Стратегическое управление логистикой — высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей логистической структурной специализацией, направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование как строго заданный процесс и строго определенную подсистему.
Можно выделить три стадии процесса логистического стратегического управления:
• логистическое стратегическое планирование (разработка стратегии, стратегического анализа и выбора);
• стратегическая организация или настройка организационной системы в соответствии с выбранной логистической стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии);
• стратегический контроль и регулирование функционирования логистической системы (оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения).
На стадии стратегического планирования определяются стратегии логистической системы предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. На сегодняшний день стратегическое планирование является необходимым элементом эффективного развития любого предприятия. Разработка логистической стратегии занимает центральное место на предприятии наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением миссии.
Разработка логистической стратегии осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приоритетов, выполнение.
На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии предприятия на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предполагаемые тенденции ее изменения на период 5—15 лет. Более детально оценивается интерфейс логистической стратегии с маркетинговой и производственной.
|
В частности, по отношению к внешней окружающей логистической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макроэкономических показателей (уровня инфляции, ВВП, курса валют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демографические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.
Подобным образом оценивается и внутренняя микроэкономическая среда предприятия.
На втором этапе разработки логистической стратегии подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подразделений в частности, определяются базовые требования к компонентам логистической стратегии.
Третий этап заключается в установлении приоритетов и выбора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация необходимых ресурсов для выполнения стратегии и источников их получения.
Наконец, заключительный этап состоит в разработке непосредственно стратегического логистического плана с определением агрегированных показателей как в целом для логистической системы, так и для отдельных уровней менеджмента.
|
Процесс успешного планирования логистической стратегии очень схож с общим планированием стратегии развития предприятия. Здесь, как и при планировании общей стратегии, в первую очередь нужно выдвинуть основные цели, а затем разработать более детальные мероприятия по их достижению. Творческий подход к этому процессу открывает прекрасные возможности для создания конкурентоспособной логистической системы предприятия.
Теория логистики предлагает постановку в качестве основной одной из нижеуказанных целей логистической стратегии:
сокращение расходов;
сокращение капиталовложений;
повышение уровня обслуживания.
Сокращение расходов нацелено на уменьшение меняющихся затрат, которые связаны с перемещением и хранением товаров/услуг. Очень часто наиболее эффективную стратегию в этой области можно определить, анализируя различные альтернативы, например, пробуя различные варианты размещения склада, используя различные способы и виды транспортировки. Уровень обслуживания клиентов в этом процессе остаётся неизменным, а приоритетной задачей является увеличение прибыли за счёт снижения расходов.
Сокращение капиталовложений направлено на минимизацию инвестиций в систему логистики. Главной задачей предприятия является максимальная рентабельность инвестиций. К примеру, используется прямая транспортировка товаров клиенту, минуя склад; вместо принадлежащих предприятию складов площади для хранения арендуются; используется принцип «точно в срок» вместо создания резервных запасов; услуги покупаются у специализированных поставщиков логистических услуг и т.д. Однако при этом нужно обязательно учитывать то обстоятельство, что постановка в качестве цели сокращения капиталовложений часто приводит к увеличению объёма меняющихся затрат.
|
Повышение уровня обслуживания нацелено на получение доходов в большем объеме, чем расходы на его обеспечение. В достижении этой цели большое значение имеет отдел маркетинга, который располагает исчерпывающей информацией о рыночном спросе и пожеланиях клиентов. Если клиент готов за соответствующий уровень обслуживания платить больше, чем предприятие тратит на его обеспечение, то цель выбрана правильно.
В последнее время предприятия часто начинают разработку стратегии логистики с определения требований клиентов и собственных планов предприятия в условиях существующей рыночной политики. Такой подход называют «агрессивным», потому что он самым непосредственным образом связан с конкурентной борьбой.
Планирование логистики
Уровни планирования
План логистической деятельности предприятия должен давать ответы на три главных вопроса: что, где и как. Процесс планирования логистики можно разделить на три уровня: стратегический, тактический и оперативный. Стратегическое планирование обычно охватывает довольно длительный период — больше одного года. Тактическое планирование касается более короткого периода -обычно до одного года, а оперативное планирование происходит в кратчайшие сроки и в его рамках обычно принимаются решения по какому-либо конкретному вопросу. Принятие таких решений может происходить ежедневно. Здесь главной задачей является определение по возможности наиболее эффективного и быстрого потока продукции/услуг по выбранному каналу снабжения/поставок.
К рамках каждого вышеупомянутого вида планирования используются различные подходы и методы. В стратегическом планировании часто применяются приблизительные данные, на основе которых строятся прогнозы. На этом уровне планирования результат считается успешно достигнутым, если он находится в определенных пределах. В свою очередь в оперативном планировании используются только точные данные, поэтому принятые решения тоже намного точнее. Здесь прогнозы играют меньшую роль, а решения основываются на конкретных данных. Так, например, если стратегической целью предприятия является обеспечение запасов в объеме, не превышающем определённый процент от оборота предприятия, то одной из оперативных целей может являться определение частоты обновления запасов.
Далее мы будем рассматривать преимущественно стратегическое планирование, так как в основе тактического и оперативного планирования лежит решение конкретных проблем, которые в каждом отдельном случае требуют индивидуального подхода и совокупности данных.
Важнейшей задачей стратегического планирования является разработка общей модели логистической системы предприятия.
Главные направления планирования
Планирование логистики включает в себя четыре основных направления: уровень обслуживания клиентов, размещение, запасы и транспортировка. Три последних направления (размещение, запасы, транспортировка) практически образуют первый. В мировой практике используются различные подходы к планированию логистической системы — и создание единой системы, и планирование каждого элемента по отдельности.
Планирование отдельных элементов