аминов) [2].

 

Шкала для измерения степени удовлетворенности работой

 

Педагогу предлагается оценить степень удовлетворенности своей работой по 9-ти бальной шкале. Для этого необходимо обвести в кружок один, подходящий, пункт шкалы:

 

1 - абсолютно удовлетворен своей работой;

2 - высоко удовлетворен своей работой;

3 - удовлетворен своей работой;

4 - скорее удовлетворен, чем неудовлетворён;

5 - и, да и нет;

6 - скорее неудовлетворены, чем удовлетворены;

7 - неудовлетворен своей работой;

8 - высоко неудовлетворен своей работой;

9 - абсолютно неудовлетворен

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: