Тщательной подготовки, а именно, углублённой диагностики, требует: типовая
51. Наибольшая эффективность психологического воздействия отмечается при проведении коррекции, отвечающей принципу её организации: «сверху вниз», каузальная, сочетание «сверху вниз» и «снизу вверх»
52. Рекомендации, касающиеся, нежелательности посещения ребёнком до 4-5 лет мероприятий, способных спровоцировать бурную эмоциональную реакцию, касаются профилактики: заикания
53. К умственной отсталости неолигофренической этиологии относятся: оол-ия при синдроме Клайнфельтера, ол-ия при синдроме Шерешевского — Тернера
54. Для ЗПР соматогенного происхождения свойственно: пониженный общий и психический тонус, ощущение физической неполноценности
55. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуховой функции осуществляется: специальной школе для глухих или слабослышащих, в интегрированных классах
Понятия «психологическая коррекция» и «компенсация» соотносятся друг с другом следующим образом: дополняют друг друга
57. Главной предпосылкой развития специальной психологии является: эволюция психологического знания, и коррекционного образования их постоянный взаимообмен сведениями, технологиями и методами
58. Для ЗПР психогенного происхождения присуще: безинициативность, безответственность, безволие, эмоциональная незрелость
59. Образовательный процесс во вспомогательной школе отличается признаками: нецензовость образование, отсутствие критериев, которым должны соответствовать все без исключения выпускники, результаты индивидуального психологического обследования ребёнка принимаются в качестве основы при разработке программы его обучения
|
60. К олигофрении причисляют формы умственной отсталости, возникшей вследствие органического поражения коры головного мозга в период: до 3-х лет
61. К эндогенным факторам, вызывающим отклонения в развитии, относят: биологические, соматические, генетические
62. Методика определения своеобразия психического развития конкретной группы детей с отклонениями предполагает: изучение особенностей развития детей с отклонениями конкретной группы и сравнение данных со сведениями, полученными у детей того же возраста с норм разв и с др формами откл разв
63. Понимание предмета специальной психологии роднит данную научную отрасль с науками: психологией индивидуальных различий, патопсихологией
64. Синдромраннего детского аутизма из-за схожести симптомов трудно различать с такими формами отклоняющегося развития, как: ЗПР, невыраженные комплексные нарушения деятельности анализаторных систем
65. Получить информацию о наличии в той или иной группе детей с отклонениями в развитии позволяет получить: скрининговая диагностика
66. Наблюдение позволяет выявить особенности: эмоционального развития, моторной сферы
67. Психолог при анализе эмоциональной регуляции ребенка может использовать следующие источники информации: жалобы близких ребёнка, данные анамнеза, наблюдение за эмоциональными реакциями испытуемого
68. От психолога не требуется применение специальных диагностических средств при оценке: поведения, общей осведомлённости, моторной ловкости
69. При оказании психологической коррекционной помощи психолог в качестве цели может рассматривать: социально-психологическую норму с учётом возраста ребёнка, необходимость развития индивидуальных особенностей ребёнка
|
70. Атипичные формы развития психики ребенка сказываются на результативности коррекционного воздействия следующим образом: осложняют проведение коррекционного процесса, замедляют появление признаков эффективности, опосредуют необходимость выбора особых методов и приёмов работы с ребёнком
71. Сурдопсихология как наука изучает: психологию лиц с нарушениями деятельности слухового анализатора
72. Специальная психология наука, которая изучает: закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими физическими недостатками
73. Задержку психического развития сложно дифференцировать от форм отклоняющегося развития: умственная отсталость, недоразвитие речи, глубокая педагогическая запущенность
Детям-имбецилам оказывается специальная помощь в учреждениях: домах – интернатах для инвалидов МСО
75. В связи с симптоматическими проявлениями М,С, Певзнер вычленяет варианты инфантилизма: нфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, инфантилизма осложнённый цереброастеничским синдромом
76. Патологически ускоренный темп речи наблюдается в случае: при поражении речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за скорость речи
77. Иммунитет психики, как ответной реакции на вредоносное воздействие патогенного фактора, выражается в: компенсации
|
78. К мультифакторным отклонениям относят: слепоглухота, детский церебральный паралич
79. При глухоте первичным нарушением является: недостатки речевого развития, сложности возникающие в отношении установления и развития коммуникации
80. Впервыепонятие "отклонение в развитии" было определено ученым: Л.С. Выготским
81. Возникновениевторичныхнарушенийсвязывают с факторами: личностным реагированием на дефект
82. В качестве комплексного нарушения речи в логопедии рассматривается: общее недоразвитие речи
83. Результаты интегративной диагностики ориентированы на: пользователей-узких специалистов
84. Основное предназначение групповой формы проведения диагностики - это: выделение группы детей, отличающихся от других, оценка обследуемых по критериям: обучаемость, критичность, адекватность, способность к переносу имеющихся знаний и умений
85. "Условно динамические" характеристики опосредуются факторами: утомление, тип мотивации, обычное состояние высшей НД
86. На расширение знаний, представлений, коррекцию и развитие психических процессов, личностных свойств, с обязательным условием - соблюдение охранительного режима, ориентирована модель коррекционного воздействия: общая
87. Под "ядерным дефектом" подразумевают: нарушение психической деятельности функции вызванные непосредственным действием патогенного фактора
88. А.В. Семенович и Б.А. Архипов указывают, что для развертывания "идеальной программы развития" необходимо: нейробиологическая предуготованность, последовательное формирование мозговой организации психических процессов
89. Итоговая диагностика преследует цель: постановка окончательного диагноза, определение режима и формы обучения ребёнка
90. Биологические и социальные основы развития психического развития ребенка предусматривает принимать в расчет при организации психологического обследования и анализе его результатов: каузальный уровень
91. По сути экспресс-диагностика тождественна: скрининговой
92. Главное достоинство любого эксперимента для специальной психологии заключается в том, что он позволяет определить: уточняющую информацию о своеобразии развития ребёнка, относительно точно этап или уровень, где произошёл сбой в нормативном развитии
93. При реализации таких методов, как опрос, беседа, социометрия, необходимо соблюдение определенных требований, касающихся: формы и способа подачи, к форме подачи самих заданий, уточнение понимание испытуемым инструкции и сути задания
94. Определение общей осведомленности ребенка предполагает выяснение: соответствие запаса знаний и представлений ребёнка его возраста, соответствие знаний и представлений ребёнка условиям среды
95. При анализе "условно статических" характеристик оценке подвергают: уровень развития речи, уровень развития рисунка, развитие моторной сферы
96. Специальная часть психологического заключения предназначена для пользователей: узких специалистов, психолога который будет осуществлять непосредственную работу с ребёнком
97. Психологическая коррекционно-развивающая работа предусматривает: исправление каких-то нарушений и совершенствование свойств, качеств, расширение компенсаторных возможностей
98. В специальной психологической практике консультирование приобретает дополнительную функцию, и по сути является: консультированием-обучением
99. Принципы коррекционно-развивающей работы позволяют определить: приемлемые виды психологических воздействий, допустимые формы организации психологического коррекционного взаимодействия, режим оказания психологической помощи
100. Определение модально-неспецифических закономерностей предусматривает: исследование законов развития психики
101. Специальная психология наиболее тесно связана с дисциплинами психологического профиля: психология развития, клиническая психология, педагогическая психология
102. При парциальной ретардации отмечается: незрелость отдельных функций, сторон психики
103. К.С. Лебединская в соответствии с этиологией выделяет виды ЗПР: соматогенного генеза, конституционального происхождения, церебро-органического происхождения
104. Олигофрения с нарушениями нейродинамики характеризуется: психопатоподобные проявления поведения, чрезмерная эмоциональная и выраженная реактивность, отсутствие критичности и адекватности поведения
105. Основные принципы логопедии по Р.Е. Левиной включают следующие: принцип связи речи, принцип комплексного подхода
106. Причинами ринолалии выступают: дефекты речевого аппарата, органическая недостаточность иннервации речевого аппарата
107. Качество речевой среды, внимание к правильности произношения звуков, значимы для профилактики: дислалии
108. Зрительные отклонения, возникающие на фоне ДЦП, опосредуются: поражением затылочных долей головного мозга на ранних этапах онтогенеза
109. Психологическая коррекция по временным параметрам относится к виду помощи: среднесрочной
110. Как основа организации интегративной коррекционной работы выступает принцип: замещающего онтогенеза
111. При повреждении зрительного анализатора ведущим дефектом является: нарушение зрительной ориентировки
112. В качестве причин отклоняющегося развития принято рассматривать: эндогенные, экзогенные
113. По методологии специальная психология максимально приближена к такой психологической отрасли, как: психология индивидуальных различий
114. Нарушение, характеризующееся патологически замедленным темпом речи, называется: брадилалия
115. Коррекционно-развивающую работу с ребёнком с ранним детским аутизмом могут осложнять особенности, вызываемые ядерными нарушением: избегание социального контакта
116. Нарушение в развитии квалифицируется как комплексное в случаях: двух и более нарушений, возникших рядоположенно, и проявляющих себя в комплексе, отражаясь на состоянии всего организма
117. Зрительные отклонения при ДЦП опосредуются: - неспособность фиксировать взор и следить за движением рук
118. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказываются следующие виды специализированной помощи: - медикаментозная помощь- физиотерапевтическое воздействие- ортопедические мероприятия
119. Среди детей с дизонтогениями дефицитарного типа выделяют: - слепых
- слабовидящих- глухих- слабослышащих
120. Острое воспаление ср. уха (отит), воспал. заболевания, вызвавшие нарушение проходимости евстахиевой трубы, неадекватное применением антибиотиков, вызывающие нарушения слуха, относятся к числу причин: - приобретенных
121. Глухота, причинами которой выступают приобретенные факторы, обнаруживает себя в период: - позже 1 года
122. В период до 1г принято рассм. виды глухоты: - наследственные - врожденные
123. под ядерным дефектом подразумевают: нарушение психической деятельности, функции, вызванное непосредственным действием патогенного фактора
124. А.В. Семенович и Архипов указывают что для развертывания идеальной программы развития необходимо: нейробиологическая предуготованность, последовательное фоомирование мозговой организации психических процессов
125. В специальной психологической практике консультирования приобретает дополнительную функцию и по сути является: консультированием-обучением
126. психологическая коррекционно-развивающая работа предусматривает: исправление каких-то нарушений и совершенствование свойств; расширение компенсаторных возможностей.
127. По сути эспресс диагностики…: скрининговой
128. Главное достоинство любого эксперимента для СП заключается в точ что он позволяет определить: уточняющую информацию о своеобразии развития ребенка; относительно точно этап или уровень, где произошел сбой в нормативном развитии.
129. При реализации таких методов, как опрос беседа, социометрия необходимо соблюдать ряд определенных требований, касающихся: формы и способа подачи…; к форме подачи самих заданий; уточнение понимания испытуемым инструкции и сути задания.
130. при анализе условно статистических характеристик оценке подвергают: уровень развития речи, уровень развития рисунка, развитие моторной сферы.
131. Первичным дефектом для умственно отсталых является: нарушение интеллектуальной деятельности
132. Незначительную тугоухость вызывают причины: - повреждения наружного и среднего уха (отит, использование плейера и др.)- незначительное повреждение функций головного мозга вследствие энцефалита, ЧТМ
133. Выраженная тугоухость или глухота могут наступать вследствие причин:
- повреждения внутреннего уха (проходимость евстахиевой трубы)
- слухового нерва
- повреждения воспринимающего аппарата (центральный отдел анализаторов)
- повреждение коркового отдела мозга, отвечающего за звуковосприятие – корковая глухота (анализ, синтез, понимание услышанного)
134. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха, учитывающая время повреждения слухового анализатора, Р.М. Боскис, предусматривает выделение следующих групп: - глухие (ранооглохшие, позднооглохшие)- слабослышащие
135. по Лурия и Дульневу, для обеспечения нормального развития важны условия: нормальная работа мозга и его коры; нормальное физическое развитие ребенка с соответствующими сохранением работоспособности и нормального тонуса нервных процессов; сохранность органов чувств, обеспечивающих полноценную связь ребенка с внешним миром.
136. специализированная помощь детям с нарушением речи оказывается: дефектологические пункты; логопедические группы в дошкольных учреждениях; классы выравнивания
137. критериями дифференциации ЗПР от умственной отсталости считаются признаки: способность к принятию и использованию помощи; способность к переносу; наличие способности к обобщению.
138. наиболее социально адаптированы среду умственно отсталых являются: дебилы
139. Проф-ые ограничения для лиц с нарушениями слуха: - производства с акустическими сигналами опасности- пр-во, требующие деят-ти на высоте- производство, в условиях постоянного речевого контакта с окружающими
140. По степени повреждения зрительного анализатора выделяют: - слепота (врожденная и приобретенная)- ослабленность зрения (прогрессирующее и непрогрессирующее)
141. В соответствии с временем наступления зрительного дефекта дифференцируют категории незрячих:- слепорожденные- рано ослепшие- лишившееся зрения после 3-х лет
142. Первоначально обусловленность раннего детского аутизма связывали: - с ранними психическими травмами, неправильным холодным отношением к детям родителей, с неподходящими методами воспитания
143. Осложнения, встречающиеся при раннем детском аутизме: - разная степень умственной отсталости - грубое недоразвитие речи - разные оценки эмоциональных расстройств
144. Первые симптоматические признаки раннего детского аутизма могут проявляться в возрасте: - к 2,5 – 3 годам
145. Синдром РДА из-за схожести симптомов трудно различать с такими формами отклоняющегося развития, как: - ЗПР / умственная отсталость- нарушение речи
146. «Идеальная программа развития» описывает: - поступенчатое формирование в соответствии с нормой функц и их систем при идеально. детерминации их генетич законами и идеальн сочетанием благоприятн внешн воздействий
147. А.В. Семенович и Б.А. Архипов указывают, что для развертывания «идеальной программы развития» необходимо: - такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов
148. «Социально-психологический норматив» отражает: - систему требований, которое предъявляет общество к психологическому и личностному развитию каждого из его членов
149. Содерж. «соц-психол. норматива» отл. Призн.:- распространенность реальность историчность
150. Ответом психики на действие патогенных эндогенных и экзогенных факторов является:- регресс
151. Разновидностями временного регресса являются:- когда навыки или функции утрачиваются на время- стресс
152. К стойкому регрессу можно отнести случаи:- тяжелые психические заболевания
153. - возврат на ранний уровень развития
154. Выделение групп инвалидности представляет собой часть программы:- социально-педагогической помощи
155. Возраст, при котором начал действовать патогенный фактор, влияет на отклоняющееся развитие:- связь возраста и последствий воздействия вредоносного фактора обратно пропорционально
156. По критерию обратимость среди возникающих отклонений специалисты выделяют:- необратимые- частично-обратимые- практически-обратимые
157. По этиологическому критерию и в соответствии с темповым признаком психического развития принято дифференцировать формы отклоняющегося развития:- ретардация (общая (тотальная), частичная (парциальная))- асинхрония
158. При парциальной ретардации отмечается:- незрелость отдельных функций, сторон психики (чтение, письмо, счет)
159. В соот-ии с количеством нарушений у одного лица выделяют:- многофакторные отклонения - мультифакторные
160. К мультифакторным отклонениям относят:- слепоглухота- глухонемота - сочетание ДЦП с умственной отсталостью
161. Ранее задержку психического развития квалифицировали как «временную задержка». К категории детей с «временной задержкой развития» относили:- стойко неуспевающие дети из массовых школ- дети с псевдоолигофринией
162. Отечественные специалисты считают, что ЗПР характеризуется:- состояние, характеризующееся нарушением темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей- замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности
163. Для ЗПР соматогенного происхождения свойственно:- понижение общ и психич тонуса- ощущение физич неполноценности
164. ЗПР психогенного происх. присуще:- эмоциональнаянезрелость - безинициативность, безответственность, безволие
165. Задержку психич. развития сложно дифференцировать от форм откло-ся развития:- умственная отсталость- ЗПР- недоразвитие речи- глубокая педагогическая запущенность
166. Задержку психического развития вызывают:- слабо выраженные повреждения мозга, в том числе и парциальные
167. Причиной умственной отсталости выступают:- умеренно-выраженные повреждения мозга
168. Этиология недоразвития речи связана с:-органическая или функциональная недостаточность речевых зон КГМ
169. Глубокая педагогическая запущенность есть следствие:-недостаток внешней стимуляции созревания мозга