Крепостные изобретатели паровоза.




Механик- самородок.

Ведущий 6. «Механик – самородок» - так называется наш рассказ о выдающемся русском механике- изобретателе Иване Петровиче Кулибине. Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II. Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, отбивали время каждые 15 минут, при этом отворялись дверцы и открывали скульптуру Иисуса Христа с двумя ангелами-хранителями по бокам, звучала мелодия «Христос Воскресе». Царица приказала поместить эти часы в кунсткамеру, как «памятник искусства необыкновенного». Сейчас эти часы хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Талантливого мастера- самоучку царица сделала главным механиком Академии наук. Кулибину жилось нелегко. Большинство академиков было иностранцами. Они относились к Кулибину высокомерно, презирали доморощенного ученого, который не окончил университета. Но он всегда находил защиту у царицы и у князя Потемкина.

Ведущий 5. Ещё одно чудо - сооружение, которое построил Кулибин, - это модель моста в натуральную величину для Лондонской академии наук. По заказу нужно было сделать дугообразный мост без свай и опор. Более четырех лет строил Кулибин этот гигантский мост. Испытание этого сооружения собрало толпу зрителей. Мост выдержал все нагрузки и подтвердил мастерство русского механика. Смекалка, любознательность, остроумие проявлялось в каждом деле, за которое принимался Иван Петрович. Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - речное машинное судно, которое могло передвигаться против течения, протезы (шарнирные «механические ноги»), семафорный телеграф, прожектора, машины для промывки золота, сеялка, лифт, часы новой конструкции. Все это Кулибин делал не ради денег и славы. Изобретательство для него было отдушиной в его нелегкой жизни.

Создатель «огненной машины».

Ведущий 7. Мы расскажем о создателе «огненной машины». Это Иван Иванович Ползунов – гениальный русский изобретатель – самоучка. Он создал паровой двигатель. Ползунов был солдатским сыном, но сумел окончить первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. С 20 лет он работал на заводах Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Некоторые механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и прудов. Но речка и пруд могли обмелеть, тогда все производство останавливалось.

Ведущий 8. Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости – ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе Ползунову не пришлось – он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по - варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Ползунова все забыли. А через 16 лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.

Крепостные изобретатели паровоза.

Ведущий 9. А я расскажу о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели - самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Черепановы сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков – токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных. Но самое главное их дело – это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов. Первая железная дорога была всего 800 м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км/ч. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.

Поверь, Земля талантливей всех планет,

Поверь мне, что бездарностей в мире нет,

Лишь погляди внимательней ты вокруг,

И ты увидишь вдруг –

Один умеет здорово танцевать,

Другой умеет здорово рисовать,

Один умеет здорово петь, плясать,

Другой стихи писать.

Хочешь быть артистом –

Должен быть талант,

Хочешь журналистом –

Должен быть талант,

Хочешь хоккеистом –

Должен быть талант,

Только должен быть талант.

Не станем мы артистами – Не беда,

Не станем журналистами – Не беда,

Не станем хоккеистами – Не беда,

И это не беда.

А может ты талантливый садовод,

А может я талантливый счетовод,

А кто-нибудь талантливый мореход,

А кто-то пешеход.

 

«Подарок России американскому континенту».

Ведущий 1. Мы хотим рассказать о тех изобретателях, которые эмигрировали из России и прославились в Америке. Многие талантливые инженеры, ученые, изобретатели эмигрировали из России после революции 1917 г. Одного из них, Владимира Козьмича Зворыкина, сами американцы назвали «подарком России американскому континенту». Зворыкина считают создателем телевидения. Но кроме этого он придумал приборы ночного видения, систему автоматической посадки самолета, компьютерный томограф, радиозонды для исследования внутренних органов человека, электронный микроскоп, читающее телевизионное устройство для слепых. Он был автором 180 крупных изобретений.

Ведущий 2. Ещё один ценный подарок Америке от России – это Игорь Иванович Сикорский – выдающийся ученый-авиаконструктор. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь» (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета. Ничего подобного в последующие 20 лет в мире создано не было. После революции Сикорский оказался в США. Здесь он основал авиационную «Русскую фирму Сикорского». Эта фирма стала лидером в авиастроении. А на базе многомоторных самолетов Сикорского была создана крупнейшая в мире авиакомпания «Панамерикэн». Позже Сикорский стал конструировать вертолеты. Практически все известные марки самолетов были созданы русскими авиаконструкторами и учеными, в том числе знаменитые «Боинги». А Сикорского ещё при жизни назвали лучшим авиаконструктором мира.

Ведущий 3. Очень ценным подарком Америке оказался ещё один русский ученый, академик Владимир Николаевич Ипатьев. Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке Ипатьев разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик Ипатьев считал, что русская химическая школа – лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских.

 

  1. О техническом творчестве. Заключительное слово.

Ведущий 1. Сегодня я рассказала вам о многих изобретателях, о том, что в России не ценили и не ценят своих талантов. Но почему же люди все-таки занимаются техническим творчеством, что-то изобретают?

Ведущий 2. Может быть ради славы

Ведущий 3. Илихотят принести пользу своей стране, облегчить жизнь народа

Ведущий 2. Из любопытства, им интересно открывать тайны природы.

Ведущий 1. Да, на этот вопрос много ответов. Но мне кажется, что наиболее точно ответил на этот вопрос Кулибин: изобретательство – это такое занятие, которое «вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу».

Мы живем в век научно-технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации – результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное её богатство – не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. Мы очень надеемся, что новые российские левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию Отечества.

 

Список использованной литературы:

1. Давыдова А.В. Классные часы: 8 класс, стр.49, стр. 87.- М.: ВАКО, 2013

2. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах, стр. 351 – Ростов н/Д: Феникс, 2005

3. Давыдова А.В. Классные часы: 9 класс, стр. 91- М.: ВАКО, 2012

4. Интернет-ресурсы, сайт ЛНТ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: