Выводы по первому параграфу первой главы.




Глава 1.

Первая глава данной работы посвящена изучению формирования ценностной направленности и повестки дня в журнале «Работница» 1920-1980х в ходе его исторического развития.

1) В первом параграфе мы изучаем традиции журнала «Работница» с начала его появления до середины пятидесятых годов.

2) Во втором параграфе мы подробно изучаем журнал «Работница» периода «оттепели»: ценностную палитру и повестку дня

3) В третьем параграфе изучаем журнал «Работница» в период «застоя» 1970-1980е года

 

1.1. Изучение традиций журнала «Работница» в его историческом развитии

В первом параграфе мы обращаемся к истории журнала с момента его появления и до 1955-х годов. Знание об историческом развитии «Работницы» необходимо нам для выявления традиции журнала, которые формировались на протяжении этого периода. Под традициями мы понимаем особенности издания «Работница» в том, о чем пишется на страницах журнала, какие цели преследуются, и как тема подается, какие качества/события/факторы выделяются, а о чем журнал умалчивает. Традиции - это сложившаяся система норм подачи материалов, образов женщины, представлений о правильном и общественно-полезном.

Как и говорилось, у исследователей истории журналистики нет согласия в четкой периодизации советского времени, поэтому мы лично выделяем и изучаем традиции журнала в такие периоды, как: 1920-е годы, 1930е годы, период Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны (145-1955годы). Изучение истории журнала невозможно без отсылки к истории Советского Союза, ведь на традиции влияли идеология СССР, партийные постановления, экономическая и политическая ситуация в стране, настроения в обществе. Также как менялась и развивалась страна каждое десятилетие 20-го века, от периода к периоду менялись и традиции в журнале «Работница», вместе с повесткой дня и ценностной палитрой журнала. Однако, новые традиции (например, 30х годов) не исключают старые (например, 20-х годов), а накладываются и дополняют друг друга.

Традиции мы выявляем через прочтение самих номеров журнала, и через изучение работ, посвященных журналу «Работница» и советской журналистике определенного периода. К традициям мы относим общие для одного периода цели, темы, проблемы, образы женщины, использование однотипных изображений, представлений о морали и долге человека перед государством. Традиции журнала определяли его образ не только на период одного десятилетия, но сохранялись и в последующее время, просто были не так ярко выражены..Иногда традиции в «Работнице» совпадали с общими характеристиками журналов периода, например, в 30-е годы и во время войны. Параллельно мы рассматриваем традиции в ценностной палитре и повестке дня в журнале определенного периода.

Изучив традиции, сформировавшиеся за почти полувековую историю издания «Работница», мы получаем понимание того, каким журнал был в середине пятидесятых годов и как опыт его прошлого повлияет на развитие журнала в 60-80х годах.

 

Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года и изначально позиционировался как общественно-политический журнал для женщин. На рынке прессы в 1910-1920х годах было много изданий, посвященных «женщине и тому, что ее интересует» («Дамский мир», «Журнал для хозяек»)и лишь три серьезных политических журнала: «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Для нас важно, что «Работница», в отличие от других, был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. То есть, ежемесячный журнал создавался как проводник между большевиками и простыми женщинами-работницами, вовлекая их в политическую жизнь общества. Например, известные работы В.И.Ленина«Есть ли путь к справедливому миру?» и «Три кризиса» были опубликованы именно здесь. Это одна из ключевых традиций «Работницы» - тесная связь с политикой государства, отсюда выбор тем и новостей для освещения,- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения.

После окончания гражданской войны, в 1920-е годы, начинается работа с женской частью Советского союза под лозунгом: «Если освобождение женщины невозможно без коммунизма, то и коммунизм невозможен без свободной женщины»[1]. На XII съезде принимается резолюция, согласно которой работа среди женщин превращается в одну из очередных задач партии. В женщине видели большую потенциальную силу: она могла работать наравне с мужчинами, укреплять и развивать советскую власть, родить здоровое поколение и воспитать его. «Вот почему дело политического просвещения работниц и крестьянок является теперь, когда рабочие и крестьяне взялись за строительство новой жизни, — первостепенным делом, важнейшим делом действительной победы над буржуазией» (Сталин И. К 5-й годовщине Первого Съезда работниц и крестьянок. Коммунистка. 1923. №5)[2]. Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, с «феменизмом», как бы мы сказали сейчас. В журнале «Работница» нет сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Женщина- самостоятельная единица общества, независящая ни от кого, и гордящаяся этим.
В 1923 году журнал «Работница» возобновляется, и с первых страниц читательницу призывают задуматься и осознать свою важную роль в жизни партии. В первом номере 1923 года, редакция перечисляет цели и задачи журнала: освещение всех политических вопросов, указания по организации яслей, разъяснение причин, почему необходимо участвовать в кооперации, быть членов профсоюза и получать квалификацию. В «Работнице», начинает формироваться образ женщины-гражданки. Такая женщина активно проявляет себя в общественной жизни, борется с безграмотностью, организовывает женотделы, детдома, культмассовую работу. Становится популярной должность делегатки (выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией. Толковый словарь Ожегова). В редакцию «Работницы» приходит множество писем о том, как трудно и грустно было женщине раньше (при Российской Империи) и как сейчас она рада, что получила равноправие и может работать на благо страны. «Сейчас я чувствую себя счастливой. Это счастье я получила только потому, что три года назад была избрана делегаткой, и мое делегатство вывело меня на дорогу самостоятельности, дорогу глубокой общественной работы» («Работница». 1924. №13-14). Это четвертая традиция журнала - заниматься агитационно-просветительской работой среди женщин, призывая к делу как подтверждению своей преданности большевикам. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Смеюха В.В., автор множества работ о массовой женской прессе, пишет: «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей».

По сообщению в журнале «Работница» к 1930-ому году, в промышленном производстве было задействовано 29% женщин, 43,6% женщин до сих пор оставались безработными. В связи с тем, что уменьшение доли домохозяек шло медленными темпами, в стране организуется движение жен-общественниц (чаще всего, речь идет о женах руководящих работников). Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и давала вектор направления в выборе общественных работ. Хотя и был создан журнал «Общественница» (1936-1941), первым образ женщины-общественницы создавался на страницах «Работницы». Все начиналось с речей и материалов заведующей женсектором ЦК ВКП(б) М .А. Шабуровой «Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям», «Советы и организация женских трудящихся масс», еще в 1934 году здесь публикуется отчет о «Совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии», публиковались письма общественниц, например, «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». Образ женщины-общественницы заключается в том, что она не работает на фабрике или заводе, однако отвечает за культуру на производстве и в быту, и помогает другим трудящимся женщинам. И вместе с темой работы жены-общественницы, в журнале появляется и тема семейной жизни, это пятая традиция – писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах. Быть хорошей женой для мужа, занимающего важную должность, значит, помогать ему и его достижениям для страны. Тема женственности и личных отношений пока оставалась табуированной. Появляются материалы о материнстве, но женщина в первую очередь оставалась труженицей, а для детей должна была создать комфортные условия: ясли, детсады, школы. Сильный образ женщины-матери формируется в 40-50-е годы.

В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женщина имела три образа: матери сына-солдата, преданной и верной жены, дочери-защитницы Родины. С образом матери у людей ассоциировалась сама Родина, требующая заботы и защиты, и желающая защитить своих детей от фашистов[3]. Но материнство и труд не исключали друг друга, поэтому женщины продолжали не уступать мужчинам в работе, были способны заменить их в тылу и отправиться на фронт. Мы не будем глубоко изучать журнал в годы войны, так как для всей периодики были характерны черты: пафос патриотизма, тема фронта и военно-оперативных сводок, ненависть к фашистам, рассказы о героях войны, призывы воевать за «Родину-мать» и оставаться "На страже Родины". Это тоже является своеобразной шестая традицией журнала: включенность в общие журналистские процессы, следование одним, как мы говорим сегодня, трендам.

В первое послевоенное десятилетие, на страницах журнала «Работница» появляется образ женщины-матери, при этом, материнство ставится на первое место при перечислении заслуг женщины. Например, первомайской передовице 1946 года речь сначала идет об «огромной заботе государства о женщине-матери и детях» и лишь потом – о том, как «значительна и ответственна роль советских женщин в осуществлении задач новой пятилетки»[4]. Это связано с госзаказом: демография страны после войны с фашистской Германией очень пострадала (по последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей (это 14% предвоенного населения))[5]. В стране нужно было повысить рождаемость, И.В.Сталин принимает меры для усиления охраны материнства: повышается статус зарегистрированного брака, усложняется его расторжение, повышается престиж материнства, вводятся правительственные награды многодетным мамам и мамам-одиночкам, предоставляются льготы, присваивается почетное звание «Мать-героини»[6]. В связи с этим в женской прессе воспевается образ женщины-матери. Становится неважно, в браке она родила или нет (а в 1930-е годы незаконнорожденный ребенок был позором для семьи и осуждался обществом), рады и готовы помочь любой матери и ее ребенку. Этой теме посвящается большое число статей и рассказов, иллюстраций, рубрик, притом материнство освещается чаще всего с положительной стороны (например, рассказывается о материальных вознаграждениях от государства для многодетных матерей, а не о трудностях, с которыми сталкивается женщина). В тоже время, советская мама это не только «проверять уроки детей и следить за их воспитанием», но и «беседовать о работе, приучать их к труду». В семье, как ячейке обществе, у матери была центральная роль в идеологическом просвещении детей на личном примере. В женщине, как и прежде, высоко ценились профессиональные качества, помогающее ей на работе. «Работница» сообщала о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин — инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов[7]. Поэтому авторитет матери, в первую очередь, строится на ее гражданственности, поведении на работе, в повседневной жизни, и ребенок никак не должен мешать профессиональной карьере мамы. В журнале можно встретить рассказы о труженицах с таким описанием: «научная деятельность не мешает ей воспитывать дочь», или «сложная работа бригадира не мешает Антонине Андреевне быть хорошей матерью»[8]. Это седьмая традиция журнала: материнский образ выстраивается вокруг общественных ролей женщины, а не подается через сферу частной жизни; материнство как долг перед Отечеством, равнозначный остальным. Из этого можем вывести восьмую традицию - стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране.

Жизнь послевоенного времени нуждалась в теплом доме, в заботе женских рук, мускульный образ женщины был не актуален и в «Работнице» начинают публиковаться модные выкройки (иногда даже вечерние платья и шляпки), советы по ведению хозяйства. Например, на обложке 1946-ого года впервые появляется тема домохозяйства: фотография девочки с утюгом; это чуть ли не первый случай со времен лозунгов 30-х годов «Кастрюля – враг партийной ячейки» и «Долой горшки и сковородки». В журнале «Работница» наблюдается появление новых ценностей: семья, материнство, дети, уют и быт, женственность. И к 1950-м годам, идеальная советская женщина- это женщина-трансформер [9], меняющая свои роли в зависимости от требований к ней, по словам исследователя Кирьяновой. Образ женщины на страницах журнала подавался так: «Елена Сергеевна надевает рабочий халат, косынку. Теперь уже не узнать в этой женщине ту, что вязала кружева на диване». То есть женщина одновременно и передовая работница, и общественница, многодетная мать, примерная жена и хозяйка.

В 1953 г. завершает период правления И.В. Сталин и начинается новая эпоха в развитии советского общества, а вместе с ним и советской прессы, под неофициальным названием «оттепель». Рассмотрением журнала периода «оттепели» мы займемся во втором параграфе.

 

Выводы по первому параграфу первой главы.

Журнал «Работница» был создан как печатный орган для привлечения женщин в партию и пропаганды советской идеологии. Ключевой традицией журнала является тесная связь с политикой государства. В журнале, на протяжении всего рассматриваемого периода 1920-1955-х годов публикуются постановления партии, речи, обращения и материалы высших должностных лиц, адресованных женщинам. Как традицию мы выделяем и то, что журнал всегда был в созвучии с общими процессами в стране и советской прессой.

Основной целью журнала, заложенной в самом начале, было и остается освещение социалистического движения женщин и привлечение к нему внимания. Важно и то, что советские женщины получили равные права с мужчинами, и о женщине писали не с позиции ее гендерных характеристик, а писали о профессиональных качествах как личности. Стоит отметить, что в издании «Работница» изначально не было характерных признаков «женской прессы» (одежда, личные отношения и т.д.), такие рубрики появляются лишь к середине 50-х годов, но только потому, что это интересовало современную женщину и было частью ее индивидуальности, самовыражения.

Как отдельную традицию выделяем и, меняющееся под влиянием настроений в обществе, представление о женщине. От образа женщины-гражданки в 20-х годах, женщины- общественницы в тридцатых, женщины-защитницы родины в военное время, журнал приходит к образу женщины-матери в середине 1950-х годов. Особенность традиции заключается в том, что все образы накладываются друг на друга, то есть к началу оттепели, мы видим женщину-труженницу, общественницу и мать –воспитательницу будущего поколения. Третья, основная традиция в журнале, заключается в том, что стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране. Даже семейная жизнь рассматривается через призму профессиональной жизни, и не ставится на первое место среди приоритетов женщины. Эта традиция в журнале «Работница» прослеживается на протяжении всего времени существования журнала в Советской России.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода, основными ценностями, заложенными в историческом развитии журнала, являются общественно-полезный труд, патриотизм, профессиональные качества личности, гражданственность, семья и идеологическое воспитание детей. Повестка дня в журнале «Работница» соответствовала требованиям партии, журнал был рупором пропаганды среди женского населения страны и распространял советскую идеологию. Основными событиями, освещаемыми в журнале, были достижения советского союза, новые постановления и назначения во власти, официальные мероприятия и съезды членов КПСС. Остальные материалы были посвящены женскому труду, присутствовал жанр «портрета» и «интервью» с гражданками и комсомолками.

Изучив историю журнала и рассмотрев процесс формирования в нем традиций, мы можем составить портрет журнала, который в 1960-х годах претерпит некоторые изменения. Журнал «Работница» перед периодом «Оттепели»- самый растиражированных и популярный женский журнал, рассказывающий женщинам о подвигах и достижениях своей страны, и в частности ее героев. Для журнала «Работница» героинями их материалов становились не просто женщины с узким кругом интересов, как например, в современной версии журнала «Работница», а гражданственные и трудящиеся личности. Все эти традиции, ценности и повестки сохраняются в двух последующих исторических периодах, но на них накладываются новые черты времени.

Мы считаем традиции журнала «Работница» достоинствами и отличительными особенности издания, которые необходимо было сохранить до нашего времени или они должны быть восстановлены в современной журналистике.

 

1.2 Изучение ценностной палитры и повестки дня журнала «Работница» в период «оттепели »

Во втором параграфе первом глава нашей ключевой целью является изучение ценностной палитры и повестки дня в журнале «Работница» периода «отпели» 1955-1960-е годов.
Для этого нам необходимо дать историческую справку и определить «повестку дня» того времени. Хрущевская «оттепель» - это неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет, характеризующееся смягчением политического режима[10]. Мы сразу оговариваем, что под «оттепелью» понимаем период с 1956-1968 года, хотя «признаки» оттепели появились еще в 1954 году. Проблема в том, что исследователями не признаны определенные рамки и чаще говорят «Оттепель с середины 50- по середину 60-х годов». Но так как мы работаем с выпусками конкретного издания, нам важно избирательно относится к тому, какие выпуски и каких годов мы будем изучать.

Хрущевская «Оттепель»[11] характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности.
Основными ценностями в периодике того времени становятся: личность, мысли и чувства человека, обновления в стране, свобода творчества и свобода слова. Конечно, об «оттепели» можно многое рассказать, например, о деревенской теме, прорыве лагерной прозы, появление женской темы в центральных изданиях, о теме экономического реформаторства в прессе и т.д. Но важно сразу отметить, что «оттепель» в обществе и культуре не были всеобщими процессами, то есть продолжали печататься просоветские издания, не менявшие своего содержания, и были издания, которые переняли лишь некоторые черты «оттепели». Журнал «Работница» относится к последним, то есть в нем сохранились его традиции идеологизированного журнала, но появились и новые темы, новые персонажи, новый способ подачи материала.

Начиная изучение ценностной палитры, мы прежде должны познакомиться с портретом женщины и всего общества того времени. Ценности же проявляются в том, какие факторы жизни становятся главными, какое поведение или деятельность, какие качества и поступки восхваляются, а что, наоборот, становится осуждаемым. Для нас становится важным то, что ценностный облик журнал «Работница» меняется в сторону личности, индивидуальности.

Для ясности понимания, мы воспользуемся таблицей, куда занесем слова и выражения, транслируемые ценность, назовем ее, и укажем год выпуска номера. Выводы по работе с повесткой дня также будут даны в таблице по этому же принципу.

 

1.2. Развитие журнала «Работница» в период «Оттепели»

Начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза под название «оттепель» началось практически сразу после смерти И.В.Сталина. Однако четких хронологических рамок начала и конца оттепели исследователями не принято. Мы в индивидуальном порядке ставим рамки с 1956 года, когда состоялся ХХ съезд КПСС, по 1968 год, когда были введены советские войска в Чехословакию. И даже эти даты не должны восприниматься железно, ведь, например, реабилитация заключенных началась еще в 1954 году, как и публикации ранее табуированных авторов, например дочери Корнея Чуковского, в том же году прекратились и массовые аресты. Мы ориентируемся на 1956 год, как год, когда в феврале Никита Хрущев произвел разоблачение культа личности Сталина. Доклад «О культе личности и его последствиях» стал важным общественным и политическим событием, имевшим множество позитивных моментов. Принимаются меры по преодолению культа Сталина, получают огласку факты нарушения прав человека, приводятся документы, доказывающие беззаконный репрессионный режим террора. В результате началось постепенное «оттаивание» от страха и несвободы, духовное пробуждение общества, особенно это проявилось в выборе новых тем и вопросов для открытого обсуждения.

Термин «оттепель» появился почти одновременно с началом изменений, широко использовался современниками как метафора наступления весны после долгой политической зимы, и обещание скорого прихода жаркого лета, то есть свободы. В обществе, имевшем большой запрос на смену режима, быстро произошли изменения в настроениях: появляется энтузиазм и вера, что можно переделать все ошибки прошлого и изменить страну в лучшую сторону.

Хрущевская оттепель характеризуется такими основными событиями как:
покорение космоса Ю.Гагариным; прорывы в науке; публикация ранее запрещенных писателей и поэтов (например, у журнале «Новый мир»); ликвидация ГУЛАГа и амнистия заключеныx; выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе; стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства; активное строительство городов.; улучшение уровня жизни населения; курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром- сближение с Западом, в культуре -джазовая музыка и стиляги; проведение Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Все эти ключевые события были освещены журналистами и повлияли на политику изданий. Пресса, способная быстро реагировать на малейшие изменения в обществе, помогала людям мобилизоваться и ориентироваться в действительности, понимать весь масштаб совершающихся перемен.[12]

Изучением дискурса журналистики хрущевской «оттепели» занималось большое количество исследователей, например Перова Е.А[13], Даутова Р.В.,[14] Буряк Е.М.,[15] Марущак А.В,[16] и многие другие. Обобщая их исследования, можно выделить черты, характерные для оттепельной журналистики: -энтузиазм и радость в настроении текстов,
-обращение к личности героя и его истории, гуманность
-деревенская тема,
- большая свобода слова, мнения у авторов,
--наличие дискуссии и полемики об общественно значимых проблемах
- новые способы подачи материалов, например, проверка чего-либо на личном опыте
-тема космоса,
-тема прорыва в науке, способной горы свернуть,
-тема целины и подъем сельского хозяйства
-тема Кубы и иностранных граждан, коллег
Как подмечают исследователи, «оттепель» была одним из трендов в журналистике, то есть не тотальным явлением для всех средств массовой информации. В каких-то изданиях наиболее ярко проявлялись одни черты, в каких-то – другие. Журнал «Работница» оставаясь под идеологическим и цензурным контролем, не мог открыто говорить о проблемах в сельском хозяйстве, или политических проблемах, зато журнал перенял самую главную, и на наш взгляд, лучшую тенденцию «оттепели»- гуманизм.

 

Одна из самых ярких особенностей журналистики периода хрущевской «оттепели» – это смена парадигмы мышления, отмеченная движением от идеологической к гуманитарной. Наглядными и весомыми становятся принципы социализма: Все для советского человека, Быть ближе к человеку – такова преобладающая тональность публикуемых материалов. В отличие от сталинской эпохи, где для простого человека с его житейскими заботами не было места, в хрущевский период именно личность выходит на первый план: «Время такое… Человек на первом плане» [10, с. 2]; «Человек – в центре внимания» [13, c. 2]; «Но главное ведь – люди» [2, с. 2]; «Люди украшают землю» [20, с. 2] и пр. Как закономерное явление, газетный дискурс наводнился материалами, посвященными рядовым советским гражданам, которые, к слову сказать, раньше не привлекали внимания журналистов. Считалось, что в рассказе о них нет ничего интересного. Однако, став главным объектом изображения, человек (рабочий, крестьянин, работник партийного аппарата низшего звена и пр.), как и прежде, показывался исключительно в процессе общественно-полезного труда (то есть все «личное» давалось в преломлении «общественного») – следствие того, что социалистический реализм оставался главенствующим течением художественного творчества. Но писателям, журналистам удавалось все же показать «не труд, а личность, облагораживающую этот труд», «дать живой образ этого человека, нарисовать картину человеческих отношений, показать жизнь в ее богатстве и сложности» [15, с. 111, 112] ПЕРОВА

 

К началу 60-х гг. в СССР сложилась система женской периодической печати, которая представляла собой совокупность женских журналов, выходивших на центральном, республиканском уровнях и уровне автономий. Верхнее звено структурной иерархии составляли три центральных женских журнала: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Первые два, выражавшие единую идеологию и программу, адресовались аудитории советских читательниц.

Для нас становится важным лишь то, что ценностный облик журнал «Работница» меняется в сторону личности, индивидуальности. Это можно проследить на плакатах и фотографиях 50-60х годов, где фокус внимания именно на лице женщины или отдельной фигуры женщины[17]. Скажем, в 1930-е годы плакаты пестрили слиянием женщины и механизма (на фабрике например), или изображением большого коллектива, где невозможно вычленить одного человека. Теперь преобладают индивидуальные фотографии, подчеркивающие личных вклад человека (а не группы/коллектива), о чем можно судить по подписям к изображениям о заслугах и достижениях определенной девушки (о клейщице цеха Антонине Алексеевне Терентьевой «Бригадир микалентной машины Тоня Тереньтева – одна из лучших работниц завода «Электрозолит»[18]), а портрет героини статьи может занимать целую полосу. В журнале «Работница» теперь популяризируется «культурный досуг», занятия духовные и физические: чтение книг, посещение театров, увлечение танцами. Рассказывая о трудовой деятельности женщины, упоминается, что она «находит время для чтения книг, посещает театры», является «строгим ценителем музыки»15, что она успевает побывать и на танцах, и в бассейне16. Ранее считавшийся «буржуазным, мещанским» стиль жизни, включающий в себя наслаждение, отдых, личное время и семейные традиции, теперь красуется на страницах журнала. В образ женщины-«труженницы-общественницы-матери» вклинивается новая ценность «личности», и теперь женщина не только строит коммунизм, но и «показывается и строительницей частной среды обитания, потребительницей плодов уже созданного общества, работающей не только ради абстрактного «светлого будущего», но и ради жизни здесь и сейчас»[19]. Оттепельное время, словно дает шанс женщине расслабиться, не сильно конечно, прогулы и нарушения на работе все также наказываются, но у нее появляется своя личная жизнь и свои интересы, о которых женский журнал пишет и чей новый образ идеализирует. Эта новая тенденция, седьмая, является основополагающей в рассматриваемом нами периоде 60-80х годов- женщина воспринимается не только как «часть механизма или часть коллектива», а как личность, выделяющаяся и обладающая индивидуальными заслугами и личными интересами


[1]ОСак

[2]https://anthropology.ru/ru/text/osika-yul/trud-i-ravnopravie-obraz-rabotnicy-v-sovetskoy-presse-1920-h-godov

[3] Новикова Э.Е. Женщина. Труд. Семья.-М.:Профиздат,1978.- С.122.
Гамелько Е. В. Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 174-177. — URL https://moluch.ru/archive/7/543/ (дата обращения: 28.04.2019).

[4] Кирьянова https://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[5] Демография сталинской эпохи. Анатолий Вишневский https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr5.htm

[6] указ от 8 июля1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»

 

[7] Спасибо Тоне// Работница. Под ред. Е.В.Вавилиной. 1957. №3. С 12.

[8] Кирьянова https://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[9] Кирьянова https://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[10] Толковый словарь

[11] Словарь исторических терминов

[12] Перова Елена Анатольевна Особенности газетного дискурса периода хрущевской «Оттепели» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №10-2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gazetnogo-diskursa-perioda-hruschevskoy-ottepeli

[13] Перова Елена Анатольевна Особенности газетного дискурса периода хрущевской «Оттепели» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №10-2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gazetnogo-diskursa-perioda-hruschevskoy-ottepeli

[14]Даутова Резида Вагизовна Границы свободы слова в годы хрущевской «Оттепели» // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsy-svobody-slova-v-gody-hruschevskoy-ottepeli (дата обращения: 13.05.2019).

[15] Буряк Елена Михайловна Пресса конца 1950-х - начала 1960-х гг. Как канал формирования общественного сознания в СССР // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pressa-kontsa-1950-h-nachala-1960-h-gg-kak-kanal-formirovaniya-obschestvennogo-soznaniya-v-sssr (дата обращения: 13.05.2019).

[16] Марущак Анастасия Васильевна Специфика публицистических текстов отечественной прессы периода хрущевской «Оттепели» (1953-1964 годы) // Филология и человек. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-publitsisticheskih-tekstov-otechestvennoy-pressy-perioda-hruschevskoy-ottepeli-1953-1964-gody (дата обращения: 13.05.2019).

 

[17] (см. Приложение 4 из ВКР)

[18] Правила приличия// Работница. Под ред. Е.В. Вавилиной 1959. № 10. С

[19] Кирьянова https://cyberleninka.ru/article/v/zhurnalnye-obrazy-zhenschin-i-sotsialnye-tsennosti-v-sssr-poslevoennogo-desyatiletiya-1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: