ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ




Эффективность малых инновационных фирм в деле освое­ния того или иного нововведения чаще бывает выше, чем у круп­ных фирм. Это обусловлено особенностями малых предприятий и их преимуществами при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В.Г. Медынский выделяет следующие преимущества малых фирм при выполнении нововве­дений[3]:

• энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;

• в области финансов — относительно низкая капиталоем­кость;

• личный пример руководства, минимум бюрократизма, «предпринимательский дух», способность принятия риска;

• в области внутренних коммуникаций — коммуникация «лицом к лицу», быстрая реакция на внутренние проблемы;

• в области маркетинга — быстрая реакция на изменение спроса.

Небольшие предприятия разрабатывают и осваивают нововве­дения в тех областях, которые кажутся для крупных фирм или не­перспективными, или слишком рискованными. Они охотно берут­ся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпус­ке принципиально новой продукции снижается значение крупных научных подразделений с устоявшимися направлениями исследо­ваний; такие коллективы труднее переключить на оригинальное открытие.

К сожалению, в России число малых предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, за последние годы существенно уменьшилось. Так, если в 1996 г. их было 46 700 (5,5% к общему итогу), то уже в 1999 г. их число сократилось до 37 100 (4,2%), в 2001 г. - до 28 500 (3,4%), а в 2002 г. - до 22 700, или 2,6% общей численности малых предприятий. Вместе с тем малые предприятия играют существенную роль в сфере инноваций, в воплощении до­стижений научно-технического прогресса. Малыми фирмами со­зданы такие новшества, как персональный компьютер, микропро­цессор, многие средства программного обеспечения. По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы(до 500 человек) дали вчетверо больше новинок, чем средние ком­пании (до 1000 человек), и в 24 раза больше, чем крупные корпо­рации (свыше 10 тыс. человек). Это свидетельствует о высокой эф­фективности научного потенциала малых фирм. Такая эффектив­ность малых предприятий обеспечивается за счет их мобильности и гибкости, готовности идти на риск, лучшей координации дей­ствий, оперативного принятия решений, более низких издержек производства.

По данным многочисленных исследований, малые фирмы про­изводят в 2 раза больше новинок, приходящихся на одного работ­ника, чем крупные фирмы.

Выдающиеся экономисты прошлого не раз указывали на то, что предпринимательская деятельность — это новаторство. Так, из­вестный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономического развития»[4], которая вышла в 1911 г., трактует понятие «предпри­ниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в раз­витии капиталистической экономики, в обеспечении экономиче­ского роста. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление но­вых комбинаций и которые выступают как его активный эле­мент».

Пять основополагающих принципов новаторской деятельности [5] выделяет А. В. Сорокин:

1. Целенаправленные систематизированные нововведения на­чинаются прежде всего с анализа источников возможностей. Все эти источники должны анализироваться и учитываться.

2. Нововведения требуют концептуальности и восприимчивос­ти. Лучшие новаторы аналитическим путем выходят на тот тип нововведения, который более всего необходим для удовлетворения возникающих потребностей.

3. Нововведения должны быть простыми, направленными и подчиняться выполнению только одной задачи. Усложненные но­вовведения не срабатывают. Все новое всегда с большим трудом пробивает себе дорогу, а если это новое еще и усложнено, то возникает большая вероятность принятия неверных решений, кото­рые крайне трудно или невозможно исправить.

4. Эффективные нововведения начинаются с малого. Они при­званы решать одну конкретную задачу и могут быть предельно простыми.

Начинать нововведения с малого следует еще и потому, чтобы на начальном этапе не требовались большие вложения финансовых и людских ресурсов. При этом надо ориентироваться на небольшой или ограниченный рынок, чтобы хватило времени на отладку и внесение оперативных изменений.

5. Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, целью их применения не обязательно должно быть создание «Большого бизнеса». Как показывает прак­тика, невозможно заранее предсказать, станет данное нововведе­ние основой для крупного бизнеса или его ждут лишь небольшие достижения.

Перечисленные принципы новаторской деятельности под­тверждают мнение о том, что малые инновационные формы не­редко могут быть более эффективными, чем крупные компании.

Наряду с обычными инновационными малыми предприятиями в сфере разработки и внедрения технических новинок функцио­нируют еще более мобильные и перспективные венчурные (риско­вые) малые фирмы, использующие венчурное финансирование, венчурный капитал.

Наиболее полное определение понятия венчурного финанси­рования дано в книге В.А. Воронцова и Л.В. Ивиной: «венчурное финансирование — это долгосрочные (5—7 лет) рисковые инвес­тиции частного капитала в акционерный капитал вновь создавае­мых малых высокотехнологичных перспективных компаний или уже хорошо зарекомендовавших себя венчурных предприятий, ориентированных на разработку и производство наукоемких про­дуктов, для их развития и расширения в целях получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств»[6].

Авторы книги выделяют пять наиболее существенных и харак­терных особенностей этого своеобразного вида финансирования:

1. Венчурный капитал направляется в малые высокотехноло­гичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции.

2. Венчурный капитал предоставляется новым высокотехноло­гичным компаниям на средний и длительный срок и не может быть изъят венчурным вкладчиком по собственному желанию до завер­шения жизненного цикла компании.

3. Венчурный капитал направляется на поддержание нетради­ционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а с другой — увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.

4. Венчурное финансирование — это своеобразное предостав­ление компаниям взаймы определенного объема средств, долго­срочного кредита без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент.

5. Взаимный интерес основателей компании и инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не толь­ко с вероятностью получения высоких доходов, но и с возмож­ностью стать участником создания новой прогрессивной техноло­гии, стимулирующей научно-технический прогресс в стране.

Конечно, формирование и развитие венчурного бизнеса воз­можно только в благоприятной среде. Такую среду создает сово­купность политических, экономических, социальных и психоло­гических факторов1 (табл.1).

 

 

Таблица 1

Факторы, благоприятствующие привлечению венчурных инвестиций в малые высокотехнологичные компании

 

 

№п/п Факторы, влияющие на развитие венчурного бизнеса
  Политическая и экономическая стабильность
  Четкая государственная стратегия экономического развития страны
  Обоснованная налоговая политика, способствующая формированию благоприят­ного инвестиционного климата
  Гарантии незыблемости прав собственности
  Узаконенное право собственности на землю
  Государственная защита интересов компаний за рубежом
  Законодательное обеспечение налоговых льгот инвесторам
  Защита интеллектуальной собственности как важнейшей составляющей высоко­технологичного бизнеса
  Независимость и действенность судебной власти при рассмотрении имуще­ственных споров
  Защита от государственного рэкета в виде взяточничества и коррупции
  Достаточная транспарентность малых венчурных предприятий
  Адекватная современным мировым требованиям система бухгалтерского учета
  Наличие у малых предприятий, компаний или фирм опыта по подготовке четких и экономически привлекательных долгосрочных бизнес-планов
  Совместимость менталитета иностранных и отечественных инвесторов с мента­литетом основателей компаний, менеджеров и акционеров малых предприятий
  Защищенность прав акционеров
  Условия для обеспечения ликвидности активов малых высокотехнологичных компаний
  Развитая финансово-банковская система
  Система посреднических услуг для субъектов венчурного бизнеса
  Рынок капиталов
  Альтернативный фондовый рынок для акций малых высокотехнологичных ком­паний и др.

 

Наглядное представление о тенденциях венчурного финанси­рования по секторам хозяйства США, где этот вид деятельности получил наибольшее развитие, дают данные табл. 2[7].

Таблица 2

Отраслевое распределение инвестиций венчурного капитала США, %

Отрасль        
Биотехнология 7,1 10,2 3,1 8.5
Связь 9,2 12.4 15,4 15,7
Компьютерная техника 22,3 10,3 2.7 3,4
Программное обеспечение и услуги 3.1 16.6 17,2 19.9
Полупроводниковая техника и электроника 10.5 8.7 6.7 9.3
Энергетика и промышленные технологии 24.6 5,9 1,1 2.5
Медицина и здравоохранение 9.2 15.8 4,0 15.4
Потребительские товары 5,1 11,7 1.7 1.0
Прочие продукты и услуги 8,2 7.3 3.3 3.4
Интернет-приложения   1.1 44.9 21.2

 

Как видно из таблицы, удельный вес отдельных отраслей в венчурном финан­сировании за период с 1980 по 2002 г. претерпел значительные из­менения. Так, существенно с 3,1 до 19,9%, т.е. в 6,5 раз, возросла доля программного обеспечения и связанных с этим услуг. Такая тенденция свидетельствует о широком проникновении информационных технологий во многие сферы производственной деятель­ности и общественной жизни, включая автоматизацию производ­ственных процессов и конторского труда, финансовый сектор, сферу услуг и многие другие.

Работа в этой области не требует больших капитальных вложе­ний, она вполне под силу малым и средним фирмам.

Почти в 2 раза (с 9,2 до 15,4%) возросла доля медицины и здра­воохранения. Малые и средние предприятия, основанные на вен­чурном финансировании, все больше принимают участие в созда­нии новых фармацевтических препаратов, внедрении новых мето­дов медицинской диагностики, создании и использовании в здравоохранении новых материалов. В 1,7 раза (с 9,2 до 15,7%) уве­личилась доля венчурного капитала, участвующего в совершен­ствовании и освоении новых видов услуг связи. Это вызвано ис­пользованием современных телекоммуникационных технологий, обеспечивающих повышение качества связи.

Наряду с этим в 7 раз (с 22,3 до 3,4%) сократился удельный вес доли венчурного финансирования в разработку и производство вычислительной компьютерной техники и комплектующих для нее. Очевидно, здесь сказывается относительное насыщение в США производства и сферы услуг этой техникой. Вместе с тем это направление по-прежнему приоритетно для развитых стран Запа­да и России.

Особо следует отметить появление и резкий взлет интернет-приложений (с 0 в 1980 г. до 44,9% в 2000 г. и 21,2% в 2002 г.), что свидетельствует о развитии сети Интернет и электронной коммер­ции.

Снижение удельного веса венчурного финансирования в полу­проводниковую технику и электронику (с 10,5 до 9,3%) можно объ­яснить концентрацией разработки и производства этих продуктов на крупных корпорациях типа Intel, IBM и др.

О размахе венчурного бизнеса свидетельствуют следующие дан­ные: за последние 15 лет в Европе венчурным капиталом было проинвестировано около 200 тыс. частных компаний и фирм на общую сумму свыше 46 млрд долл., а с учетом Америки и Азии количество компаний и фирм подобного рода составило свыше полумиллиона. Непосредственно в сфере венчурного бизнеса сегодня занято более 5 млн человек.

Активно включаются в венчурный бизнес и российские пред­приниматели. По данным Российской ассоциации венчурного ис­следования (РАВИ), за 1997—2000 гг. в сферу венчурного бизнеса было вовлечено не менее 100 тыс. предпринимателей, менеджеров, банковских служащих, представителей страховых компаний, на­учных работников.

А начиналось все в конце 1950-х годов в США, с относительно скромного плана декана Станфордской инженерной школы Ф. Термана. Неожиданно для многих он предложил на неисполь­зуемой земле, принадлежащей этой школе, организовать про­мышленный «парк». Цель такого учреждения была проста: пре­доставлять помещения и необходимую помощь тем, кто имеет какие-либо научно-технические идеи и хочет довести их до про­изводства наукоемкого продукта. Первый фонд венчурного ка­питала инвестировал всего 3 млн долл. Но неожиданно для акци­онеров, вложивших эти средства в развитие нескольких малых высокотехнологичных компаний, через четыре года была полу­чена прибыль в размере 90 млн долл., что в 30 раз превышало вложенный капитал.

Именно здесь, на базе промышленного парка, в начале 1970-х годов с использованием венчурного капитала был создан первый в мире персональный компьютер Apple, после чего начался стремительный рост венчурного финансирования вследствие воз­растающего спроса на компьютеры, а затем и на программное обе­спечение.

Сегодня в Силиконовой долине, где зародился венчурный биз­нес, работает несколько миллионов высококлассных специалистов и сотни венчурных капиталистов, которые только в 1999 г. инвес­тировали лишь в высокотехнологичные новые малые фирмы, со­зданные в этом регионе, свыше 6 млрд долл. А в целом по США венчурные инвестиции составили 45 млрд долл. в 2000 г. Общий же объем средств, которыми располагает венчурный бизнес США, превышает 160 млрд долл.[8]

Значение дальнейшего развития венчурного бизнеса чрезвычай­но велико. Венчурный бизнес инициирует инновационный подъем, стимулируя инвесторов вкладывать средства в рисковые проекты новых технологий, новой продукции, новых видов услуг, осуще­ствлять которые призваны главным образом малые высокотехно­логичные предприятия. Эти предприятия обеспечивают новые на­логовые поступления, создают новые рабочие места. Индустрия венчурного бизнеса позволяет получить доступ к коммерческим банкам, расширяет сферу консалтинговых услуг. Существенно воз­растает экономическая мобильность и гибкость, повышается кон­курентоспособность. Растет покупательная способность населения, расширяется внутренний рынок потребления. Все это, в свою оче­редь, стимулирует дальнейшее развитие новых высокотехнологич­ных малых фирм.

Для развития венчурного бизнеса в любой стране и в частности в России необходимы следующие условия:

1) благоприятная экономическая ситуация в стране;

2) благоприятный законодательный и налоговый режимы, на­правленные на всемерное поощрение развития малой предприни­мательской деятельности;

3) востребованность инноваций промышленностью и покупа­телями новых технологий, продуктов и услуг;

4) развитая банковская система и система венчурных фон­дов;

5) наличие венчурных капиталистов, готовых и желающих ин­вестировать в рисковые, ранние стадии создания и реализации научно-технических проектов;

6) достаточно высокий уровень научного потенциала в стране (наличие новых идей, новых технологий, ноу-хау);

7) высокая культура рыночных отношений (культура и этика предпринимательства, наличие опытных менеджеров, полная под­держка предпринимательства со стороны государства).

Для России реально наличие всех этих условий. Несмотря на значительную «утечку мозгов», в стране сохраняются высококва­лифицированные научные и научно-технические кадры, фунда­ментальные и технологические научные заделы, уникальная на­учно-производственная база. К сожалению, по-прежнему крайне слаба ориентация этого громадного национального достояния на создание и реализацию конкретных инноваций. Другой сущест­венный недостаток — нехватка собственных средств у предпри­ятий и организаций, сохраняющиеся проблемы с заемными и привлеченными ресурсами на эти цели. Государственную эконо­мическую политику страны следует направить на создание и сти­мулирование новых малых высокотехнологичных компаний, формирование индустрии венчурного бизнеса. Это позволит по­высить интеллектуальный и технологический потенциал страны, добиться серьезных успехов на пути построения сильной и про­цветающей России.

 


[1] Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Технополисы — зоны экономического рос­та. — Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. — С. 11.

[2] Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 218.

[3] Медынский В.Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 135-136.

[4] Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.

[5] Сорокин А. В. Эффективность функционирования инновационных малых

предприятий: Монография. —М.: Логос, 2000. — С. 61-62.

[6] Воронцов В.А., Ивина Л.В. Основные понятия и термины венчурного фи­нансирования. — М.: СТУПЕНИ, 2002. — С. 11

[7] Воронцов В.А., ИвинаЛ.В. Основные понятия и термины венчурного фи­нансирования. — М.: СТУПЕНИ, 2002. — С. 235

[8] Воронцов В.А., ИвинаЛ.В. Основные понятия и термины венчурно-то фи­нансирования. — М.: СТУПЕНИ, 2002. — С. 218.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: