В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Педагогу-организатору могут помочь в работе определенные навыки:
1. Педагогические способности;
2. Навыки публичных выступлений;
3. Творческое мышление;
4. Умение работать в условиях многозадачности.
Основными функциями педагога-организатора являются:
1. Воспитательная;
2. Защитная;
3. Организационно-управленческая;
4. Методическая;
5. Профилактическая.
Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи, создаёт условия для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности, приобщает учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; стимулирует к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию школьников.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации о правах ребенка, способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства, обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
|
Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности. Позволяет определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей, осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов, содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
|
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:
– организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;
– координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
– содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
– строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
– создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
– формирует общую культуру учащихся;
– изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
– создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
– организует летний отдых школьников;
|
– содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
– проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
– заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
– курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
– совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Педагог организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по:
– гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся;
– координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;
– организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся;
– формированию здорового образа жизни;
– по профилактике противоправного поведения учащихся.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
Надо отметить, что, помимо обязанностей, у педагога-организатора есть и права. В частности, он имеет право знакомиться с проектами решений руководителей учебного заведения. Он может вносить на рассмотрение инициативы, которые могут улучшить образовательный процесс. Имеет право педагог-организатор и привлекать коллег к решению общих значимых задач. Наконец, педагог-организатор имеет право требовать от начальника УО содействия в исполнении им своих должностных обязанностей. Прописана в должностной инструкции и ответственность специалиста. Педагог-организатор отвечает за недостаточное соблюдение должностных обязанностей, за правонарушения и причинение материального ущерба.
Стоит отметить, что то, что прописано в договоре работника, очень важно: эти перечисления из списка сам специалист должен хорошо знать. Не секрет, что многие педагоги ставят подпись в договоре, буквально не глядя.