Прозорова Е.А. – магистрант философского ф-та МГУ




«Пространство современного исторического музея: миссия, инструменты, уровни интерпретации»

Исторический музей — институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Музей сохраняет историческую память народа, которая представляет собой своеобразный комплекс передаваемых из поколения в поколение исторических событий, артефактов и ценностей. Если охарактеризовать этот социальный вид памяти, то получается своеобразный разум множества поколений, включающий в себя знание и опыт прошлого, выстроенный хронологически. Исторический разум, хранит в себе чувства, переживания многих людей, связанных и не связанных между собой. Историческая память в своем назначении является выражением процесса систематизации, сохранения и воспроизводства знаний прошлого и житейского опыта народов, государства и целых культур. С другой стороны, представление исторической памяти в рамках музейного пространства представляет собой процесс интерпретации истории (исторических событий) и носит выборочный характер.

От попытки краткого представления исторического музея в общем смысле хотелось бы перейти к осмыслению своего небольшого опыта посещения Еврейского музея. Данное место – пример современного интерактивного музея. Именно этот факт, на мой взгляд, позволяет посетителям не просто узнать что-либо о жизни еврейского населения в России, его религии и быта, но и пережить многие события самому, так сказать, непосредственно вчувствоваться в жизнь народа в то или иное время. Более того, в музее есть экспозиции, которые позволяют примерить на себя роль еврейского купца, торговца или интеллектуала, что является отличной забавой для современной молодежи. А как без этого! На самом деле, я хочу больше внимания уделить именно пространству музея, так как ознакомиться с его основными экспозициями, безусловно, интереснее самостоятельно, что я настоятельно рекомендую.

Посещение Еврейского музея для меня стало своеобразным памятным днём, и на это несколько причин. Во-первых, данный музей демократичный и толерантный к своим посетителям, ты только успеваешь подойти к первой экспозиции, а тебя уже несколько раз сбивает группа подростков, причем они не нарушители порядка – нет – просто очень увлечены и все отлично здесь знают. Ни в одном другом музее я не встречала столько радостных ребят, для которых пространство музея составляет так же часть их собственного жизненного пространства, а если это так, то интерес и уважение к нему обеспечены, это ведь «твоё». Скорее всего, такой эффект достигается за счет образовательных программ, предлагаемых музеем для своих юных посетителей. Но обращаясь к своим собственным воспоминаниям о посещении музеев, я не могу припомнить ни интереса, ни творческой свободы, ни активности, ибо потрогать ничего нельзя, вопросы нужно задавать потом и разговаривать лучше шепотом: «Вы в ведь музее!». Надеюсь, что у многих отзовутся мои слова, и удивление от атмосферы Еврейского музея станет более понятным. Подготовка прошла успешно (музей уже привлек к себе внимание), а после подобного введения пробуждается интерес к основному содержанию – предметам и экспозициям. Пространство музея больше не воспринимается как храм (древних и ценных вещей), скорее, как некое творческое пространство, в котором ты не простой наблюдатель. Конечно, в расположении экспозиций в рамках музея лежит концепция и не одна, но даже этот момент не лишён элемента спонтанности и «жизненности» представленных событий, что отлично передается в перформансе погромов, который может произойти абсолютно в любой момент времени, и даже сами работники музея не знают этого (события происходят внезапного, почти так же как произошла вспышка антисемитизма).

Во-вторых, все мы помним, как устроен исторический музей просветительского типа. Правильно, подобно учебнику, где рассказывается история от древнейших времен до наших дней. И опять мы скажем, ничего удивительного и все они (музеи) приблизительно одинаковые. Но нет, читать об истории одно дело, рассказывать – другое, для представления истории существует множество художественных средств, но самым близким для каждого из нас, наверное, останется процесс непосредственного включения себя в историческую ситуацию, какой-то конкретный сюжет, саму жизнь. Вот я за столом наблюдаю процесс зажигания свечей в Хануку, потом сижу на скамейке и слушаю традиционные еврейские песни и куплеты стихов, прохожусь по рынку, представляю жизнь заключенных в реконструированной камере на Лубянке, виртуально обсуждаю острые социальные и политические вопросы с видными деятелями культуры во время отдыха. Еврейский музей на высоком уровне поддерживает запросы современного посетителя: «Расскажите — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте мне сделать — и я пойму», поскольку понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Спасибо за это качественным элементам интерактивности.

В-третьих, в самом начале мы коснулись вопроса интерпретации истории, который составляет проблему методологической базы исторической науки. Может сложиться впечатление, что можно отказаться от оценочной концепции прошлого, но это не совсем так, так как в принципе организации, критериях отбора фактов и свидетельств уже присутствует та или иная концепция. Работа с историческими фактами заключается не только в их собирании, но главным образом, в попытке дальнейшего осмысления и установления понимания. Проблемность вопроса интерпретации истории сострит, на мой взгляд, в следующих пунктах: неравномерность, отчасти фрагментарность в осмыслении прошлого и политизированное прочтение истории. В Еврейском музее я не смогла заметить указанных крайностей. Конечно, концепция музея предлагает определенный подход к прочтению истории жизни еврейского народа на территории России, но за всем этим нельзя уловить ни эмоционального давления, ни жесткого навязывания. Вполне обоснованно в музее находят отражение те исторические события, которые отбираются для передачи их будущим хранителям информации (основы религии, быта) и те, что значимы для всего человечества (события Второй Мировой войны, например). Именно этот момент подчёркивает неповторимость и уникальность культурного достояния Еврейского народа, знакомит своих посетителей различными традициями, сформированными ещё в глубокой древности. Корректность изложения, ненавязчивый характер, элементы включения наблюдателя в пространство музея и открытость интерпретации достигается, на мой взгляд, за счёт готовности специалистов (работников музея) к восприятию новых гуманитарных подходов (цивилизационных, гендерных, постмодернистских, структуралистских и т.д.) и включению их в своей практике.

В завершение я хотела бы выразить благодарность нашим преподавателям курса «Философии гуманитарных наук» за организацию экскурсии и, конечно, всем работникам музея за возможность соприкоснуться с современными методами прочтения и представления истории. Спасибо Еврейскому музею за творческую атмосферу, конструктивную беседу и мысли, которые приведут нас к постановке новых интересных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: