Cпособы взаимодействия следствия и других служб органов внутренних дел
Главными задачами по взаимодействию следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел являются:
- предупреждение, раскрытие и расследование преступлений;
- привлечение к установленной законом ответственности лиц, которые их совершили, а также возмещение причиненных ими убытков;
- совместная деятельность по розыску преступников.
Ответственность за организацию взаимодействия возлагается на начальников следственного подразделения и органа внутренних дел.
С целью раскрытия и расследования преступлений следователи и органы дознания немедленно и взаимно информируют друг друга о преступлениях, которые стали им известны с заявлений и сообщений.
Организуют одновременное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Своевременно задействуют патрульные наряды, ГАИ, участковых инспекторов милиции, силы и средства других служб ОВД для установления и задержания преступников. Взаимно обмениваются текущей информацией, совместно используют технику, средства связи, транспорт, возможности автоматизированных и оперативно-справочных учетов, которые находятся в распоряжении ОВД.
Cудебный и ведомственный контроль за деятельностью полиции.
Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Органы дознания. Понятие и виды.
Статья 40. Орган дознания (УПК РФ)К органам дознания относятся:1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;2) органы Федеральной службы судебных приставов;3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.Виды:1. Дознание по делам, по которым производство предварительногоследствия обязательно (ст. 119 УПК) - орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу.2. Дознание по делам, по которым производство предварительногоследствия не обязательно (ст. 120 УПК) - дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования. 28. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятийОснованиями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
29. Основания и порядок проведения ОРМОснования ОРМ:
1. ВУД
2. Сведения, представ. оперативный интерес
- содержащиеся в письмах и заявлениях граждан
- о признаках преступления или лицах его совершивших
- о действиях, создающих угрозу без-ти РФ
-сведения о событиях создающих угрозу без-ти РФ
-сведения о розыскиваемых лицах
3. Обнаружение неопознанных трупов
4. Поручение следователю
5. Запросы др. ОРО
6. Постановление о применении мер без-ти в отн-ии защищаемых лиц