Международный проект строительства тоннеля под Ла-Маншем: специфика организации и управления




Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем — железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Был торжественно открыт 6 мая 1994 года.

История. Давным-давно, примерно 13 тысяч лет назад, Британия и континентальная Европа были единой частью суши. Когда растаяли ледники, уровень моря поднялся, и обширные территории превратились в дно Северного моря и пролива Ла-Манш. Британия стала островом. Однако идея вновь связать две важнейшие части Европы сухопутной дорогой уже с давних пор была заветной мечтой жителей Старого Света. В течение двух веков лет ученые разрабатывали разные способы, как можно преодолеть пролив Ла-Манш.

Впервые проект туннеля был предложен более, чем 100 лет назад, в 1802 году. Альбер Матье предложил проект переправы через Ла-Манш, а на следующий год похожий план возник на другом берегу, в Англии. Правда, тогда больше склонялись к постройке моста, который будет проходить над проливом. Эта гигантская конструкция должна была состоять из пятикилометровых пролетов, подвешенных над морскими волнами на сверхпрочных тросах. Идею отклонили — таких гигантских мостов до сих пор не строили, и эксперты засомневались: будет ли конструкция надежной? Решено было остановиться на постройке подземной дороги. У идеи воздвигнуть дорогу, ведущую от Франции к Англии, было много противников. Очень многие говорили, что в случае войны между двумя странами этот туннель можно использовать против врага. Однако еще тогда это возражение посчитали абсурдным. Ведь при угрозе нападения очень легко быстро перекрыть туннель, взорвав или засыпав даже небольшую его часть. Да и войска на выходе из туннеля — это скорее удобная мишень, чем грозная сила.

В 1832 году появились еще семь предложений с французской стороны инженера ЭмеТомэ де Гамона. Один из них получил одобрение французской стороны. Дело было за Англией. Только в 1876 году парламенты с обеих сторон дали разрешение на постройку, которая началась с обеих сторон в 1881 году.

Строительство тоннеля начиналось в 1881 и в 1922 годах. В первый раз строителям удалось пройти 2026 метров с английской стороны и 1829 метров — с французской. Во второй бурение тоннеля остановилось всего на 128 метрах. Оба раза стройка прерывалась по политическим мотивам.

Долгое время все оставалось на уровне проектов и планов. Серьезно задумались о постройке туннеля только в 1955 году. Исследовательская группа начала работать в 1957 году, даже приступили к строительству, начали рыть котлованы. Однако из этой затеи ничего не вышло. Через два года энергетический кризис заставил рабочих и инженеров покинуть вырытые котлованы, которые быстро заполнились грунтовыми и дождевыми водами.

Только через 11 лет правительства Англии и Франции объявили, что готовы вновь рассмотреть возможность сухопутного соединения двух стран. Но с одним условием — все работы должны вестись частными компаниями на свои средства. Было выбрано 9 лучших проектов, и в течение целого года велись серьезные дебаты о том, какой же достоин большего внимания. На финишную прямую вышли лишь в 1980-е годы, когда правительства двух стран объявили тендер. В финал вышли четыре проекта: Europont (52-километровый мост, с пролетами, подвешенными на нитях из кевлара, синтетического материала в пять раз более прочного, чем сталь); Euroroute (сложная система тоннелей и мостов с опорами на построенных островах); ChannelExpressway (двухуровневый тоннель с железнодорожным и автомобильным движением); Eurotunnel (проект, выигравший конкурс по причине своей технологичности и минимальной стоимости). Спустя год, был выбран, по мнению большинства, самый лучший. Предполагалось проложить рядом друг от друга железнодорожные пути и шоссе для автомобилей. Однако от автомобильной дороги под проливом пришлось отказаться. Во-первых, автомобильная авария в туннеле гораздо более вероятна, чем крушение поезда. А ведь последствия такой аварии в длинной подземной «трубе» могут оказаться серьезными и надолго парализовать движение. Во-вторых, армада автомобилей, устремившихся в туннель, неизбежно заполнила бы его выхлопными газами, а значит, потребовалась бы очень мощная система вентиляции, чтобы постоянно очищать воздух. Ну а, в-третьих, известно, что поездка в тоннеле утомляет водителя. Решили остановиться на конструкции, которая была описана еще в проекте 1960 года и доработана в середине 70-х (1973 г.), после чего проект был заморожен.

Работы были начаты на английском берегу в декабре 1987 г., а на французском — на три месяца позже. Огромные машины с вращающимися режущими головками прокладывали по километру ежемесячно. В целом, прокладка туннеля заняла три года.Результаты превзошли самые оптимистические ожидания: две бригады состыковались ровно посередине пролива с отклонениями в 35,8 см по горизонтали и 5,8 см по вертикали. Историческое событие произошло 1 декабря 1990 года около полудня. Англичанин ГрэмФэгг (GrahamFagg) и француз Филипп Козетт (PhillippeCozette) пробили стену, которая разделяла две половины туннеля, и пожали друг другу руки. Так завершилась уникальная проходческая операция, продолжавшаяся три года.

Полностью туннель был открыт сравнительно недавно — 6 мая 1994 года. В его открытии участвовала сама королева Елизавета II и президент Миттеран.

Особенности. В реальности существуют три туннеля: два железнодорожных (один принимает поезда из Франции в Англию, другой — из Англии во Францию) и один выполняет эксплуатационные функции. Благодаря тоннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут. Евротоннель является третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире. Более длинными являются тоннель Сэйкан (протяжённость 53,85 км) и Готардскийтоннель(протяжённость 57,1 км). Однако Евротоннелю принадлежат рекорды по протяжённости именно под водой — 39 км (для сравнения, подводный сегмент Сэйкана составляет 23,3 км), а также как самого длинного международного тоннеля.

В 7-летнем проекте принимали участие более 8 тысяч рабочих и 5 тысяч инженеров двух стран. Завершилось строительство и отделка в 1994 году. Всего французские специалисты прорыли 69 км, в то время как британцы проделали 84 км путей.

Финансовые показатели. Вклад частного финансирования в таком сложном проекте был внушительным. 45 млн фунтов стерлингов было привлечено через CTG/F-M, 770 млн фунтов стерлингов через публичное размещение акций, 206 млн фунтов стерлингов дали частные институциональные инвесторы, также был оформлен синдицированный банковский кредит до 5 млрд фунтов стерлингов.

В состав Чаннел Тоннель Групп (ChannelTunnelGroup) входят два банка и пять строительных компаний, в состав ее французской коллеги, Франс-Манш, — три банка и пять строительных компаний. Роль банков — дать советы по финансированию и обеспечить безопасные займы. 2 июля 1985 г. группы объединились как Чаннел Тоннель Груп/Франс-Манш (ChannelTunnelGroup/France-Manche, CTG/F-M). Их проект был основан на планах 1975 г., а также освещал экологическую сторону проекта.CTG/F-M вошли в состав Евротоннеля и подписали контракт с TML. Евротоннель строился на деньги частных инвесторов. Главным подрядчиком строительства стал англо-французский консорциум TransMancheLink,состоящий из десяти строительных компаний и пяти инвестиционных банков обеих стран-участниц. Любопытно, что треть средств на строительство поступила из Японии, 13 % – из Германии, 18 % – из Франции, а из Англии – только 9.

Конструкция и оформление были полностью выполнены десятью строительными компаниями группы CTG/F-M. Французский терминал и участок до Сангейт были обустроены пятью французскими строительными компаниями, объединенными в группу GIE ТрансманшКонстракшн (GIE TransmancheConstruction). Английский Терминал и участок до Утеса Шекспира были реализованы пятью английскими строительными компаниями в рамках ТранкслинкДжоинтВенче (TrankslinkJointVenture). Два компаньона были связаны ТрансМаншЛинк (TML), франко-английской организацией. Мэтр д’Евр (TheMaîtred’Oeuvre) — инженерная компания, нанятая Евротоннелем для наблюдения за развитием проекта и составления докладов правительствам и банкам.

Соглашение об Использовании Железной Дороги (RailwayUsageAgreement) было подписано между Евротоннелем, Британскими Железными Дорогами (BritishRail) и Национальным Сообществом Французских Железных Дорог (SociétéNationaledesCheminsdeferFrançais), гарантируя будущий доход в обмен на железные дороги, занявшие половину тоннеля.

Оценочная стоимость проекта в 1985 году составила 2,6 млрд фунтов стерлингов. К концу строительства фактические расходы составили 4,65 млрд фунтов стерлингов из-за повышения требований к безопасности и экологичности тоннеля (на 80% больше). По другим оценкам, всего на Евротоннель было потрачено около 10 млрд фунтов стерлингов (с учётом инфляции), что на 140% больше проектной стоимости.

Евротоннель — грандиозный проект XX века, пока не окупившийся в финансовом отношении.По мнению экспертов, срок окупаемости проекта может превысить 1000 лет.

8 апреля 2008 года компания Eurotunnel впервые за время своего существования (с 1986 года) объявила о годовой прибыли, ставшей возможной благодаря широкомасштабной программе реструктуризации долгов. Компания сообщила, что за 2007 год получена чистая прибыль в размере одного миллиона евро (1,6 млн долларов).

В 2008 году оператору Евротоннеля компании Eurostar удалось получить прибыль в 40 млн евро.

В 2009 году впервые с момента своего основания компания выплатила дивиденды.

В 2010 году убыток Eurostar составил 58 миллионов евро, что вызвано, в том числе, и последствиями мирового экономического кризиса.

· В 2015 году Евросоюз добрил сделку по поглощению французским железнодорожным оператором SNCF компании Eurostar. После завершения сделки SNCF должен будет позволить конкурирующим фирмам совершать рейсы по тем же маршрутам.В начале марта правительство Великобритании приняло решение продать 40% акций компании Eurostar, занимающейся высокоскоростными железнодорожными пассажирскими перевозками в Европе, за 757,1 миллиона фунтов стерлингов (1,16 миллиарда долларов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: