а) Как их называли первого (первенец), последнего ребенка в семье (последыш, поскрёбыш, выскребыш, оскоркыш, запёрдыш)? Почему их так называли?
б) Обладали ли первые и последние дети особыми качествами (могли лечить, заговаривать, предсказывать судьбу)? Считалось ли желательным их участие в каких-либо обрядах (свадебном, при начале жатвы и проч.)?
КОРМЛЕНИЕ. ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ГРУДИ.
а) Когда ребенка первый раз прикладывали к груди? Что делали, если ребенок не брал грудь (кормили через шнурок с нательным крестом)?
б) Как долго кормили ребенка грудью (несколько постов, до появления зубов и т. п.)? Как называлось отлучение ребенка от груди (отставить, отсаживание)? Как это делали (клали на грудь под одежду ветки вереса (можжевельника - где и как сломленные?), клок шерсти, кусок шкуры, щетку, пугали букой/волком, мазали сажей, горчицей)? Какой день считался благоприятным/неблагоприятным этого (день недели, праздник)?
в) Кормили ли ребенка грудью в посты и постные дни? С какого возраста детям не давали скоромного в посты? Как это объясняли им (иначе поп уши отрежет)?
г) Когда ребенка сажали за общий стол (в день, когда отнимали грудь, в день первой стрижки волос)?
д) Если ребенок плохо ел за столом, не доедал, что ему говорили (что вся сила в последней/-ем ложке/кусочке), чем пугали (что от родителей останется, силу оставит)? Что приговаривали во время еды, чтобы он ел (ложка за маму, за папу и т. д.)?
КОРМИЛИЦА.
а) Кто кормил ребенка, если у матери не было молока? Как называли эту женщину? Кто она приходилась потом ребенку, как он ее называл?
б) Как назывались дети, вскормленные одной женщиной (молочные братья)? Считались ли они родными?
11. НЯНЯ.
|
а) Кого нанимали в няни (детей (мальчиков, девочек), стариков, калек, специальных людей)? На какой срок? Как называли ее (няня, пестунья)?
б) Что входило в ее обязанности (кормить, укачивать, гулять, лечить)?
в) Чем платили за работу? Как это происходило?
12. СОН РЕБЕНКА, УКАЧИВАНИЕ.
а) Как называлось укачивание ребенка (байкать, люлькать, водиться и т. п.)? Как назывались колыбельные песни (байки, байканья)?
б) Кто укачивал (няня, мать, бабушка, старшие дети)?
в) Какие песни пели, укладывая ребенка спать (" Баю-бай, поди, бука, на сарай", "Котя-коток, котя, серый лобок, приди, котя, ночевать…", "Сон да дрема", "Бай-бай-баюшки, налетели заюшки…", "Батька в Питер пойдет…", "Спи-ка, [Машенька], дружочек, некошеный твой лужочек…", колыбельные с упоминанием Христа, Богородицы и святых ("Богородица Мария, уклади сынка скорие…")? Различались ли песни, которыми укачивали младенца, и те которые пелись ребенку постарше? Различались ли песни для родного ребенка и ребенка хозяев, братьев/сестер, сироты, больного, незаконнорожденного ребенка? Попросите спеть.
г) Кем пугали ребенка, если он не спал (букой, дедом, цыганом)? Как объясняли ребенку, кто это такие? Что они могли причинить ребенку? Почему он их боялся?
д) Были ли колыбельные, в которых ребенку желали смерти («…ой люли, хоть сегодня умри, завтра мороз, повезем на погост… »)? Что это значит?
ж) Как укачивали больного ребенка? Существовали ли песни, исцеляющие ребенка от болезней?
13. ПЕРВЫЕ ЭМОЦИИ. Примечали ли, чему и когда ребенок в первый раз улыбнется, засмеется, улыбнется во сне? Как гадали по этому о его жизни?
|
ПЕРВЫЕ ШАГИ.
а) Что говорили про ребенка, который начал вставать и ходить (встал на дыбочки, дыб-дыб; коровушкой пошел)?
б) Что делали, увидев, что ребенок пытается самостоятельно делать первые шаги (чертили на полу между его ног/перед ним крестики ножом/пальцем)? Зачем это делали? Кто это делал? Как называли ребенка, который долго не ходит? Что делали, чтоб он быстрее пошел (чертили на полу между его ног/перед ним крестики ножом/пальцем, сеяли перед ним коноплю, ячмень, проводили его по току, растирали ноги в бане)?
в) Как называли ребенка, который долго не ходит (сидун, безногий, ползун, рахитик)? Отчего это бывает? Считалось ли, что ребенок может стать сидуном, если за столом во время еды остается незанятое место на лавке, свободный стул? Не считалось ли, что ребенок, рано начавший ходить, поздно заговорит? Как про него говорили (язык себе заступил)?
15. ПЕРВЫЕ СЛОВА.
а) Когда ребенок должен начать говорить? Как называли ребенка, начавшего говорить рано/поздно (молчун)? Что могло быть причиной этого (болезнь, поведение матери во время беременности)?
б) Если ребенок долго не говорил, как его лечили (поили водой с/из колокольчика, учили материться)?
в) Считали ли, что долго не говорящий ребенок наделен особыми качествами (делать предсказания, лечить, влиять на судьбу других людей)?
16. ПЕРВЫЕ ЗУБЫ (МОЛОЧНЫЕ/КОРЕННЫЕ).
а) Как называли первые зубы?
б) Кто (крестные родители) и что (ложку) дарили на первый зуб? Как это называлось (на зубок)?
в) Выпадавшие молочные зубы выбрасывали, хранили, бросали в определенное место (за печку)? Что приговаривали, к кому обращались при этом (Мышка, мышка, на тебе репный, дай мне костяной)?
|
г) Как называли коренные зубы, когда они должны появляться?
17. ПОСТРИГИ.
а) До какого времени нельзя было стричь ребенка, почему (язык обстригать)? Когда первый раз его стригли? Как это называлось (постриги, застрижки, пострижины)? Кто и чем это делал (отец, крестный; ножом, ножницами, топором)?
б) Что делали и что нельзя было делать с первыми остриженными волосами (хранили (хранили в конверте до свадьбы, хранили вместе с медной монеткой), сжигали, выбрасывали)?
в) На что сажали ребенка во время первой стрижки (на шкуру, стол, прялку, топор)?
г) Не было ли обычая после этого сажать ребенка за общий стол, надевать ему рубашку?
18. НОГТИ.
а) Можно ли было стричь ногти младенцу, если нет, то почему (будет вором)? Что с ними делали (обкусывали)?
б) Что делали с обкусанными/остриженными ногтями (выкидывали, сжигали, хранили всю жизнь, а затем клали в гроб)?
19. ПЕЛЕНАНИЕ.
а) Как называли пеленание (свивание)? Как это делали, что использовали (пеленки, старую одежду)? Перевязывали ли ребенка поясом сверху? Как он назывался (пеленальник, свивальник)? Кто его изготовлял? Как он был украшен? Писали/вышивали ли на нем какие-то слова, молитвы? Как им перевязывали ребенка (крестом)?
б) Как долго пеленали ребенка? Зачем это делали (чтоб лучше спал, чтоб не боялся, чтоб были прямые ноги)?
в) Где сушили мокрые пеленки (только в доме, у печки)? Можно ли было их сушить так, чтоб видели чужие люди или просто на улице (нельзя показывать чужим - сглазят, нельзя оставлять на ветру – сон унесут ветром)? Почему? Как долго соблюдали этот запрет (шесть недель, до года)? Где можно/нельзя было сушить пеленки (нельзя на зыбке), почему (ребенок не будет спать)?
г) Можно ли пеленать ребенка на столе?
20. КОЛЫБЕЛЬ.
а) Как ее называли (зыбка, колыбель)? Как она выглядела, из чего состояла, как назывались ее части (очеп)? Из какого дерева была сделана, какие деревья можно/нельзя было брать для изготовления зыбки (осину, березу, ель)? Как украшали зыбку? Что рисовали на боковых стенках и на торцах (цветы, сюжетные сценки, крест в изголовье)? Кто ее делал, когда (до рождения ребенка, после)? Когда устанавливали? Когда в нее первый раз клали ребенка? Кто это делал (свекровь)?
б) Что клали внутрь колыбели (солому, матрасик)? Какие обереги должны были там находиться (соль, нож, ножницы, веретено, гребень чеснок, иконка, крестик, пуповина, «рубашка », медвежья лапа (чтобы спал, как медведь), засушенная летучая мышь)?
в) Какие существовали запреты при обращении с зыбкой (нельзя качать пустую зыбку, а то ребенок будет плохо спать/умрет/скоро родится другой ребенок; нельзя оставлять неприбранной, когда там нет ребенка; нельзя заглядывать в пустую зыбку; нельзя качать зыбку вдвоем, а то родится двойня; нельзя сушить пеленки на очепе, а то ребенок будет плохо спать)? Что говорили ребенку, качающему или нянчащему свою куклу (что у матери скоро родится еще один ребенок)? Где и как вешали зыбку в доме (очеп всовывали в кольцо, прикрепленное к матице)? Как должна быть расположена зыбка по отношению к полу (вдоль)?
г) Чем и с какой целью закрывали зыбку (материным сарафаном, юбкой чтоб не сглазили, не испортили, не подменили)?
д) Были ли переносные зыбки, которые брали с собой на работу, в поле?
21. ОДЕЖДА.
а) Когда первый раз надевали ребенку рубашку (во время крещения)? Кто ее покупал, дарил?
б) Различалась ли одежда маленьких мальчиков и девочек? Когда девочка надевала платье, а мальчик – брюки (когда ходить начнет)?
22. ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ.
а) Что приговаривали, когда пеленали, одевали, поглаживали ребенка, что ему напевали («Люли-люленьки, прилетели гуленьки… », «Ладушки-ладушки… »)?
б) Как с ним играли, агукали, что при этом делали, где находился ребенок (на коленях у взрослого, в кроватке) («Сорока-ворона…», «Кисонька-брысонька», «Что в горбу? - Денежки...», «По кочка, по кочкам, по ровненьким дорожкам…», «Ехали с орехами…», «Тук-тук-тук, наварила баба щук... », «Бом-бом, загорелся кошкин дом...», «Сорока-сорока, кушу варила…»)? Что делали, произнося эти тексты?
СМЕРТЬ РЕБЕНКА.
а) Если ребенок умирал при родах, то где его хоронили?
б) Если ребенок умирал до крещения, крестили ли мертвого ребенка? Где его хоронили (на кладбище, за оградой кладбища, под порогом, под полом и т. п.)?
в) Что клали в гроб (молоко, пеленки, детскую, взрослую одежду, орудия труда)?
г) Кто ходил хоронить младенца, ходила ли мать (нет; нет, если умер первый ребенок)? Почему?
НАКАЗАНИЯ.
а) За хулу и напраслину на человека, за ослушание, за лень как наказывали ребенка (наставляли, делали внушение, ставили в угол, заставляли отмаливать грех)?
Б) Кто наказывал за такую провинность (отец, мать, нянька, наставник, баба стара, дедонька)?
б) За воровство как наказывали ребенка (наставляли, делали внушение, ставили в угол, заставляли отмаливать грех)?
в) Кто наказывал за такую провинность (отец, мать, наставник, баба стара, дедонька)?
г) Передаются ли предания о том, как устроены порядки в семействе, по каким правилам должно вести хозяйство, каково подчинение в дому и каковы наказания за то, что правила не соблюдаются и нарушаются?
д) Наказывали ли ребенка физически (били ремнем, розгами, шлепали хворостиной)?
е) С какого возраста применяли физические наказания (с 6 лет?)