ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ.
Автор: Неизвестен
Тип объекта: ойнохоя
Название: Ойнохоя миниатюрная краснофигурная: на горле - плющ, на тулове - ребенок, ползущий к сосуду
Место создания: Аттика
Место находки: Нимфей, некрополь
Дата: ок. 400 г до н.э.
Материал: глина
Техника: краснофигурная
Инвентарный номер: ННФ.76-194
Автор Мастер Ведьмы
Тип объекта: Лекиф
Название: Лекиф чернофигурный: на плечиках два ряда палочного орнамента, на тулове пальметки в арках, разделенные язычками
Место создания: Аттика
Место находки: Нимфей, некрополь
Дата: 2-ая четверть 5 века до н.э.
Материал: Глина
Техника: Чернофигурная
Инвентарный номер: ННФ.77-140
Автор: Мастер Хаймона
Тип объекта: Лекиф
Название: Лекиф чернофигурный с изображением трех женских фигур, сидящих в профиль, между ними возлежащая на ложе мужская фигура. Над головами фигур идут виноградные лозы, над мужской фигурой - лира.
Место создания: Неизвестно
Место находки: Пантикапей
Дата: 6-5 век до н.э.
Материал: Глина
Техника: Чернофигурная
Инвентарный номер: П.1902-24
Автор: Мастер свадебной процессии
Тип объекта: Гидрия
Название: Гидрия краснофигурная "Спор Афины с Посейдоном"
Место создания: Аттика
Место находки: Пантикапей, Крым
Дата: Неизвестна
Материал: Глина
Теника краснофигурная
Инвентарный номер П.1872-130
Автор: Неизвестен
Тип объекта: Канфар
Название: Канфар чернолаковый
Место создания: Неизвестно
Место находки: Неизвестно
Дата: Неизвестна
Материал: Глина
Техника: Чернолаковый
Инвентарный номер ГР-12309
Тип объекта: Несторида
Дата: 400-360 гг.до.н.э.
Место производства: Лукания
Раскопки: Италия, Апулия
|
Техника: Краснофигурная
Материал: Глина
Музейный номер: 1867,0508.1331
Тип объекта: Канфар
Дата: 440-430 гг. до н.э.
Место производства: Аттика
Раскопано: Европа, Италия, Неаполь, Нола
Техника: Краснофигурная
Материал: Глина
Музейный номер: 1867,0508.1132
ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ:
Амфоры – двуручный сосуды на устойчивой ножке, с узким горлом и расширенный верхней части. Обычно использовали для длительного хранения вина.
Алабастр – небольшой вытянутый сосуд с округлым дном. Использовали для масел и ароматических жидкостей. Гидрия – сосуд с двумя горизонтальными ручками. Использовали для хранения и транспортировки воды.
Килик – двуручный плоский сосуд на невысокой ножке. Применяли для напитков и использовали для игр.
Киаф – небольшая чаша с ручкой для зачерпывания вина. Кратер – двуручный сосуд с широкой горловиной. Использовали для смешивания вина с водой.
Канфар – небольшой сосуд с двумя ручками и ножкой. Предназначался для питья.
Лекиф – сосуд с узким горлом, небольшой ножкой и ручкой. Обычно использовали для вина, мог применяться, как погребальная урна.
Ойнохоя – сосуд с характерными тремя горлышками для разлива вина.
Ольпа – сосуд с широким горлом и одной ручкой. Использовали для хранения и разлива молока. Пифос – большой сосуд для хранения продуктов.
Пелика – двуручный сосуд с туловом, расширяющимся к низу, служил для вина и воды.
Псиктер – сосуд с широким высоким низом и расширяющейся серединой. Использовали вместе с кратером для охлаждения напитков.
Ритон – ритуальный сосуд в виде голову животного.
Стамнос – сосуд с низким горлышком и двумя горизонтальными ручками. Использовали как ритуальный, и для хранения жидкостей.
|
Скифос – небольшая чаша с двумя ручками для подачи пищи.
Особенности тем сюжетных изображений на вазах.
Основные темы на древнегреческий вазах связаны с мифологическими сюжетами. Особенно характерен мотив морской раковины, который связан с рождением Афродиты. Так же выбор мифа для росписи зависел от региона, где жил покупатель. Изображались самые популярные мифы и герои. Довольно часто можно встретить изображение Аполлона и Диониса. Распространены и вазы с зооморфным сюжетом, а также с темой спорта.
Также стоит отметить общее изменение стилей древнегреческих ваз. Ранний стиль греческой вазопись связан с геометрическими узорами: линиями, точкам, кругами и т. п. Затем, когда греки стали отдавать предпочтения диковинным восточным вещам, начал формироваться новый стиль – ориентализирующий. На такой росписи присутствует большое количество человеческих и фантастических фигур, птиц и животных. После в Коринфе зарождается чернофигурная вазопись, которая получила большое распространение. Для неё характерны выразительные, сложные и эмоциональные сюжеты. Затем в Афинах появляется и краснофигурная вазопись, которая воспринимается, как зеркальное отражение чернофигурной. Она позволила мастерам более детально прорисовывать формы. Своё развитие получает также "роскошный" стиль. Теперь композиция располагается без учета формы сосуда, как это было ранее, а мастера активно используют голубую, розовую и белую гамму для своих работ.
|
Технологические приемы создания древнегреческих ваз.
Для геометрического стиля характерна роспись сосудов тёмной краской на светлом фоне. Для ориентализирующего – роспись в несколько красок по светлому фону. Краски и узоры выбирались яркими и пёстрыми. Чернофигурная вазопись представляет собой роспись по светлому, естественному фону. Для того, чтобы получить такую вазу нужно было сначала приготовить специальный "черный лак", который представлял собой особую смесь растёртой глины, минеральных добавок и окиси железа. Этот раствор наносили на вазу, расписывали то, что в будущем должно стать черным. При обжиге железо окислялось и давало матово-черный блеск, а вместе с ним и изображение. Для краснофигурной вазы приминалась схожая с чернофигурной технология. Только теперь мастера закрашивали фон черным и оставляли нетронутыми силуэты фигур и изображения. Мастера в таком методе получили большую свободу, поскольку они могли дорабатывать контуры, складки, узоры; для этого они использовали кисть или птичье перо. Для "роскошного" стиля характерно использование пурпурной краски, которую добывали из моллюсков.
Основные вазописцы и анализ их произведений.
Мастерами чернофигурной вазописи является – Эксикей, Пасиад, Харес, Псиакс, Амазис. Мастерами краснофигурной вазописи являются – Евфроний, Дурис, Бриг, Клеофон.
Евфроний жил в Афинах в 6 веке до н. э. Для него характерна архаическая узорность и орнаментальность. Его росписи, на мифологические и жанровые сюжеты, отличаются условной плоскостью деталей, которые мастер тщательно прорабатывает, что можно увидеть на его произведениях: "Пирующие гетеры", "Тезей у Амфитриты", кратер "Смерть Сарпедона", амфора "Геракл и Гидра"
Мастер Дурис также проживал в Афинах уже в 5 веке до н. э. В его росписи появляются нарядность и орнаментальность ритма в мифологических сюжетах, появляются искусно исполненные сложные позы. Всё это можно встретить в таких произведениях, как: чаша "Фетида и Пелея", килик "Эос с телом Мемнона" и других его работах.
Во второй половине 5 века до н. э. мастера стремятся к особой реалистичности и ритмичности. К таким вазописцам и относится Бриг. Он добился высочайшего мастерства в изображении тел, Бриг стал одним из первых кто изобразил ребёнка таким, каким он является. Мифологические сюжета мастера часто оригинальны, на многих вазах подписаны имена персонажей, а на некоторых даже показано, что они говорят. К работам этого мастера относят: килик " Безумная менада", килик "Дионис и сатиры", скифос " Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора".