к духовно-нравственному воспитанию дошкольников




Современные подходы

«Духовно-нравственное воспитание – это

постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями,

опытом, это развитие ума и

формирование отношения к добру и злу,

подготовка к борьбе против всего,

что идет в разрез с принятыми в обществе

моральными устоями»

В.А.Сухомлинский

 

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Именно об этом говорится в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и плане мероприятий по реализации в 2020-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В МДОУ «Детский сад № 71» обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Помимо традиционных форм работы по духовно-нравственному воспитанию (чтение художественной литературы, формирование предметно-развивающей среды, использование фольклора, бесед и т.д.) в нашем детском саду существуют и такие, как мини-музеи: «Русская изба». «Покровск-Энгельс», «Великий подвиг».

Так же мы плотно сотрудничаем с библиотекой-филиалом № 3, наши воспитанники ходят на экскурсии, сотрудники библиотеки проводят на нашей базе свои мероприятия.

Педагоги МДОУ «Детский сад № 71» в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников активно используют проектную деятельность. Каждый учебный год планируется приоритетное направление (Православное воспитание, День Победы, Моя малая Родина и т.д.).

В 2018-2019 учебном году был реализован полномасштабный проект «Православные традиции». Главной целью проекта стало изучение основ православия, христианских традиций.

Каждая группа разработала свой мини-проект и подготовила его защиту:

- «Колокольный звон» (группа № 1)

- «Православные праздники» (группа № 2)

- «День ангела» (группа № 3)

- «Святитель Николай Чудотворец» (группа № 4)

- «Князь Александр Невский» (группа № 5)

- «Благовещение» (группа № 6)

- «Пасхальное яичко» (группа № 7)

- «Веточка вербы» (группа № 8)

- «Богатыри Земли Русской» (группа № 9)

Участники проекта узнали много нового о Православии, заинтересовались этой темой и продолжают ее изучать

В 2019-2020 учебном году проекты по духовно-нравственному воспитанию были посвящены городу Энгельсу:

- «Религиозные учреждения города Энгельса» (группа № 1)

- «История города Энгельса» (группа № 2)

- «Предприятия города Энгельса» (группа № 3)

- «Известные люди города Энгельса» (группа № 4)

- «Памятники города Энгельса» (группа № 5)

- «Архитектура города Энгельса» (группа № 6)

- «Достопримечательности города Энгельса» (группа № 7)

- «Улицы города Энгельса» (группа № 8)

- «Спортсмены города Энгельса» (инструктор по физической культуре)

Участники проектов вспомнили историю города Энгельса, узнали много нового о родном городе, его жителях и достопримечательностях

В 2020-2021 учебном году проекты по духовно-нравственному воспитанию были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:

- «Награды Великой Отечественной войны»

- «Победное шествие иконы Казанской Божьей матери в годы войны»

- «Мои ровесники на войне»

- «Сталинградская битва»

- «Памятник «Воину- освободителю»

- «Летчица-штурман Марина Раскова»

- «Герои Саратовской земли»

- «Блокадный Ленинград»

- «Легендарный советский танк Т-34»

В результате реализации проектов накопилось много материала (аудио-видео-, фото- и т.п.), которым можно будет пользоваться в дальнейшей работе.

Неотъемлимой частью работы детского сада является участие в различных конкурсах. Самым значимым, по моему мнению, является муниципальный конкурс детского творчества «Красота божьего мира», членом жюри которого являюсь и я. Представленные конкурсные работы всегда производят большое впечатление и выбрать победителя бывает очень сложно, ведь все номера (вокал, танцы, декламация) подготовлены с большой любовью и старанием.

Несколько лет отчетный концерт этого конкурса проходил в нашем учреждении и вызывал неподдельный интерес среди педагогов, детей, родителей города. Количество представленных номеров и работ говорит о том, что в Энгельсе много людей, которые знакомы с Православием и заинтересованных в том, чтобы подрастающее поколение чтило православные традиции.

Современная действительность диктует нам свои условия работы. В период пандемии, всем учреждениям пришлось перестраивать свою работу и наше дошкольное учреждение не стало исключением. МДОУ «Детский сад № 71» не прекращал свою деятельность. Сначала в учреждении работала одна дежурная группа, потом несколько. Как раз на этот период выпало празднование одной из величайших дат в истории России 75-летие Победы советского народа в Великой отечественной войне. Мы не могли пройти мимо этой даты. Помимо различный поздравлений и участии в различных акциях к Дню Победы в сети интернет, мы, совместно с председателем Совета ветеранов Кирпичного завода, ездили поздравлять ветеранов Вов. К сожалению, таких людей остается все меньше, но, тем не менее, в нашем поселке мы смогли найти и поздравить трех человек, в основном это труженики тыла. Наши воспитанники подготовили подарки для ветеранов, а мы, соблюдая все необходимые меры защиты, поздравили ветеранов и выразили им слова благодарности за их вклад в победу в Великой отечественной войне.

Еще одним праздником, выпавшим на период пандемии, стал День Пожилого человека. Уже несколько лет в нашем детском саду существовала такая традиция: мы приглашали пожилых людей нашего микрорайона на Праздничный концерт, готовили им различные подарки. Но в 2020 году эту традицию пришлось нарушить. Очень хотелось поздравить в этот день бабушек и дедушек микрорайона, и мы нашли выход: наши воспитанники изготовили поздравительные открытки и мы развесили их на подъездах домов нашего микрорайона. Потом было даже несколько звонков со словами благодарности от жителей, это было очень приятно.

Приоритетным направлением по духовно-нравственному воспитанию в нашем дошкольном учреждении является внедрение православного компонента. Мы живем в такое время, когда необходимость православного воспитания стала естественной потребностью человека, призванного в этот мир. Православное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда дети впитывают все как губка, когда только начинается воспитание личности, становление характера, так как сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

А православие – это в первую очередь – любовь; любовь к ближнему, любовь к Родине, любовь к родителям, понимание подлинного назначения человеческой жизни.

Поэтому распространение знаний о православии очень актуально в наши дни. Это необходимо для того, чтобы донести до подрастающего поколения смысл христианской веры. Ребенка необходимо постоянно приобщать к христианской вере, и роль родителей в этом первостепенна, ведь они – пример для подражания. Этот путь семья должна пройти вместе.

Родители наших воспитанников чаще всего люди не церковные (не пришедшие к вере), поэтому уже несколько лет в нашем детском саду ведет свою работу детско-родительский клуб «Радость моя». Его работа направлена на то, чтобы познакомить детей и взрослых с миром Православия, расширить кругозор, да и просто продлить наше дружеское общение, для того, чтобы сделать для себя какие то открытия, большие и маленькие.

В наступающем учебном году все дошкольные учреждение будут реализовывать свою Программу Воспитания, в которой основной акцент сделан на духовно-нравственные ориентиры.

В МДОУ «Детский сад № 71» такая программа разработана, ее главными задачами являются:

· развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;

· формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

· развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

· воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

· воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;

· объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

В заключении хочется сказать, что совершенствование системы духовно-нравственного воспитания, своевременность и эффективность его реализации на современном этапе – это проблема ответственности общества и, в значительной степени, педагога перед будущими поколениями и страной в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: