История жанра «этюд»
Жанр этюда за три столетия своего развития прошел большой путь от простого упражнения до блистательной виртуозной концертной пьесы.
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «набросок», «изучение», «упражнение».
Благодаря своей универсальности этюд используется в различных видах искусства: живописи, литературе, театральном искусстве, даже в шахматах.
В музыкальной терминологии «этюдом» называют инструментальную пьесу, как правило, небольшого объема, основанную на частом применении какого-либо технического приема и предназначенную для развития и усовершенствования техники исполнителя.
Развитие жанра этюда связанно с расцветом в начале 19 века виртуозного исполнительства на фортепиано. Новый инструмент поставил перед пианистами новые задачи, связанные не только с проблемами выразительности исполнительского искусства, но и с техникой игры. С появлением фортепиано потребовались новые приемы исполнения. Если перед клавесином не возникала проблема развития силы пальцев, так как клавиатура его легка и звук не зависит от силы нажатия клавишей, то при игре на фортепиано, этот вопрос стал важным. Новая техника требовала четкости, силы и быстроты удара, для того, чтобы передать динамические оттенки.
Педагогом-основателем школы, сыгравшей значительную роль в истории пианизма, стал М. Клементи. К выдающимся образцам этюдов относится сборник М. Клементи «Ступни к Парнасу». Сказав о М. Клементи, нельзя не упомянуть и К. Черни. Наряду с Черни и Клементи этюды писали Крамер, Мошелес, Шитте и другие композиторы. Этюды этих композиторов были предназначены в основном для развития техники, а не для публичного выступления.
|
Но с течением времени учебный материал этюдов стал настолько многообразен, что мог дать исполнителю не только техническую пищу, но и пищу художественную, образно-эмоциональную. Этюд постепенно превратился из инструктивного в произведение художественно-концертного плана. Этому способствовали величайшие композиторы-романтики Ференц Лист и Фредерик Шопен. Их этюды развивают новое отношение к инструменту, открывают новые звуковые возможности фортепиано.
Одним из самых знаменитых произведений Шопена является «Революционный этюд», написанный им в возрасте 21 года. Композиция стала классикой фортепианной музыки и несет в себе глубокий смысл.
История создания «Революционного этюда» Ф.Шопена
Шопен родился и вырос в Польше. Начало XIX века для истории этой страны связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против русского царя, которому тогда подчинялась Польша. Шопен боялся уезжать на гастроли, боялсяоставить родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких.
Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.
1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома и уехал из Польши. Как оказалось, навсегда.
|
Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.
В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.
Музыка, наполненная драматизмом, быстро нашла отклик среди музыкантов. Издание содержит в себе 12 произведений, посвящено другу – знаменитому пианисту Ференцу Листу. Именно он, услышав этюд до минор, назвал его «Революционным».
Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.
Ф.Шопен Ф.Лист
Задание. 1. Запишите в тетрадь определение этюда; фамилии композиторов, которые писали этюды.
2. Послушайте Революционный этюд Шопена и ответьте на вопрос «Какая рука, левая или правая, исполняет наиболее сложные пассажи?»
3. Кто дал этюду название «революционный»?
Ответы проверю на уроке.