Понятие, предмет, задачи психологической диагностики.




ПСИХОДИАГНОСТИКА

Специальность «Психология», «Практическая психология»

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2000. -440 с.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: "Питер", 1999. - 528 с.

5. Двинин А.П., Романченко И. А. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство / А. П. Двинин, И. А. Романченко. — СПб.: Речь, 2012. — 283 с.

6. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

7. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. 198 с.

Лекция № 1. Психологическая диагностика как наука.

История и становление психодиагностической науки.

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязанностей между ее участниками исходя из их физических (и не только!) возможностей.

Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями.

Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—начала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.

В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после- военные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

 

Понятие, предмет, задачи психологической диагностики.

Психодиагностика (с греч.) - психо – душа, диагностикос – распознаю.

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

Термином «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований. В бывшем СССР направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Б. Г. Ананьева.

Психологическая диагностика, по Б.Г. Ананьеву, это направление исследований, целью которых является «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности...установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения... распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций <...>, определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)» (Ананьев, 1968).

Данное определение цели психодиагностики достаточно широко и охватывает едва ли не весь спектр психологических и психофизиологических исследований человека. К тому же собственно специфика психодиагностических исследований остается неясной, поскольку, например, распознание состояний человека при действии разного рода стимуляторов может осуществляться разными путями.

Психологическая диагностика по Гуревичу - дисциплина о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам» (Гуревич, 1981, с. 23). Цель психодиагностики - «фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам».

В первом советском учебном пособии по психодиагностике, вышедшем под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина (1987), пишется о том, что данная отрасль психологии — «это наука и практика постановки психологического диагноза». Действительно, понятие психологического диагноза центральное в психодиагностике, однако такое определение сродни определению психологии как науки о психике. И в том и в другом случае определения остаются своего рода загадкой: что такое психологический диагноз, что есть психика?

В «Основах психодиагностики» под редакцией А. Г. Шмелева (1996) встречаем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распознания индивидуальных психологических особенностей человека».

Таким образом, большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами (стандартизированными мерилами индивидуально-психологических особенностей), но также с качественными (нестандартизированными) оценками личности. Важно также учитывать и то, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, своего рода технология, но полноправная наука, изучающая природу индивидуальных различий. Учитывая разные трактовки психодиагностики, Л.Ф. Бурлачук предлагает определить ее следующим образом:

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика (с греч.) - психо – душа, диагностикос – распознаю, измеряю – область психологической науки, разрабатывающая методы распознания и измерения индивидуальных психических особенностей личности (ИПОЛ) (Петровский, Ярошевский) - наука и практика постановки психологического диагноза.

Предметом общей психодиагностики являются (Бодалёв А.А., Столин В.В.):

1) методологические, теоретические и конк­ретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;

2) методики психодиагностики наиболее универсальных объектов пси­ходиагностических обследований, таких как черты личности, способ­ности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отноше­ния;

3) дифференциальная психометрика как математизированная ме­тодология обнаружения межиндивидуальных различий;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Согласно определению Ю. М. Забродину, предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач: научно-исследовательские; научно-практические.

Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

• методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода;

• теоретические, включающие разработку теории измерения психических явлений, вопросов сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т. п.

• экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

Практические задачи включают классы задач:

• информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т. п.

• технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностического метода;

• интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;

• корректирующие (психологическое воздействие), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: