ОТКРЫТЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном образовании отчетливо прослеживается тенденция сдвига в сторону информального образования, которое завоевало популярность не столько среди профессиональных педагогов, сколько среди родителей и сторонников альтернативной педагогики. Формальное и неформальное (дополнительное) образование не имеют такой тенденции к расширению влияния. Попытаться разобраться в этом феномене – задача этой статьи.
Сам термин «информальное» образование появился сравнительно недавно. Информальное (спонтанное) образование «реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде» [1, 33].Детей привлекает в информальном образовании именно активность, возможность совершения выбора и приобретение личного опыта. Пока развиваются и модернизируются виды и формы формального и неформального образования, информальное образование ищет свои пути к сердцу детей. Именно детей, а не школьников. Информальное образование не ставит впрямую образовательных целей, но образование в нем происходит. «Информальное образование – общий термин для образования за пределами стандартной образовательной среды – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [2, 12].
Наше общество неизбежно движется в сторону открытости. Подвержено этому движению и образование. Открытое образование позиционируется как самоорганизующаяся открытая социальная система, «динамично реагирующая на актуальные изменения, происходящие в социуме, и обеспечивающая благодаря высокой вариативности и избыточности многообразие и альтернативность путей становления личности в современном обществе» [3, 11].
|
Ярким подтверждением этой динамичной реакции является разновидность информального образования – открытые культурно-образовательные пространства (ОКОП). Какое пространство, какую среду можно считать ОКОП?! Дадим им краткую характеристику, а затем приведем конкретные примеры.
Во-первых, в этой среде участники активны, наличествует субъект-субъектная позиция. Все участники пришли добровольно, у них присутствует внутренняя мотивация.
Во-вторых, наличие избыточной культурно-образовательной среды. Избыточной – численность материальных культурных объектов для взаимодействия должно быть больше, чем число участников (по нашим данным соотношение не ниже, чем 1 к 1,5). Причем материальная среда должна обладать таким свойством как автодидактичность, то есть каждый участник может сам себя проверить на правильность, на соответствие некоему эталону, алгоритму (примером может служить среда в Монтессори-педагогике).
В-третьих, каждый в этом пространстве может взаимодействовать как с объектами среды так и с другими участниками (равно как и с теми кто сопровождает это пространство) в своем собственном индивидуальном темпе, то есть каждый имеет возможность выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут следования, свою траекторию движения.
В-четвертых, все участники этого пространства могут взаимодействовать по любой организационной форме: индивидуальной, парной, групповой, коллективной или коллективно-динамической [4, 12].
|
В-пятых, наличие в этом пространстве людей, которые могут сопровождать всех желающих при их продвижении в этой среде. Их позиция наиболее полно характеризуется как тьюторское сопровождение [5, 165]. Они сопровождают познавательную активность участников, которые обращаются к ним за помощью. Мы называем такую команду людей – сопровождающее сообщество.
В-шестых, в этом ОКОП у всех участников есть и общая, всех объединяющая, цель, общая деятельность (которая протекает у всех на виду), а участники становятся когерентно взаимодействующими субъектами и рождается учащееся сообщество.
В-седьмых, в этой среде у каждого участника есть некий продукт его деятельности. Это может быть разгаданный физический парадокс, решенная математическая задача, разгаданный кроссворд, нарисованный рисунок, сочиненная мелодия и т. д.
При наличии этих семи условий-характеристик пространство можно считать открытым культурно-образовательным.
Только в нашем городе за последнее время появилось несколько ОКОП. Ярким его представителем являются «Кидбург» – интерактивный образовательный город профессий для детей (две площадки), а такжеинтерактивный музей занимательной науки «ЛабиринтУм» (две площадки), которыйпостроен по принципу центра «Эврика» (Хельсинки, Финляндия), музея «Том Титс Эксперимент» (Стокгольм, Швеция), научно-образовательного центра АХХАА (Тарту, Эстония). Ранее еще существовал «Умникум» (сейчас временно закрыт).
Сегодня практически все современные музеи пытаются представить свою среду не как «кладбище артефактов», а как культурно-образовательное интерактивное пространство с объектами которого посетители могут взаимодействовать. Яркими представителями активизации среды в СПб являются – музейный комплекс «Вселенная воды», национальный шоу-музей – гранд-макет Россия, научно-популярный Антимузей"ФизЛенд", интерактивный музей-театр «Сказкин дом» и др. Каждый год в каникулы многие музеи нашего города проводят для школьников игру-путешествие – «12345 – Я ИДУ ИСКАТЬ!».
|
Мы предлагали студентам-психологам посетить различные культурные заведения, где в наличии интерактивное пространство, понаблюдать за его посетителями и написать эссе на тему – «Соответствует ли это пространство характеристикам ОКОП». Все дали однозначную оценку относительно «Кидбурга» и «ЛабиринтУма».
Таким образом, направление(тренд) развития культурно-образовательной среды в сторону информального образования задан и начинает набирать обороты.
К этому тренду в СПб можно добавить появление многочисленных антикафе, которые позиционируют себя как публичные заведения с творческой атмосферой, в которых созданы все условия для общения и развития посетителей.
В этом же направлении работают и «воркшопы», в которых присутствуют несколько характеристик ОКОП. Прежде всего на этом мероприятии все участники активны и пришли добровольно. У каждого участника четкий индивидуальный план, который разработан вместе с экспертом, выполняющим тьюторскую функцию. Также присутствует интенсивное групповое взаимодействие и индивидуальный продукт.
Итак, открытое образование расширяется в первую очередь за счет информального образования и привлекает к себе детей и заинтересованных родителей. Многим родителям трудно сопровождать своего ребенка в подобного рода пространствах, но они могут смело доверить его профессионалам, владеющим тьюторской компетентностью или учиться ей.
Таким образом, открытые культурно образовательные пространства (ОКОП) являются яркой разновидностью информального образования, которое расширяет свои границы и обретает все больших сторонников.
Список использованной литературы:
1. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1— апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. с.33
2. Из проекта государственной программы РФ «Развитие образование» на 2013-2020 годы, с. 12
3. Онокой Л. С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Автор. М. 2004, с. 11
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, с. 12
5. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании. // Вопросы образования. 2011. № 2, с. 165