ДЕТСТВО
РЕБЕНОК. КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ.
а) вообще ребенка (дитятко, дитенок, по имени, или как-то еще?), б) мальчика/девочку? в) грудного (младенец, родущий, родящий)? До какого возраста его так называли? г) девушку, юношу (девка, парень)? д) Как ласково обращались к ребенку (кровинушка)? е) Как называли единственного ребенка в семье, единственную девочку/мальчика?
ИМЯ.
а) Когда давали (при крещении, на каше, сразу после рождения и т. п.)? Можно ли было заранее, до рождения ребенка придумывать имена? Кто давал имя (отец, священник, повитуха, свекровь и т. д.)?
б) Какое давали имя? Брали имя отца, умершего родственника и т. п.? Можно ли давать ребенку имя еще живущего/уже умершего (давно/недавно) родственника? Называли ли детей в семье одинаковым именем? Можно ли было давать ребенку имя предыдущего умершего ребенка? Если нет, то почему?
в) Если ребенок умирал при родах, то давали ли ему имя? Какое (Адам, Ева)? Если ребенок умирал до крещения, какое имя ему давали?
г) Если ребенок был слабый, как давали ему имя (спрашивали у первого встречного, называли неприятным на слух именем)? Какие имена можно было давать, какие нельзя (например, нельзя называть «тяжелыми» на слух именами)?
3. СИРОТА.
а) Как называли ребенка, у которого нет матери, отца (если он умер, а не просто неизвестен), обоих родителей (сирота, осталец, бобыль; если отец умер – полсироты, мать умерла – сам сирота, совсем сирота)?
б) Кем он приходился своим приемным родителям (пасынок, пасынка, падчерок, падчерица)?
в) Кем ему приходились его приемные родители (мачеха, пачеруха, отчим, тятя), братья, сестры (сводные)?
г) Что мог/не должен был делать сирота (лечить, участвовать в похоронном, свадебном обряде и т. д.)?
|
д) Как в деревне относились к сироте? Разрешалось ли его обижать, смеяться над ним? Как грозили тому, кто обижал сироту (говорили, что Бог накажет)? Что говорили про того, кто помогал сироте, воспитывал его (говорили, что простятся грехи)? Не говорили ли, что Бог сироту бережет?
е) Какое имя давали сироте?
НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ.
а) Как их называли (заугольник, зауго\лок, подзаборник, сколото\к, сколо\тыш, осколок, нагу\лянный, найденный, беззаконник, выблядок, безотцовщина)?
б) Что им говорили об отце, как объясняли его отсутствие?
в) Кто и как его крестил? Могло ли это принести крестным удачу/неудачу? Можно ли было отказаться крестить такого ребенка? Не крестили ли таких детей тайно?
г) Обладал ли он особыми качествами (могли лечить, предсказывать, влиять на погоду и т. д.)?
е) Какое имя ему давали (непривычное, редкое имя, неприятное на слух, Богдан)?
ж) Какое отчество ему давали (отчество матери, Богданович)?
з) Как относились в деревне к незаконнорожденным детям? Принято ли было смеяться над ними, дразнить их? Не считалось ли это грехом?
и) Что говорили в деревне о судьбе незаконнорожденных детей? Не говорили ли, что они особенно счастливые/несчастные и проч.?
ДЕТИ БОЛЬНЫЕ, С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ.
а) Как их называли (урод, чахотка, недоза\большный, харча\тник, убогий, больной ребнок, "через огонь растет")?
б) Что считали причиной их болезни (грехи родителей, матери, нарушение матерью каких-либо запретов во время беременности и т. п.)?
в) Кого приглашали к ним в крестные? Считалось это для них удачей/неудачей? Можно ли было отказаться крестить такого ребенка?
|
6. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ:
а) Как называли и как лечили детскую бессонницу, испуг, крик (криксы, родимец, родимок, полуно\чница и т.д.): мыли ребенка с дверной ручки (скобы\), с углов стола, с ложек, с иконы (какой?), с угольков, особым образом мыли в бане, на третьей от зыбки половице, на подпольных дверях, ногами к дверям, и перешагивали со словами (“ как эта мостина спит… ”); кадили помелом над постелью ребенка; носили на зарю (как, с какими приговорами: “ заря-заряница, твое дитя плачет - гулять хочет... “); продергивали через межу; клали вдоль пола и переступали через ребенка; клали под подушку/вешали на шею камешек с дыркой - “ жерновок ”; клали под подушку, под постель ножи, ножницы, иконку; клали в зыбку маленький топорик, прялочку из щепок; мазали заговоренным маслом? Что при этом говорили?
б) Какую болезнь называют родимцем (паралич, грыжу, родимое пятно)? Отчего он случается (мать сужает ноги при родах)? Как его лечили (скатертью накрывали)?
в) Что такое щетинка у ребенка? Отчего бывает у детей (беременная мать пинала собак, кошек)? Как лечили (мазали спинку тестом, замешанным на материнском молоке; обтирали намоченным мятным пряником. Распаривали ребенка в печи, обматывали атласным платком и потом отдирали его вместе с щетинками)?
г) Как называется боль в паху у грудного ребенка (двиг)? Не использовали ли при лечении двига кота, если да, то как (кастрировали)?
д) Отчего бывает грыжа (неправильно был завязан пупок, от крика)? Как лечили грыжу (закусывали)? Какая бывает грыжа? Кто мог закусывать грыжу: тот, у кого целы все зубы, первый ребенок в семье и т.д.?
|
е) Как лечили от коклюша (терли по груди щеткой, говоря слова - какие?)?
ж) Как лечили от экземы (мыли в калине, которую заговаривали, выпускали ребенка к собакам, намазав ему щеки сметаной, чтобы собаки его облизали, давали четыре раза в день по чайной ложке настой сушеного корня вереса)?
з) Как лечили, если у ребенка гноятся глаза (брызгали материнским молоком)?
и) Как лечили диатез (материнским молоком)?
й) Как лечили лихорадку (в подполе зарывали ребенка - как?)?
к) Что делали, когда у ребенка зубы режутся (мазали десны вином)?
л) Как лечили больные уши (заговаривали, вдевали золотые сережки, мыли водой с украшениями, обводили - “ закалывали ” - уши овечьими ножницами со словами - какими), потом плевали через левое плечо три раза)?
м) Как лечили костный нарост (терли ложкой, украденной на поминках)?
н) Что делали с недоношенными детьми (держали из в пепле, кутали, держали на/в печке - “ парили ”)?
ДВОЙНЯ.
а) Как называли близнецов, двойняшек (двойники, двойня)?
б) Что считалось причиной их рождения (употребление в пищу беременной женщиной двойных, сросшихся плодов; подметание пола веником, состоящим из двух других веников; то, что муж не один спал (изменял жене) и проч.)?
в) Считалось ли, что близнецы и двойняшки имеют схожую судьбу (болеют, умирают, вступают в брак одновременно)? Что у них/у одного из них не может быть детей?
г) Считалось ли рождение двух детей удачей/неудачей, плохой приметой?