Одна из цепочек молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: ЦЦГТАЦЦТАГТЦ... Определить последовательность аминокислот в соответствующем полипептиде, если известно, что и -РНК синтезируется на комплементарной данной цепи ДНК.
Пояснение к решению задачи. Известно, что молекула и - РНК синтезируется по принципу комплементарности на одной из цепей молекулы ДНК. Нам известен порядок нуклеотидов в одной цепи ДНК и сказано, что и - РНК синтезируется на комплементарной цепи. Следовательно, надо построить комплементарную цепь ДНК, помня при этом, что аденин соответствует тимину, а гуанин - цитозину. Двойная цепочка ДНК будет выглядеть следующим образом: ЦЦГТАЦЦАГТЦ.
ГГЦАТГГАТЦАГ…Теперь можно построить молекулу и - РНК. Следует помнить о том, что вместо тимина в молекулу РНК входит урацил. Следовательно, ДНК: Г ГЦАТГ ГАТЦАГ и - РНК: ЦЦГУАЦЦУАГУЦ Три рядом расположенных нуклеотида (триплет, кодон) и - РНК определяют присоединение одной аминокислоты. Соответствующие триплетам аминокислоты находим по таблице кодонов. Кодон ЦЦГ соответствует пролину, УАЦ - тирозину, ЦУА - лейцину, ГУЦ - валину. Следовательно, последовательность аминокислот в полипептидной цепи будет: ПРО - ТИР - ЛЕЙ - ВАЛ...
Первое | Второе | третье | ||||
У | Ц | А | Г | |||
У | Фен | Фен | Лей | Лей | ||
У | Ц | Сер | Сер | Сер | Сер | |
А | Тир | Тир | ---------- | ---------- | ||
Г | Цис | Цис | ---------- | Три | ||
У | Лей | Лей- | Лей | Лей | ||
Ц | Ц | Про | Про | Про | Про | |
А | Гис | Гис | Глн | Глн | ||
Г | Apr | Apr | Apr | Apr | ||
У | Иле | Иле | Иле | Мет | ||
А | Ц | Тре | Тре | Тре | Тре | |
А | Асн | Асн | Лиз | Лиз | ||
Г | Сер | Сер | Apr | Apr | ||
У | Вал | Вал | Вал | Вал | ||
Г | Ц | Ала | Ала | Ала | Ала | |
А | Асп | Асп | Глу | Глу | ||
Г | Гли | Гли | Гли | Гли |
Соответствие кодонов и-РНК аминокислотам
|
Основания кодонов
Самостоятельная работа студентов по биологии №7
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИТОЗА И МЕЙОЗА
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнил | Группа | Дата | Оценка | Роспись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверила: Закутаева Н.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа студентов по биологии №8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА 1. Индивидуальным развитием организма называется: А) овогенезом; Б) онтогенезом; В) эмбриогенезом. 2. Развитие организма от зиготы до рождения – это: А) эмбриогенез; Б) онтогенез; В) овогенез. 3. Эмбриогенез включает в себя следующие этапы: А) дробление, гаструляция, органогенез; Б) дробление, органогенез, гаструляция; В) гаструляция, дробление, органогенез. 4. В результате дробления образуется: А) нейрула; Б) гаструла; В) бластула. 5. В результате гаструляции образуется: А) гаструла; Б) бластула; В) нейрула. 6. Органогенез начинается с образования: А) гаструлы; Б) бластулы; В) нейрулы. 7. Однослойный шарообразный зародыш – это: А) нейрула; Б) гаструла; В) бластула. 8. Из одного зародышевого листка у человека формируется: А) головной мозг и эпидермис кожи; Б) мышцы и печень; В) спинной мозг и почки; Г) кости и орган слуха; 9. Укажите правильно указанный путь развития майского жука: А) яйцо – взрослое насекомое; Б) яйцо – личинка – взрослое насекомое; В) яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое; Г) яйцо – куколка – взрослое насекомое. 10. Выберите правильные утверждения. А) Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов Б) Онтогенез амёбы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ В) Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет Г) Онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до рождения Д) В процессе дробления зиготы образуется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы Е) Онтогенеза нет у трутней пчёл. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнил | Группа | Дата | Оценка | Роспись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверила: Закутаева Н.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа студентов по биологии №9 ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Первый закон Менделя. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. 1. Сколько и какие типы гамет образуют особи со следующими генотипами: MM; aa; Nn; BbDD; aaBbDd; AABbDd; BbDdCc; BBDDcc; aaDDcc? 2. Ген чёрной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1получится от скрещиваниячистопородного чёрного быка с красными коровами? 3. У земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый – рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться первый закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнил | Группа | Дата | Оценка | Роспись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверила: Закутаева Н.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа студентов по биологии №10 ВТОРОЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание. 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? 2. Коричневого самца мыши скрестили с двумя чёрными самками. В одном случае было получено 17 коричневых и 20 чёрных мышей, в другом случае все 33 мыши были чёрными. По результату скрещивания определите доминантный и рецессивный признак окраски. Установите генотипы родителей и потомства. Для определения генотипа каких особей используется такой тип скрещивания? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнил | Группа | Дата | Оценка | Роспись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверила: Закутаева Н.В. |
|