Банк идей и предложений
Дизайн отвечает потребностям
Авторучка или спортивная сумка, полочка на кухне или расческа, часы или бутылочка для клея, равно как и множество других изделий,
во-первых, существуют в реальном мире вещей и нашем сознании,
во-вторых, прошли довольно длинный путь эволюционного развития.
Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, игольчатая авторучка, шариковая авторучка, фломастер, чернильная шариковая авторучка, — чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей.
Мы решили, что наш дизайн-проект будет связан с проектированием отделки какого-то помещения или это будет дизайн лепного декора в помещении, на ваш выбор.
Начинайте обдумывать свой проект.
Попытайтесь для себя составить аналогичный «ручке» ряд для вашего будущего изделия:
Что предшествовало …..
Можно продолжить этот ряд:
Какими будет…….. через год, два, десять лет?
Однако меняются не только конструкции, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?
Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет.
Электронные часы и ходики, ламповый приемник и транзисторный, автомобили «Победа» и Aurus-41231 принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся. Дело в том, что сам стиль предметной среды меняется вслед за изменением образа жизни.
|
Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины.
Во всяком случае, начиная создавать что-либо, необходимо изучить существовавшее и существующее, выявить все плюсы и минусы, а главное — ответить себе на вопрос: ради чего создавать новое?
Ведь создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходится дорого, вредно с экономической точки зрения.
Выходит, что дизайнеру надо определить потребности в совершенствовании.
Где искать эти потребности?
Каждая вещь «живет» как бы в четырех соприкасающихся сферах:
¾ ансамбль современных предметов;
¾ производство;
¾ торговля;
¾ эксплуатация.
Потребности в совершенствовании предмета, требования к нему как к объекту производства и потребления весьма разные, временами противоречивые.
Разрешение противоречий, поиски компромисса —суть творчества дизайнера.
Как определить потребности в совершенствовании разрабатываемой вещи?
Вы сами — не единственный ее ценитель и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном.
Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о достоинствах и недостатках конкретного изделия, выслушайте пожелания.
Вы столкнетесь с полярностью точек зрения, подходов, что может повергнуть вас в уныние.
Вместе с тем выходы есть:
Первый выход — надо увеличить число опрашиваемых и прибегнуть к инструментам опроса и анализа — кому, что и как надо;
второй выход — довериться собственной интуиции, представив себе мнения и пожелания самых разных людей: детей и пенсионеров, мужчин и женщин, жителей села и большого города.
А удачным дизайнерским решением будет такое, которое удовлетворит самым разным, порой полярным, потребностям людей (см. схему).
Анализ существующих изделий