Процедура разработки логистической стратегии фирмы.




Стратегическое управление логистикой — высокопрофес­сиональная управленческая деятельность со своей логистичес­кой структурной специализацией, направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование как строго заданный процесс и строго определенную подсисте­му.

Можно выделить три стадии процесса логистического стра­тегического управления:

• логистическое стратегическое планирование (разработка стратегии, стратегического анализа и выбора);

• стратегическая организация или настройка организацион­ной системы в соответствии с выбранной логистической стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии);

• стратегический контроль и регулирование функциониро­вания логистической системы (оценка стратегии, монито­ринг и оценка исполнения).

На стадии стратегического планирования определяются стра­тегии логистической системы предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутрен­них и внешних факторов и действий, которые могут привести к до­стижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. На сегодняшний день стратегическое планирование является необходимым элементом эффективного развития любого предприятия. Разработка логистической стратегии занимает цент­ральное место на предприятии наряду с корпоративной маркетин­говой и производственной стратегиями и установлением миссии.

Разработка логистической стратегии осуществляется в четы­ре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приори­тетов, выполнение.

На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии предприятия на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предпола­гаемые тенденции ее изменения на период 5—15 лет. Более де­тально оценивается интерфейс логистической стратегии с мар­кетинговой и производственной.

В частности, по отношению к внешней окружающей логис­тической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макро­экономических показателей (уровня инфляции, ВВП, курса ва­лют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демо­графические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.

Подобным образом оценивается и внутренняя микроэконо­мическая среда предприятия.

На втором этапе разработки логистической стратегии под­бираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подраз­делений в частности, определяются базовые требования к ком­понентам логистической стратегии.

Третий этап заключается в установлении приоритетов и вы­бора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация необходимых ресурсов для выпол­нения стратегии и источников их получения.

Наконец, заключительный этап состоит в разработке непос­редственно стратегического логистического плана с определени­ем агрегированных показателей как в целом для логистической системы, так и для отдельных уровней менеджмента.

Процесс успешного планирования логистической стратегии очень схож с общим планированием стратегии развития предприятия. Здесь, как и при планировании общей стратегии, в первую очередь нужно выдвинуть основные цели, а затем разработать более детальные мероприятия по их достижению. Творческий подход к этому процессу открывает прекрасные возможности для создания конкурентоспособной логистической системы предприятия.

Теория логистики предлагает постановку в качестве основной одной из нижеуказанных целей логистической стратегии:

сокращение расходов;

сокращение капиталовложений;

повышение уровня обслуживания.

Сокращение расходов нацелено на уменьшение меняющихся затрат, которые связаны с перемещением и хранением товаров/услуг. Очень часто наиболее эффективную стратегию в этой области можно определить, анализируя различные альтернативы, например, пробуя различные варианты размещения склада, используя различные способы и виды транспортировки. Уровень обслуживания клиентов в этом процессе остаётся неизменным, а приоритетной задачей является увеличение прибыли за счёт снижения расходов.

Сокращение капиталовложений направлено на минимизацию инвестиций в систему логистики. Главной задачей предприятия является максимальная рентабельность инвестиций. К примеру, используется прямая транспортировка товаров клиенту, минуя склад; вместо принадлежащих предприятию складов площади для хранения арендуются; используется принцип «точно в срок» вместо создания резервных запасов; услуги покупаются у специализированных поставщиков логистических услуг и т.д. Однако при этом нужно обязательно учитывать то обстоятельство, что постановка в качестве цели сокращения капиталовложений часто приводит к увеличению объёма меняющихся затрат.

Повышение уровня обслуживания нацелено на получение доходов в большем объеме, чем расходы на его обеспечение. В достижении этой цели большое значение имеет отдел маркетинга, который располагает исчерпывающей информацией о рыночном спросе и пожеланиях клиентов. Если клиент готов за соответствующий уровень обслуживания платить больше, чем предприятие тратит на его обеспечение, то цель выбрана правильно.

В последнее время предприятия часто начинают разработку стратегии логистики с определения требований клиентов и собственных планов предприятия в условиях существующей рыночной политики. Такой подход называют «агрессивным», потому что он самым непосредственным образом связан с конкурентной борьбой.

Планирование логистики

Уровни планирования

План логистической деятельности предприятия должен давать ответы на три главных вопроса: что, где и как. Процесс планирования логистики можно разделить на три уровня: стратегический, тактический и оперативный. Стратегическое планирование обычно охватывает довольно длительный период — больше одного года. Тактическое планирование касается более короткого периода -обычно до одного года, а оперативное планирование происходит в кратчайшие сроки и в его рамках обычно принимаются решения по какому-либо конкретному вопросу. Принятие таких решений может происходить ежедневно. Здесь главной задачей является определение по возможности наиболее эффективного и быстрого потока продукции/услуг по выбранному каналу снабжения/поставок.

К рамках каждого вышеупомянутого вида планирования используются различные подходы и методы. В стратегическом планировании часто применяются приблизительные данные, на основе которых строятся прогнозы. На этом уровне планирования результат считается успешно достигнутым, если он находится в определенных пределах. В свою очередь в оперативном планировании используются только точные данные, поэтому принятые решения тоже намного точнее. Здесь прогнозы играют меньшую роль, а решения основываются на конкретных данных. Так, например, если стратегической целью предприятия является обеспечение запасов в объеме, не превышающем определённый процент от оборота предприятия, то одной из оперативных целей может являться определение частоты обновления запасов.

Далее мы будем рассматривать преимущественно стратегическое планирование, так как в основе тактического и оперативного планирования лежит решение конкретных проблем, которые в каждом отдельном случае требуют индивидуального подхода и совокупности данных.
Важнейшей задачей стратегического планирования является разработка общей модели логистической системы предприятия.

Главные направления планирования

Планирование логистики включает в себя четыре основных направления: уровень обслуживания клиентов, размещение, запасы и транспортировка. Три последних направления (размещение, запасы, транспортировка) практически образуют первый. В мировой практике используются различные подходы к планированию логистической системы — и создание единой системы, и планирование каждого элемента по отдельности.

Планирование отдельных элементов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: