Группы | Средний показатель степени выраженности профессиональных умений | Динамика показателей | |
Констатирующий этап эксперимента | Контрольный этап эксперимента | ||
КГ № 1 | 4,4 | 4,6 | 0,2 |
ЭГ № 1 | 4,8 | 6,3 | 1,5 |
ЭГ № 2 | 3,4 | 6,8 | 3,4 |
Обобщенные результаты показателей личностной и профессиональной готовности по данным констатирующего и контрольного эксперимента отражены в таблице № 4.
Таблица № 4.
Итоговые результаты диагностики готовности специалистов по данным констатирующего и контрольного эксперимента
Группы | Компоненты готовности | |||
Личностная готовность | Профессиональная готовность | |||
Констатирующий этап эксперимента | Контрольный этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный этап эксперимента | |
КГ № 1 | 6,1 | 6,2 | 4,0 | 4,3 |
Динамика по КГ № 1 | 0,1 | 0,3 | ||
Общая средняя динамика по КГ № 1 | 0,2 | |||
ЭГ № 1 | 6,2 | 6,8 | 4,3 | 6,4 |
Динамика по ЭГ № 1 | 0,4 | 2,1 | ||
Общая средняя динамика по ЭГ № 1 | 1,25 | |||
ЭГ № 2 | 6,5 | 7,4 | 3,4 | 6,9 |
Динамика по ЭГ № 2 | 0,9 | 3,5 | ||
Общая средняя динамика по ЭГ № 2 | 2,2 |
Результаты контрольного эксперимента по оценке личностной и профессиональной готовности в целом показали незначительные изменения в контрольной группе студентов (динамика средних показателей соответственно 0,1 и 0,3 балла). Полученные количественные данные свидетельствуют о значительном росте профессиональной готовности по всем показателям в двух экспериментальных группах. Наибольшие изменения в данных группах произошли в степени выраженности показателей профессиональной готовности, о чем свидетельствует сравнительно-сопоставительный анализ количественных данных. Отчетливо видна большая динамика роста и личностного и профессионального компонента готовности в ЭГ № 2, в которой осуществлялась подготовка на основе горизонтального обогащения содержания профессионального образования, чем в ЭГ № 1 (2,2 и 1,25 соответственно).
|
На основе полученных количественных данных, дополнительных наблюдений за процессом профессиональной подготовки студентов был сделан вывод о большей эффективности подготовки студентов в рамках горизонтального обогащения содержания профессионального образования. Это, как мы полагаем, обусловлено рядом обстоятельств:
· преимущественным осуществлением подготовки на последних курсах обучения, когда у студентов в большей степени сформирована профессиональная направленность и имеется достаточная общепрофессиональная база знаний и умений;
· более осмысленной интеграцией общепрофессиональной социально-педагогической культуры и специальной компетентностью в области работы с детьми-инвалидами (интегрированный спецкурс);
· созданием благоприятных условий мотивационного характера для актуализации и закрепления профессиональных навыков работы с детьми-инвалидами (спецпрактикум, волонтерская работа);
· организацией ситуаций проявления научно-исследовательского творчества (работа проектной научно-исследовательской лаборатории).
В то же время обращено внимание на некоторые преимущества и первой модели «вертикального» обогащения, в соответствии с которой осуществлялось расширение и углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана. К таковым можно отнести следующие:
|
· естественная интеграция учебной информации по проблеме детской инвалидности и работы с детьми данной категории в рамках дисциплин общепрофессионального блока и блока специальной подготовки стандарта ВПО;
· экономия учебного времени.
В диссертационном исследовании высказано предположение о том, что идеальный вариант организации профессиональной подготовки можно достичь в условиях введения дополнительной специальности или дисциплин дополнительной специализации, в рамках которых представленные типы обогащения содержания профессионального образования разработанной модели содержания подготовки могут быть интегрированы. С реализацией данного варианта подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами связывается дальнейшая перспектива работы над проблемой исследования.
Таким образом, в целом проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной модели содержания профессиональной подготовки студентов к работе с детьми-инвалидами и активных технологий ее реализации.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Психолого-педагогические подходы к пониманию сущности проблемы детской инвалидности определяются особенностями данной категорий детей как субъекта развития и социализации и рассмотрением их в качестве объекта профессиональной деятельности в контексте ведущих моделей (парадигм) инвалидности, определяющих отношение к детям-инвалидам социума в целом, и педагога-специалиста, в частности.
|
2. Специфика и содержание профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам в современном обществе определяются комплексом профессиональных функций: рефлексивно-диагностической, прогностической, коррекционно-реабилитационной, развивающей, образовательно-адаптационной, посреднической, защитно-правовой, информационно-консультационной, организационно-коммуникативной, социально-терапевтической, предупредительно-профилактической, исследовательско-творческой, каждая из которых имеет особенности реализации в работе с данной категорией детей.
3. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами должна осуществляться с учетом структуры готовности будущих специалистов, включающей блок личностнойготовности, представленный такими компонентами, как личностно-профессиональные качества, профессиональная направленность личности и блоком профессиональной готовности, включающим содержательно-деятельностные характеристики профессиональных знаний социального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами, и профессиональных умений, обеспечивающих успешную социально-педагогическую деятельность специалистов данного профиля.
4. Моделировать содержание подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе возможно на основе: «вертикального» обогащения содержания профессиональной подготовки, ориентированного на углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО) в аспекте проблем детской инвалидности и вопросов практической работы с детьми данной категории и «горизонтального» обогащения, предполагающего дополнение учебного плана специальными курсами и профессионально ориентированными видами деятельности студентов, обеспечивающими эффективную подготовку будущих специалистов к работе с детьми-инвалидами.
5. Условием эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами выступают технологии активного обучения, позволяющие активизировать процесс усвоения учебной информацией в области проблем социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами; актуализировать личностно-профессиональный опыт работы с детьми-инвалидами; стимулировать научно-исследовательское творчество будущих специалистов.
6. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности разработанной модели и технологий подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Ромашина Е.В. Социальная интеграция детей-инвалидов как педагогическая проблема /Е.В. Ромашина //Социально-педагогическая работа: история и современность: сборник научных трудов. - Армавир: Изд. центр АГПИ, 1999. – С. 70-73.
2. Ромашина Е.В.Образование в области социальной работы в России / Е.В. Ромашина //Десятилетие образовательных реформ: опыт, проблемы, перспективы сотрудничества АГПИ и образовательных учреждений: Матер. научн.-практ. конф. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПИ, 2001. – С. 17-19.
3. Ромашина Е.В., Спирина В.И. Взаимодействие АГПИ и служб социальной защиты в подготовке специалистов социальной сферы //Десятилетие образовательных реформ: опыт, проблемы, перспективы сотрудничества АГПИ и образовательных учреждений: Матер. научн.-практ. конф. – Армавир: Изд. центр АГПИ, 2001. – С. 124-125 (авторский текст 1 с.).
4. Ромашина Е.В. Становление и развитие системы социальной поддержки детей и юношества в России /Е.В. Ромашина //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VIII Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХ региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. Часть II. С. 37-38.
5. Ромашина Е.В. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе /Е.В. Ромашина // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: сборник тезисов. – Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. – С. 88-89.
6. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов /Е.В. Ромашина //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. Часть II. С. 233-234.
7. Ромашина Е.В. Педагогические условия формирования гоовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами /Е.В. Ромашина // Неделя науки в АГПУ: Матер. научн.-практ. конф.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 17-18.
8. Ромашина Е.В., Белобородова И.И. Профориентационная работа с детьми-инвалидами в условиях детского дома //Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот: Матер. второй региональной научн.-практ. конф.– Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 88-89 (авторский текст 1 с.).
9. Ромашина Е.В. Особенности социальной работы с несовершеннолетними сиротами-инвалидами /Е.В. Ромашина //Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот: Матер. второй региональной научн.-практ. конф.– Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 127-130.
10. Ромашина Е.В. Интеграция инвалидов в общество как социально-педагогическая проблема /Е.В. Ромашина //Неделя науки в АГПУ: Матер. научн.-практ. конф.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. – С. 20-21.
11. Ромашина Е.В. Диагностика профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами /Е.В. Ромашина //Системный подход к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: сборник научных статей. – Армавир – Ленинградская: Редакционно-издательский центр базового педагогического колледжа Краснодарского края, 2006. – С. 107-110.
12. Ромашина Е.В. Структура профессиональной готовности социального педагога к работе с детьми-инвалидами //Научная мысль Кавказа. – № 13. – Ростов н/Д, 2006. – С. 484-491.
13. Ромашина Е.В. Функциональная сторона деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. –Ростов н/Д, 2006. – С. 81-84.