Толмачев Николай Гурьевич




1895-1919 Один из руководителей борьбы за советскую власть на Урале. Участник февральской революции в Петрограде, гражданской войны. Организатор первых военно-политических учебных заведений РККА.

В имении "Затишье" близ станции Преображенская летом 1888 г. жил писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Здесь он, будучи тяжело болен, заканчивал одно из лучших своих произведений - "Пошехонскую старину".

Луга

Упоминается в 15 в. в писцовых книгах как сельцо Луское в Шелонской пятине (области). В 1777 г., при учреждении Псковского наместничества по приказу Екатерины II: "На реке Луге учредить новый город... наименовав оный город Луга" начато строительство города в месте впадения р. Вревка в р. Луга. Тогда же были заложены первые каменные здания: церковь, почта и казначейство.

С 1781 г. входила в состав Санкт-Петербургской губернии.

15 февраля 1851 г. состоялось "Высочайшее повеление" о строительстве железной дороги от столицы империи именно к Варшаве, к западной границе.

Путь до Луги длиной в 137 км был закончен в 1857 г., а в следующем г. изумленные жители нашего городка увидели первый состав. До губернского Пскова поезда пошли лишь два г. спустя. Скромное обаяние первого лужского железнодорожного вокзальчика и довольно примитивного паровоза и вагонов были с гордостью проиллюстрированы в одном из популярных журналов для народа "Воскресный досуг" за 1867 год. Конечно, времена меняются, и техника развивается. Поэтому деревянный и невзрачный вокзал в 1883 - 1885 гг. был заменен на роскошный каменный, построенный по проекту Петра Сальмоновича и Вениамина Королькова. Все современники дали высокую оценку их творению, называя вокзал в Луге лучшим на всей линии железной дороги Петербург - Варшава.

Он оказался настолько удачным, что здесь не стеснялись встречать высочайших особ: представителей Дома Романовых, короля Сербии и руководство Французской республики. Именно здесь, на вокзале, в конце 19 века было положено начало розничной торговли книгами и газетами в нашем городе. Незадолго до революции здесь останавливались 14 пассажирских поездов, курсировавших до ст. Владимирский лагерь, причем ходу от Питера до Луги в летнее время было всего три часа.

В годы Великой Отечественной войны Луга была местом ожесточенных боев на подступах к Ленинграду. Была оккупирована немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941г., освобождена 12 февраля 1944 г.

В 1941 г. Луга была местом ожесточённых боев на подступах к Ленинграду. Была оккупирована немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941 г., освобождена 12 февраля 1944 г. В послевоенное время город был восстановлен.

Пос. им. Дзержинского

Дворец усадьбы "Рапти" построен в 40-х г.х 19 века. Авторами являлись профессор Академии хуэдожеств И.А.Стефаниц и архитектор П.И.Маршнер. Дворец выдержан в стиле "рококо" по гравюрам французского декоратора 18 века Ж. Мопенера. Здание было взорвано в начале 1944 г. Сохранились хозяйственные постройки, конюшенные и кухонные корпуса, парковая композиция. Владелец имения - государственный деятель, сенатор и меценат, член Государственного Совета А.А. Половцев, судьба которого связана с бароном Штиглицем и Надеждой Михайловной Юниной - внучкой Павла I и внебрачной дочерью его сына великого князя Михаила Павловича.

Городец

На территории деревни Городец сохранились остатки древнего городища. Несколько веков назад здесь существовала Георгиевская Городецко-Гремячья пустошь. Из грамоты, данной в 1592 г. иноку Трифону, видно, что это место принадлежало Шелонской пятине и "было убогое развоевано от литовских людей и немец".

Сегодня на высоком городище прямо у трассы М-20 возвышается церковь Успения Пресвятой Богородицы. Мраморная рака с мощами преподобномученика Трифона находится рядом, в часовне во имя св. Георгия Победоносца. Часовня поставлена на месте прежней церкви Успения Пресвятой Богородицы в конце 50-60-х гг. XX века по проекту епархиального архитектора А.М. Казанского. Под ракою, на могиле подвижника имеется плита высеченной надписью: "Боже премилосердный призри дух Священноархимандрита Трифона, пострадавшего во время нахождения Литовскаго. Сей камень воздвигнут усердием И.О. 1812 год". С противоположной стороны дороги у моста находится святой источник.

Раньше рака располагалась в подцерковье деревянного Георгиевского храма. Этот храм неоднократно перестраивался, был закрыт в 1930 г., а во в.п. 20 века был утрачен.

Паломники обращаются к св. Трифону за исцелением от болезней, часто от болезни ног, страждущие обходят часовню босиком, берут песок от часовни.

Архимандрит Трифон был настоятелем, а возможно и основателем Городецкого монастыря (пустыни). Он погиб за веру около 1592 г. во время литовских войн. Легенда гласит, что когда "литовские люди" подошли к церкви, братия разбежалась по лесам, а св. Трифон посчитал невозможным прервать службу. Литовцы порубили его саблями. Вернувшись, монахи омыли тело настоятеля водой из источника и останки мгновенно срослись, остались только красные рубцы. С тех пор стали происходить исцеления у раки преподобного. Св. Трифон был причислен к лику святых в 1913 г.

На городище прекрасно сохранился ряд захоронений 19-начала 20 века.

Летом 1941 г. возле Городца проходила линия обороны. Немецкая армия встретила здесь активное сопротивление на дальних подступах к Ленинграду. Красная Армия на 45 дней остановила продвижение немецких войск к городу.

Заполье

В конце XIX — начале XX века развивается система образовательных учреждений. Так, в 1884 году в пределах нынешней территории района значится шесть одно — и двухклассных училищ (школ) — Запольское, Нежадовское, Модолицкое, Посолодинское, Лядское, Заянское. Через тридцать лет, к 1914 году, учебных заведений школьного типа стало 24. В Заполье находились приют и школа Санкт-Петербургского воспитательного дома.

Еще один рассказ о провалившейся церкви связывался в конце XIX в. с почитаемым местом у с. Заполье (ныне — Плюсский район Псковской области). Вот что сообщал о нем местный священник: «В народе особенно уважается икона св. Анастасии Римлянки (29-го октября), находящаяся в кладбищенской часовне. На месте кладбища, устроенного в начале 40-х годов, была в густом лесу небольшая часовня; к этому лесу крестьяне чувствуют особенное уважение и страх.

Говорят, что одна девица собрала кору с березы около часовни, для своей надобности; береза подсохла, а девица, за оскорбление святыни, лишилась зрения. Когда она на месте посохшей березы посадила другую, ее зрение поправилось, хотя и не совсем.

Один крестьянин села Заполья тихонько ночью срубил у часовни дерево и привез его домой. На утро его скорчило, а срубленное дерево оказалось снова у часовни. Крестьянин вскоре умер. С...)

По преданию, тут была «искони веков» церковь, будто бы разоренная Литовцами или провалившаяся под землю. (...) Дели» преподобной Анастасии (29-го октября1) празднуется всенощным, крестным ходом и молебнами. Богомольцы приносят в часовню шерсть и леи, которые продаются в пользу церкви».

Церковь постройки 1845г. Выстроена на месте более древней XVIв. (исследования арх. Лукашевича)

Феофилова Пустынь

В деревне Феофилова Пустынь (бывшая Николаево - была переименована согласно проекту школьников Псковской области, победившему на научной выставке) находятся руины (видны с дороги М-20) церкви Успения Божьей Матери бывшей Феофиловой Успенской пустыни.

Монастырь был основан в 1396 г. на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погостов выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины II обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую. Вокруг нее возникло село Феофилова Пустынь.

По легенде однажды мимо села проезжал государь России Александр I, у которого "простудный недуг поразил ноги". Император коленопреклоненно молился у раки Лужского чудотворца Феофила и в благодарность за исцеление повелел на свои средства возвести здесь новый каменный храм, что и было сделано в 1824 г. Император лично присутствовал при освящении храма.

В каменном храме главный престол был назван в честь Успения Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феофила, левый - св. Александра Невского. Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери.

В предреволюционное время село стало местом целого ряда благотворительных учреждений. 3десь были земский врачебный покой, сельская община сестер милосердия и постоянная дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 г. Феофилова Пустынь переименована в Николаево. Каменный храм закрыт в 1931 г., вместо него открылся клуб, но в период оккупации богослужения возобновились. В 1944 г. храм сильно пострадал, а после войны продолжал разрушаться.

По материалам "Памятной книги Санкт-Петербургской Епархии" за 1899 г.

"Феофилова пустынь находится в 200 вер. от Петербурга и в 56 вер, от Луги. Называется по имени бывшей здесь до 1764 г. мужской пустыни, основанной преп. Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу р. Омучи, впадавшей в Плюсу.

Струги красные

Наиболее вероятно родство топонима Струги Красные со следующим этимологическим рядом: струга - "глубокое место, лужа, остающаяся летом от почти пересыхающей речки", с.-в.-р., новгор., курск.; укр. струґга, др.-русск. струга "течение", ст.-слав. строуга ·eаma (Рs. Sin.), словен. struґgа "русло, рукав реки", чеш. strouha "желоб, канава", слвц. struha, польск. strugа "струя, течение", в.-луж. truhа "ручей". Второе словое в названии топонима появилось при советской власти.

История поселка восходит к деревне Белая, впервые упоминаемой в новгородских писцовых книгах Шелонской пятины под 1498 г. Владельцем деревни был Лучка, один из братьев Крапивиных, чей двор находился в деревне Завесничье. До Крапивиных земли принадлежали другому новгородскому землевладельцу: "Ондрейко да Олешко да Лучка Ивановы дети Кропивина, волостка за ними Ольферьевская Шымского".

Рядом с деревней Белая располагалась деревня Струги. В 1498 году она значится как владение великого князя (до этого принадлежала новгородскому владыке). Деревня Белая, возможно, получила свое название от одноименной речки.

В середине 19 века при строительстве железной дороги было основана станция Белая. В 1856 г. в деревне при станции было 7 дворов и 72 жителя. Станция являлась промежуточной. Для текущего ремонта паровозов на станции было построено депо на две канавы и треугольник для поворотов паровозов.

В начале 20 века станция переименована в Струги-Белая (взята часть названия усадьбы Н. М. Лахтина - Струги Старые), поскольку с развитием железнодорожной сети в стране станций с названием Белая оказалась несколько.

В 1919 г., после освобождения Красной Армией от белогвардейских войск Н. Н. Юденича и С. Н. Булак-Балаховича станция получила современное название. 7 декабря 1958 г. появился поселок городского типа - Струги Красные.

Залазы

В деревне Залазы находится часовня в честь св. прп. Нила Столбенского, построена в 1902 г. Местое предание гласит, что преподобный Нил Столбенский защищает деревню от огня, и с момента постройки часовни в деревни не было ни одного крупного пожара. Первый крупный пожар случился после того, как бала украдена хранившаяся в часовне статуя преподобного Нила, размером примерно в рост человека. Сейчас сохранились только отдельные фрагменты статуи (книга, обувь и тд). Кроме того в часовне есть резное деревянное распятие со статуями Богородицы и Иоанна Богослова, а также иконы работы местного "богомаза".

Деревня известна прежде всего тем, что здесь располагалась почтовая станция, на которой произошла встреча А.С. Пушкина с его другом-декабристом В.К.Кюхельбекером, которого как государственного преступника переводили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую. На этой станции останавливался композитор М.И.Глинка.

Встреча Пушкина с лицейским другом, поэтом-декабристом В. К. Кюхельбекером, происшедшая 14 октября 1827 г. на почтовой станции Залазы, широко известна как факт в биографии поэта. Для ее описания используются сведения из трех источников: дневниковой записи Пушкина, рапорта фельдъегеря, писем В. К. Кюхельбекера.

Основным источником является дневниковая запись Пушкина, которую он сделал на станции Луга на следующий день после встречи.

ПривоОсновным источником является дневниковая запись Пушкина, которую он сделал на станции Луга на следующий день после встречи. Приводим ее полностью: "15 октября 1827. Вчерашний день был для меня замечателен. Приехав в Боровичи в 12 часов утра, застал я проезжающего в постели. Он метал банк гусарскому офицеру. Между тем я обедал. При расплате не достало мне 5 рублей, я поставил их на карту и, карта за картой, проиграл 1600. Я расплатился довольно сердито, взял взаймы 200 рублей и уехал, очень недоволен сам собою. На следующей станции нашел я Шиллерова „Духовидца“,1 но едва успел прочитать я первые страницы, как вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем. „Вероятно, поляки?“ - сказал я хозяйке. „Да, - отвечала она, - их нынче отвозят назад“. Я вышел взглянуть на них. Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошел высокий, бледный и худой молодой человек с черною бородою, в фризовой шинели, и с виду настоящий жид - я и принял его за жида, и неразлучные понятия жида и шпиона произвели во мне обыкновенное действие, я поворотился им спиною, подумав, что он был потребован в Петербург для доносов или объяснений. Увидев меня, он с живостию на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга - и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством - я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали. Я поехал в свою сторону. На следующей станции узнал я, что их везут из Шлиссельбурга, - но куда же? Луга".

Другим источником, помогающим воссоздать сцену встречи на станции Залазы, является рапорт фельдъегеря Подгорного, написанный фельдъегерем сразу же по возвращении в Петербург из этой поездки и поданный дежурному генералу Главного штаба:

"Господину дежурному генералу Главного штаба его императорского величества генерал-адъютанту и кавалеру Потапову фельдъегеря Подгорного

РАПОРТ

Отправлен я был сего месяца 12-го числа12 в гор. Динабург с государственными преступниками, и на пути, приехав на станцию Залазы, вдруг бросился к преступнику Кюхельбекеру ехавший из Новоржева в С.-Петербург некто г. Пушкин и начал после поцелуев с ним разговаривать. Я, видя сие, наипоспешнее отправил как первого, так и тех двух за полверсты от станции, дабы не дать им разговаривать, а сам остался для написания подорожной и заплаты прогонов. Но г. Пушкин просил меня дать Кюхельбекеру денег, я в сем ему отказал. Тогда он, г. Пушкин, кричал и, угрожая мне, говорил, что по прибытии в С.-Петербург в ту же минуту доложу его императорскому величеству, как за недопущение распроститься с другом, так и дать ему на дорогу денег, сверх того не премину также сказать и генерал-адъютанту Бенкендорфу. Сам же г. Пушкин между угрозами объявил мне, что он посажен был в крепость и потом выпущен, почему я еще более препятствовал иметь ему сношение с арестантом, а преступник Кюхельбекер мне сказал: это тот Пушкин, который сочиняет. 28 октября 1827 г.".

Цапелька

Не существует однозначной версии происхождения названия деревни. По легенде, название могло быть связано с качеством тракта, проходившем тут в 18 веке, и имевшем неровную, ухабистую поверхность. Проезжающие здесь в то время на конной тяге сани и телеги, переваливаясь с одного ухаба на следующий, как бы цапались своей задней частью за очередной ухаб. ("цапать" в псковском говоре - хватать, цеплять, задевать).

По другой легенде некая шайка бандитов держала в страхе окрестности. На ее уничтожение выслали войска, вставшие лагерем в деревне Ротный Двор. Бандитов они "сцапали" в деревне Цапелька и затем "уморили" в болоте или речке у деревни Мараморочка.

Ротный двор

Деревня Ротный Двор известна с 13 века. О проихождении названия существует легенда: некая шайка бандитов держала в страхе окрестности. На ее уничтожение выслали войска, вставшие лагерем в деревне Ротный Двор. Бандитов они "сцапали" в деревне Цапелька и затем "уморили" в болоте или речке у деревни Мараморочка

Мараморочка

Топоним произошел, возможно, от названия одноименной реки, которая в свою очередь от слова "мараморохи" - морока, туман, мгла (из примечаний Андрея Белого к своему литературном труду)), или непосредственного от этого народного выражения. Существуют и схожие топонимы - д. Мараморка (Псковская обл., река Кебь) и Мараморощина - историко-географическое название части Закарпатского края (название изестно с 12 века).

Мараморохи по полю носят:
Те же стаи несытых смертей

А. Белый

Во время одной из боевых операций, около деревни Варницы (теперь такой деревни нет, а находилась она на Киевском шоссе между деревней Мараморочка и поворотом на деревню Углы), совершил свой подвиг боец бригады комсомолец Леня Голиков. Он уничтожил легковую автомашину с немецким генералом Рихардом Виртцем, который вез портфель с очень важными документами, среди которых были чертежи новой немецкой мины, запущенной в массовое производство, карта с расположением гитлеровских войск под Ленинградом и схемы минных полей. За эту операцию Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Любятово

Происхождение топонима "Любятово" вероятно от фамилии одного из прежних владельцев земли. Существует легенда происхождения топонима, согласно которой некое знатное лицо владел здесь теремом, в который и привез псковитянку, понравившуюся ему; приглашая ее внутрь терема, он произнес: "любя тебя, все сделаю для счастья".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: