Уровень обслуживания клиентов обычно характеризуется следующими показателями: доступность продукции, скорость доставки, скорость и точность исполнения заказов. Если растет какой-либо из этих показателей, увеличивается и скорость обслуживания клиентов и, соответственно, расходы. Чем выше уровень обслуживания клиентов, тем больше будет прирост расходов при его повышении.
Стратегия логистики может меняться в зависимости от уровня обслуживания, например, в результате конкуренции или изменения политики предприятия. Тем не менее не всегда относительно небольшие изменения с уровне обслуживания (особенно в случае относительно низкого уровня) являются основанием для перепланировки логистической системы.
Характеристики продукции
Логистические затраты крайне чувствительны к таким характеризующим продукцию свойствам, как вес, объём, стоимость и уровень риска. При прохождении по логистическим каналам эти характеристики могут меняться в результате использования соответствующей упаковки, комплектации товара на складах и т.д. Так, например, при транспортировке металлических стендов в сложенном виде они занимают большую площадь, поэтому и расходы на транспортировку и хранение будут более высокими. Но транспортируя эти стенды в разобранном виде и собирая их на месте торговли, расходы по транспортировке и хранению уменьшаются. Таким образом, в результате этих изменений можно перепланировать объём и другие характеристики товара. Поэтому, если характеристики продукции претерпевают существенные изменения, часто полезно вносить изменения и в систему логистики.
Логистические затраты
Объём логистических затрат, которые связаны с процессами снабжения и поставок, часто определяет, требует ли перепланирования система логистики. Так, к примеру, у предприятия, которое производит компьютеры, расходы на логистику составляют совсем незначительную часть от общих расходов. В таком случае, конечно, предприятие вряд ли станет уделять много внимания разработке оптимальной системы логистики. А вот для предприятий, у которых расходы на логистику составляют большую часть общих расходов, очень важно создать максимально эффективную систему логистики, так как в этом случае даже при относительно небольшом сокращении расходов доходы предприятия возрастут во много раз больше, чем в рассмотренном ранее примере.
|
Ценовая политика
Изменения ценовой политики в отношении покупки или продажи товаров напрямую влияют на логистическую стратегию предприятия. Главным образом это связано с распределением сфер ответственности за различные логистические действия. К примеру, поставщик, который решил перейти с цены продажи EXW или FOB (когда расходы на транспортировку не включены в цену) на DDU (расходы на транспортировку включены в цену), берёт на себя ответственность за транспортировку.
В зависимости от ценовой политики предприятие может нести и может не нести ответственность, к примеру, за транспортировку товаров. Обычно предприятие выбирает общую ценовую политику. Однако, если политика цен по тем или иным причинам изменилась, тогда обязательно нужно менять и логистическую систему предприятия.
Принципы формулирования стратегии
В основе принципов планирования системы логистики лежат отдельные характеристики (например, транспортировка) логистических мероприятий. Некоторые из них будут рассмотрены далее.
|
Принцип общих затрат
Основной идеей планирования системы логистики является поиск компромиссов. Тот же принцип лежит и в основе планирования общих затрат. Различные логистические действия связаны с появлением разного рода расходов. Очень часто встречается ситуация, когда затраты на какую-либо отдельную логистическую операцию уменьшаются, а расходы на другие в это же время увеличиваются. Так, к примеру, на приведенном ниже графике мы видим, как связаны между собой расходы на транспортировку и запасы в зависимости от используемого вида транспорта.
Выбирая вид транспорта, нельзя брать за основу только более низкие расходы на транспортировку или более быстрое время доставки. Необходимо тщательно проанализировать, как выбор того или иного вида транспорта повлияет на остальные логистические операции.
Поиск наиболее выгодного баланса затрат относится не только к выбору вида транспорта. На следующем графике мы видим, как взаимосвязаны затраты, необходимые для обеспечения определённого уровня обслуживания клиентов и расходы, которые появляются в результате потерянных доходов.
Чем выше уровень обслуживания клиентов, тем меньше клиентов (т.е. доходов) будет потеряно в результате медленной доставки, нехватки товаров на складе, неточного выполнения заказов и др. Но с другой стороны высокий уровень сервиса влечет за собой повышение затрат на обработку заказов, транспортировку и хранение. Поэтому стратегия идеального обслуживания клиентов отнюдь не является идеальным решением.
|
Данный график показывает, как меняются затраты на транспортировку и запасы в результате появления новых складов в логистической системе. Здесь нужно отметить, что при увеличении количества складов (которые должны находиться ближе к потребителю) улучшается и уровень обслуживания клиентов. Товар находится ближе к потребителю, и благодаря этому появляется возможность более точной и быстрой доставки. Увеличивая количество складов, можно эффективнее использовать, например, транспортные средства, и тем самым снизить расходы на транспортировку.
Следующий график отображает проблему, которая связана с определением необходимого уровня резервных (гарантийных) запасов. В результате повышения уровня резервных запасов растет и средний уровень запасов, что в то же время повышает уровень обслуживания клиентов, так как увеличивается возможность, что соответствующий товар будет доступен именно в тот момент, когда он понадобится клиенту.
Вышерассмотренные примеры свидетельствуют о конфликте между расходами на различные логистические действия предприятия. Любые изменения в системе логистики конкретного предприятия влияют и на другие связанные с ним предприятия. Например, если покупатель решил изменить свою стратегию управления запасами, то это, несомненно, повлияет и на затраты продавца на содержание своих запасов и на оперативные расходы перевозчика. Как видно, принцип общих затрат используется и в более широких масштабах, чем на одном конкретном предприятии.
Анализируя взаимовлияние затрат на различные логистические операции, необходимо иметь ввиду и значимость каждой отдельной группы расходов на конкретном предприятии. В зависимости от стратегии предприятия в области обслуживания клиентов, транспортировки, управления запасами и т.д. принимается решение о необходимости анализа отдельных затрат.