Тест. Выберете правильный ответ(ы)




Домашняя работа №11

Тема: «Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета»

Задание для студента:

1. Внимательно прочитать лекционные материалы (размещены на странице преподавателя в ВК (Экономика Мткс) и тему 16.1 уч. Яновой В.В.

Обратить внимание на выделение жирным шрифтом, курсивом, подчеркивания.

2. C опорой на текст лекции преподавателя и учебные материалы ответить на контрольные вопросы, выполнить тест (в тетради для выполнения домашних работ).

 

«Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета»

 

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.

Очевидно, что эти средства государству должны откуда-то поступать и на что-то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступлений средств и адреса расходов. Поэтому формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ).

Таким образом, государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

Финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов.

Единство предполагает учет единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов.

Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части. Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуя бюджетный дефицит. В противном случае – профицит.

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета. Р асходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

Источники доходной части: налоги; государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.); эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег; займы у междуна­родных ор­ганизаций.

Структура расходной части бюджета в развитых странах обычно находится в следующих значениях: социальные нужды (не менее 50% всех расходов); поддержание обороно­способности страны (примерно 20%); обслуживание го­сударственного долга; предоставление дотаций пред­приятиям; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

1. сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)). Это самое оптимальное со­стояние бюджета;

2. профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов (доходы – расходы › 0 – положительное сальдо (профицит)).

3. дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов (расходы › доходы (дефицит)).

Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций. Бюджетный профицит используется только на погашение государст венного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны. Качество бюджетного дефицита бывает разным:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;

- дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

- бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Методы снижения бюджетного дефицита:

1.Расходы = const, доходы растут.

2.Доходы = const, расходы падают.

3.Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Источники покрытия бюджетного дефицита следующие:

- государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования);

- внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации);

- внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости. Обычно дефицит закладывается уже при составлении государственного бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньоражем. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

На состояние государственного бюджета оказывают влияние следующие факторы:

- долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

- фаза экономического цикла в стране;

- текущая политика государства.

При решении экономических вопросов правительством страны может возникать г осударственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга называется обслуживанием долга.

Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренний государственный долг является ре­зультатом дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Внутренние долговые обязательства носят рыночный и нерыночный характер.

1. Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций.

2. Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг).

Причины возникновения внутреннего государственного долга обычно следующие:

- получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте;

- осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства);

- предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

- величина долга на душу населения;

- отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);

- отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

- расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

- отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

В случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях проводится реструктуризация долга, т.е. пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата).

Для поддержания экономической стабильности государство вынуждено принимать меры по управлению государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. На практике применяют 4 основных подхода для регулирования суммы долга:

1. недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства;

2. поиск средств для выплаты долга;

3. нейтрализация негативных последствий государст­венного долга;

4. эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя дать без рассмотрения структуры, определяемой в первую очередь статьями его расходов. Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

 

Рис. 1. Циклическое балансирование госбюджета

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП. Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Как вы считаете, почему государственный бюджет имеет законодательную форму?

2. Для решения, каких задач государству требуются финансовые ресурсы?

3. Каковы источники формирования государственного бюджета?

4. Какие факторы влияют на формирование государственного бюджета?

5. Из каких элементов состоит бюджетная система государства? На каких принципах она базируется?

6. От каких расходов в бюджете государство может отказаться и почему?

7. Назовите 3 основных варианта бюджетной политики.

8. На какие нужды государства можно использовать профицит бюджета?

9. В чем отличие первичного профицита от окончательного?

10. Назовите основные причины возникновения бюджетного дефицита.

11. Назовите причины возникновения внутреннего государственного долга.

12. Как называется невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях?

13. Какие подходы применяют в практике управления государственным долгом для регулирования суммы государственного долга?

14. Как вы думаете, почему дефицит бюджета полезен в период безработицы?

 

Тест. Выберете правильный ответ(ы)

 

1. К какому из показателей дефицита госбюджета стремиться правительство, для поддержания стабильности в экономике?

А) чтобы не превышал: 20% ВВП страны;

Б) чтобы не превышал: 15% ВВП страны;

В) чтобы не превышал: 10% ВВП страны;

Г) чтобы не превышал: 30% ВВП страны.

 

2. Какой из нижеуказанных вариантов сочетания методов регулирования приводит к снижению бюджетного дефицита?

А)

1.Расходы = const, доходы растут.

2.Доходы = const, расходы падают.

3.Доходы растут, расходы падают.

Б)

1.Расходы = const, доходы падают.

2.Доходы = const, расходы падают.

3.Доходы растут, расходы падают.

В)

1.Расходы = const, доходы растут.

2.Доходы = const, расходы растут.

3.Доходы растут, расходы растут.

 

3. Что из перечисленного не относится к источникам покрытия бюджетного дефицита?

А) выпуск ценных бумаг (государственные облигации);

Б) займы у фирм и домашних хозяйств;

В) займы у иностранных банков и у международных организаций;

Г) займу у национальных банков

 

4. Верно ли утверждение, что «дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против сокра­щения занятости»?

А) верно;

Б) не верно.

 

5. Как называется доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег?

А) монетизация;

Б) реструктуризация;

В) сеньораж;

Г) профицит.

 

6. Какие действия необходимы со стороны государства, если инфляция в стране принимает угрожающие размеры?

А) необ­ходимо срочно увеличить бюджетные расходы;

Б) необ­ходимо срочно увеличить бюджетные доходы;

В) необ­ходимо срочно сбалансировать бюджетные расходы и доходы;

Г) необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

 

7. В каких формах, кроме непосредственно эмиссии, может осуществляться монетизация дефицита государственного бюджета?

А) в форме отсроченных платежей по долговым обязательствам;

Б) в форме отсроченных платежей по государствен­ным займам (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

В) в виде расширения кредитов ЦБ государственным предприятиям по льготным ставкам.

Г) все ответы верные.

 

8. Какие из перечисленных факторов не влияют на состояние государственного бюджета?

А) состояние внешней политики государства;

Б) состояние внутренней политики государства;

В) состояние банковской системы;

Г) фаза экономического цикла в стране.

 

9. Верно ли утверждение, что «государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, без учета начисленных процентов»?

А) верно;

Б) не верно.

 

10. Какие показатели внешнего долга не являются критичными?

А) отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 70%); отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2,5 раза); расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 30%);

Б) отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%); отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 20%);

В) отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 85%); отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 1,5 раза);

- расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 30%);

Г) отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%); отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 3 раза); расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 10%).

 

11. Какой характер носят внутренние долговые обязательства, если они возникают в результате исполнения бюджета?

А) носят рыночный характер;

Б) носят нерыночный характер;

В) носят внутренний характер;

Г) носят внешний характер.

 

12. Какая из проблем государства является наиболее серьезной и значимой?

А) внешний государственный долг;

Б) внутренний государственный долг;

В) дефицит бюджета;

Г) профицит бюджета.

 

13. Что лучше сдерживает инфляцию?

А) дефицит бюджета;

Б) профицит бюджета;

В) сбалансированность бюджета;

Г) все зависит от структуры бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: