УКАЗАТЕЛЬ основных ТЕРМИНОВ курса




Авеста — собрание священных книг зороастризма и маздеизма. Авторство приписывается Заратустре. Содержит дуалистическую трактовку мира, общества и человека, юридические и моральные предписания и молитвенные песнопения.

Агиография — вид церковной литературы: жития святых.

Автокефалия — самоуправление, независимость православных церквей. В настоящее время в мире 15 признанных автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые другие страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская. Не все А. признаются (напр., на территории современной Украины в 1990-х гг. была образована Украинская автокефальная православная церковь).

Адонай (греч. Адонаи) — одно из обозначений табуированного имени Бога в иудаизме.

Аллах (от араб. иллах; соотв. евр. эллохим) — единый и единственный Бог в исламе, творец мира, избравший посланником к людям Мухаммеда, а также говоривший с Авраамом и др. пророками, о которых повествуется в Коране — Священной книге ислама.

Апокрифы (от греч. тайный) — произведения религиозного содержания, не признанные церковью священными. Существуют ветхозаветные апокрифы (книги Маккавеев; Иудифь; Премудрости Иисуса сына Сирахова, Книга юбилеев и др.) и новозаветные апокрифы (Евангелие и Апокалипсис Петра, Евангелие от Фомы, от Филиппа и др.)

Аскетика религиозная (от греч. упражнение) — тип поведения верующего человека, в котором все потребности, имеющие отношение к телесному и общественному благополучию, добровольно сведены к минимуму, поскольку могут послужить препятствию к религиозному совершенствованию души человека.

Атеизм (от греч. atheos — безбожный, безбожник) — слово употр. прим. с V в. до н.э. и означало намеренный разрыв отношений с богами, поведение и убеждения, отрицающие необходимость почитания богов. Только с XVIII в. означает отрицание существование богов или Бога (в монотеизме). В XIX–XX вв. получает развернутое философское оправдание в позитивизме и приобретает смысл идеологической программы в кач-ве так наз. «научного А. », к-рый является частью и неким результатом философии материалистического направления.

Баптизм (от греч. окунать, крестить погружением в воду) — разновидность протестантизма, одна из наиболее крупных по численности последователей. Членами церкви считались лишь "заново рожденные" взрослые, сознательно принявшие водное крещение.

Беатификация — в РКЦ акт причисления того или иного лица к лику блаженных. Б. рассматривается церковью как «низшая ступень», определенный этап в процессе подготовки канонизации.

Бодхи — просветление — одно из ключевых понятий, означающее высшее состояние сознания в практике буддизма.

Бодхисаттва (санскр.), Бодхисатта (пали)(существо, стремящееся к просветлению) — в буддизме тхеравады Б. были только бывшие будды (их насчитывается 24, последний — исторический Будда принц Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка – Майтрея. В буддизме махаяны — идеальное существо, которое, в отличие от архата тхеравады, выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала Б. в махаяне — космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью. Число Б., как и будд, ни чем не ограничено, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий Б., которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает обет достичь «просветления» и избавить все существа от круговорота сансары.

Брахма — один из главных богов в индуизме. Б. — высшее божество, творец и управитель мира; персонификация абсолюта. Входит в тримурти (божественную тройку) вместе с Вишну и Шивой.

Брахманизм — форма раннего индуизма, связанная непосредственно с ведической литературой, в которую входят Веды и обширные к ним комментарии. Б. давал религиозное обоснование делению общества на варны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны.

Будда (букв. просветленный) — в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к спасению. Б. может стать каждое человеческое существо в результате накопления добродетелей и достижения понимания тщетности всех земных привязанностей. Буддистский пантеон насчитывает сотни различных будд.

В более узком смысле Б. — одно из титулов основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после "просветления" Буддой Шакьямуни (ок. VI в. до.н.э.).

Бхакти (саскр. преданность, любовь к богу) — личная преданность Богу и беспредельная любовь к людям в индуизме.

Ваххабизм — религиозно-политическое экстремистское течение в суннитском исламе, зародившееся в кон. XVIII в. (от имени основателя — Аль Ваххаба). Сторонники В. проповедуют воостановление «чистоты» начального ислама, прежде всего строгого единобожия. В. усматривает многобожие (ширк) в различных обычаях, давно допускаемых правоведами. В. отвергают культ пророков, святых, паломничества к святым местам и могилам, порицают суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), различные нововведения и требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни. В настоящее время В. является официальной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в др. странах Аравийского п-ова, в Северной Африке, Индии, Индонезии, Средней Азии и на Кавказе.

Вера религиозная — психическое сознательное состояние, предполагающее убежденность в реальности сверхъестественного и в истинности исповедуемой религии. В. Р., как правило, имеет в качестве основания догматическое учение, а также последовательный фактический ряд мистического опыта (см. Мистика), исходящего от сакрального объекта, и подтверждающего истинность религиозного культа. В светском варианте В. Р. допускается множественность внешних материальных факторов, приводящих к состоянию веры, что может свести ее причины к детерминированности социальным и др. связям человека.

Вероисповедание, конфессия (от лат. confesso – «исповедую») исповедание веры религиозной. Понятие В. и К. употребляется одновременно в нескольких значениях: 1) признание себя верующим определенным образом и выполнение установлений какой-либо религии; 2) указание на религиозную принадлежность (напр., христианин католик, православный и т.п.).

Всемирный исламский конгресс (ВИК) — международная мусульманская организация, основанная в 1926 г. в Мекке. Имеет статус неправительственной консультативной организации при ООН.

Всемирный совет церквей (ВСЦ) — руководящий орган экуменического движения (см. Экуменизм). ВСЦ был создан путем слияния 3 протестантских движений («Вера и порядок», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет») на 1-й ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948 г. В 1983 г. членами ВСЦ состояло свыше 304 религиозных объединений из 100 стран мира. По данным ВСЦ, он объединяет 440 млн верующих. По инициативе советских властей в него вошли и религиозные организации территории бывшего Советского Союза: Русская православная церковь (с 1961 г.), Грузинская православная церковь, Армяно-григорианская церковь, лютеранские церкви Латвии и Эстонии, Союз евангельских христиан-баптистов. В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд дохалкидонских церквей (не имеющих сакраментального общения с остальным христианским миром с 451 г.). Римско-католическая церковь принимает участие в его работе в качестве наблюдателя. Центр ВСЦ находится в Женеве.

Вульгата (лат. Vulgata – простая) — латинский перевод Библии блаж. Иеронима Стридонского (384–405), в разное время дополненный и исправленный. В 1546 г. Тридентский собор объявил В. аутентичным текстом Библии. В 1589 г. при папе Сиксте V, а затем в 1592 г., при папе Клименте VIII, был издан окончательный вариант В., принятый католической церковью в качестве официального текста Библии — textus receptus. До того на латиноязычном Западе был в ходу анонимный перевод Itala.

Дао — в даосизме и конфуцианстве путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, апофатически познаваемый абсолют, аналог Единого в неоплатонизме.

Декалог (греч. десятислов) — десять заповедей, данных впервые Моисею на горе Синай после выхода евреев из Египта, и высеченных им на каменных скрижалях. В более широко смысле — религиозно-моральные принципы в монотеистических традициях.

Деноминация (от лат. denominatio — наделение особым именем) религиозное объединение, которое занимает самостоятельное обособленное положение среди других в рамках единой религии, не претендуя на исключительность и универсальность. Используется в христианской среде для обозначения одной из организационных форм внутри общего вероисповедания; в религиоведении ― применительно к типологии религиозных объединений.

Догматика религиозная (от греч. догма — мнение, правило) — система утвержденных высшими инстанциями Церкви (или др. религиозн. образований) положений вероучения, объявляемые непреложными истинами, не подлежащими критике. Систему Д. Р. имеют христианство, ислам, буддизм и др.

Духовенство — служители культа в монотеистических религиях; лица профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и составляющие особый класс общества. В христианстве различают Белое и Черное Д. по принадлежности к брачному или безбрачному священству (монашеству).

Евангелие (греч. Благовестие) — общее название для первых четырех книг Нового Завета. Авторство приписывается ученикам и апостолам Иисуса Христа (Матфею, Марку, Луке и Иоанну). Существовали др. Е. (порядка 30-ти), подлинность которых сомнительна и потому признанных еще Древней церковью неканоническими или апокрифическими.

Епархия — церковно-административный округ поместной православной церкви, возглавляемый епископом и состоящий из приходов и монастырей.

Ересь (греч. выбор, избранный образ мыслей) — религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики. Поскольку вопросы догматики связаны с практикой богослужения, то к Е. может приводить неправильное или нетрадиционное истолкование смысла культа и значения организации или структуры церкви. Понятие Е. употребляется в основном по отношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда употребляют и для характеристики некоторых направлений в других религиях.

Жречество, жрец (от слав. жрать [жертвенное приношение]) — служители языческого культа, совершающие жертвоприношение от лица верующих, участвующих в нем лиц или общины. В политеистических религиях выполняют функции посредничества между людьми и сверхъестественными силами, а также совершевшая религиозные обряды, молитвы и различные магические действия.

Иерархия (от греч. иерос и архэ) — священноначалие — структурная организация служителей религиозного культа, предполагающая точный порядок взаимодействий между их нижестоящими и вышестоящими чинами.

Инициации обряд (от лат. initiatio — введение в таинство, посвящение) — обряд перехода индивидуума на новую, более высокую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Может сопровождаться испытаниями и заканчиваться получением тайного магического знания (в язычестве) нового имени и статуса.

Кааба (от араб. куб) — главная святыня ислама, в сторону которой мусульмане обращаются во время ежедневной молитвы. К. расположена в центре Заповедной (или Запретной) мечети в Мекке и представляет собой каменное здание в форме куба со стороной ок. 15 м. Она считается земным воплощением небесной Каабы. В восточный ее угол вмонтирован заключенный в серебряное обрамление главный объект поклонения черный камень — собственно К. — символ могущества Аллаха.

Каббала — религиозно-мистическое учение, получившее распространение в средневековом иудаизме, которое соединило идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии на основе нумерологии (точного численного значения любой буквы Торы, особенно названия книг и имен библейских персонажей, и определяемого таким образом символического смысла сказанного в тексте).

Кагал (евр. qahal – народ Завета, собрание Израиля (пер. LXX)) — современный термин для обозначения самоуправления еврейской общины в Польше и России с XVI по XIX вв. В сферу деятельности кагала входили финансовые, налоговые, судебные и религиозные дела.

Канон (от греч. линейка, правило) — свод положений, имеющих догматически точные и выверенные содержание и смысл.

Карма — в индуизме, буддизме и джайнизме религиозное понятие, раскрывающее влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования; закон воздаяния, по которому в соответствии с суммой добрых и злых дел живущему существу предопределяется судьба в последующих перевоплощениях.

Клир (от греч. клирос) — совокупность служителей религиозного культа. Обычно К. именуется духовенство конкретной церковной организации. Членов К., вне зависимости от духовного сана, называют клириками. В католицизме и православии клирики-священнослужители вместе с церковнослужителями могут составлять причт ― штат отдельного прихода, образованный по установленной норме.

Конфирмация (лат. cofirmo – подтверждаю) — таинство миропомазания у католиков, совершаемое обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а более поздние годы, над детьми 7–12 лет, в котором подтверждается принадлежность верующего церкви.

Культ религиозный (от лат. cultus – почитание) — установленные традицией религиозные действия, совершаемые для почитания предмета религиозной веры. Это один из основных элементов религии. В нем реализуется сопричастность и общение со священным.

Магия — религиозная практика, основанная на убеждении в возможности получить конкретный желаемый результат путем влияния на объект с помощью специфических средств и действий, наделяемых волшебными свойствами. Магическая операция (заклинание, заговóр, ворожба, имитация и уподобление, манипуляция чародейными предметами) обычно совершается магами, колдунами, заклинателями и др. посвященными, хотя не исключает участия с этом др. верующих. По мнению Гегеля, М. есть попытка материального воздействия на духовную сферу.

Миряне — верующие, не принадлежащие к духовенству или клиру. М. образуют паству в религиозных организациях. Они могут участвовать в обеспечении богослужений во вспомогательном качестве. В древнем христианстве — лаики (от греч. лáос – народ Божий).

Мессия (евр. Машиах) — в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю Спаситель, который навечно устанавливает свое царство. В Древности и Средние века предводители стихийных религиозных движений иногда объявляли себя М. Поражение одного из них — восстания Бар-Кохбы (Сын Звезды) (132–135) — привело к исчезновению Иудеи как независимого царства в составе Римской империи и полной потере возможности восстановления богослужения в Храме Соломона в Иерусалиме.

Миссионерство (от лат. missio – послание, поручение) — распространение вероучительных и религиозно-нравственных идей специально подготовленными посланниками (миссионерами). Очень часто М. является, прежде всего, религиозным долгом и важнейшей составляющей собственного духовного роста. Отсюда ― настойчивость, искренность и в каких-то случаях даже подвижничество многих миссионеров.

Мистика (от греч. мистикос – таинственный) — самая трудная (а потому и профанируемая в обыденном сознании) часть религиозной традиции и религиозного опыта, получаемого от соприкосновения с сакральными силами. При этом субъект, занятый созерцанием духовных сущностей, повлиять на них никак не может, тогда как духовный мир непостижимым человеку способом влияет на природу, общество и людей.

Целью М. является достижение высшего эмоционально-физиологического состояния ― экстаза. Как правило, мистическое состояние возникает после длительного периода подготовки, включающей очистительные ритуалы и пост, достижение душевного равновесия и общение с духовным наставником (гуру, старцем, шейхом и др.). Однако в каких-то индивидуальных случаях не исключено и спонтанно происходящее внезапное мистическое озарение.

Молитва (медитация) — внутренне сосредоточение сознания на определенной идее, в католической традиции — подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и созерцанию духовного смысла видимых и невидимых вещей.

Неофит (от греч. неос – новый, фитон – растение) — новообращенный в какую-либо религию. Н. отличается повышенным энтузиазмом в освоении нового для себя учения и стремлением к неукоснительному и строгому соблюдению всех предписаний и требовательностью в этом к другим последователям учения. Понятие Н. иногда используется в религиоведении при типологической характеристике верующих.

Новые религиозные движения (НРД) — совокупность разных религиозных объединений, которые образовались и действуют вне исторически сложившихся мировых и национальных религий преимущественно с середины ХХ в. по настоящее время. Понятие НРД, принятое в современной исследовательской литературе, не отражает качественной специфики обозначаемых религиозных новообразований, однако стало приемлемым в силу оценочной нейтральности своего звучания (в отличие от понятий «альтернативные религии», «новые культы», «тоталитарные секты»). Пока не выработано общего понимания признаков принадлежности к НРД. и их типологии. Появление НРД относится к 1950-м гг. С 1960-х годов они становятся объектом общественного внимания.

Оккультизм — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных познанию и магическому воздействию «посвященным» в тайные знания темной стороны мира.

Ортодоксия (греч. прямое, правильное мнение) — твердая последовательность, приверженность к традиции и основам учения, мировоззрения, полностью исключающая даже незначительное отклонение. Понятие О. возникло в христианстве и с появлением ересей этот термин используется как противопоставление искаженному представлению об истинах веры.

Паломничество религиозное — индивидуальное или групповое путешествие к священным религиозным объектам или персонам, находящимся далеко от места проживания верующих. В исламе П.Р. к Каабе называется хадж.

Паства — совокупность верующих, находящихся под духовным руководством представителей какой-либо церкви. Понятие П. установилось из сравнения прихожан со стадом, которое пасет, охраняет и ведет проверенным путем пастух (пастырь).

Плюрализм религиозный — состояние религиозной ситуации в обществе, при котором имеет место сосуществование множества объединений религиозных различных вероисповеданий, независимых друг от друга, отделенных от государства и равных перед законом.

Прозелит (от греч. и лат. proselytu s – новообращенный) — человек, который изменил свое прежнее вероопределение и перешел в другую конфессию или религию.

Профанное (от лат. profanus – находящийся за пределами святого, незнающий) — состояние явлений или предметов, которое заключается в утрате принадлежности к сакральному. П. всегда связывается с мирским, с обыденной жизнью людей без обращения к священному.

Религиозный опыт ― единство переживания чувственно-эмоциональных, волевых и умственных состояний, возникающих у индивида при соприкосновении со сверхъестественным. Р. О. лежит в основании религии, а при устойчивом многократном повторении, выходящим за пределы субъективного переживания, м. стать началом определенного религиозного культа.

Религия (от лат. relegere – приступать заново, перечитывать; либо от religare – воссоединять, восстанавливать связь) — устойчивое состояние массового сознания и поведения, основанное на: 1) представлениях о священном как особой реальности, доступной только посредством веры; 2) переживаниях, вызванных с актами религиозной веры; 3) действиях верующихдля почитания и связи со священным.

Р. всегда проявляется в формах конкретных вероисповеданий. Единого определения Р., безоговорочно приемлемого всем направлениям мысли, не существует. Принято, однако, выделять наиболее распространенные смыслы, которые вкладываются в понятие Р. и позволяют отличать обозначаемое им от науки, искусства, философии, политики, права и пр., начиная с XIX в.

Сакральное (от лат. sacer – священный) — состояние, при котором смысл и значение каких-либо объектов в человеческом восприятии выходят за пределы повседневной обычной жизни людей. В наиболее распространенном значении С. считаются персоны, образы, идеи, природные или созданные предметы, имеющие особую ценность для какого-то сообщества или отдельного человека, поскольку с ними связываются ценности, конституирующие основополагающие установки человеческого сознания и поведения. С. всегда противопоставлено профанному, но также и взаимосвязаны, поскольку С. освящает и придает смысл и ценность профанному.

Сансара (санск.) в индуизме и буддизме — беспрерывное перерождение личности или души, мирское бытие, неизбежно связанное со страданиями и зависящее от поступков в прежнем перевоплощении (кармы).

Священное Писание (в христианстве) — обычное название книг, составляющих Библию. Отличительная особенность этих книг в том, что они содержат в себе истины особенного религиозно-нравственного характера, признаваемые Откровением Бога свыше. В иудаизме С. П. считается ТаНаХ (Ветхий Завет), в исламе аналогичную роль играет Коран.

Секта (лат. secta – отдельная часть) религиозное образование, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Термин С. имеет отрицательное значение в восприятии приверженцев массовой традиции. В то же время, феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии.

Секуляризация (от лат. saeculum – эпоха, человеческий век, поколение; позднелат. saecularis – мирской, светский) — выход из под обязательного влияния религии и обмирщение различных областей жизни общества и личности. С. именуется перевод (как правило, принудительный) собственности организаций религиозных в светское (главным образом ― государственное) владение.

Септуагинта, LXX (от греч. – «[перевод] семидесяти») — самый ранний греческий перевод книг Ветхого Завета, включавший Пятикнижие (Тору), кн. Иисуса Навина, кн. Судей, части Псалтири, и некоторых пророческих книг, сделанный в III веке до н.э. раввинами по заказу Птолемея Филадельфа для его библиотеки и еврейской общины Александрии. Позднее так стали называть все книги В.З., а в христианскую эпоху — и всю греческую Библию.

Сунна — св. предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение источника, поясняющего и дополняющего Коран и служащего второй (после Корана) основой мусульманского права.

Теократия (от греч. теос – Бог; кратос – власть) — 1) форма государственного устройства, при которой верховная политическая власть понимается как правление Бога, осуществляемое через посредничество служителей культа религиозного и административные органы, состоящие из последователей господствующей религии; 2) в теологическом смысле ― цель мирового исторического процесса, Царство Божье на земле.

Теософия (от греч. теос – Бог; софия – мудрость) — религиозно-философское учение о возможности «непосредственного постижения бога» с помощью мистической интуиции и откровения, доступных избранному кругу «посвященных» лиц. Основателем считается Е.П. Блаватская («Теософское общество», 1875), а последователями Е.И. и Н.К. Рерихи, к-рым характерно безличное понимание божества, что, как они считают, сближает их с буддизмом и др. вост. религиями. При этом сама Блаватская крайне резко и нетерпимо относилась к христианству.

Толерантность религиозная (от лат. tolerare – выдерживать, терпеть) — терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих.

Тримурти (букв. троебожие) — официальная государственная религия Индии, в к-рой почитаются три ипостаси единого безличного космического духовного начала Брахмана, выражающие три его основных фазы проявления и функции: Брахма — бог-созидатель вселенной, Вишну — хранитель всех миров, и Шива — их разрушитель и, вместе с тем, созидатель нового. Соответственно, современные формы индуизма — шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм).

Фундаментализм (от лат. fundamentum — основа)— умонастроения и действия, вызванные убеждением, что единственным основанием (фундаментом) подлинной веры является буквальное восприятие исходных истин религиозного учения.

Хадж — паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Х., а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя.

Халиф — в раннем исламе глава мусульманской общины, избираемый для того, чтобы регулировать ее жизнь в соответствии с шариатом и следить за исполнением верующими божественных установлений, заповеданных Муххамедом.

Харизма (от греч. дар) термин для обозначения даров Св. Духа, излитого им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Х. выражается трудно объяснимыми с естественной точки зрения мудростью, знанием, пророчествами, чудесами и даром исцелений и т. п. Х. может изливаться на простых верующих при общении со Св. Духом.

Эзотерический (от греч. направленный внутрь) — термин, означающий тайные знания, скрытые от непосвященных, овладение которыми невозможно без специальных подготовки и религиозного посвящения (также см. сакральное). Антипод — экзотерическое знание (см. профанное).

Экуменизм (от греч. экумена – обитаемый мир, вселенная) — идеология единства христиан всего мира. Это межконфессиональное движение, инициатива которого принадлежит протестантским организациям. Начало движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге (1910). Следствием ее решений стало образование Международного миссионерского совета (1921), международных обществ «Жизнь и деятельность» (1925), «Вера и порядок» (1927). С 1937 г. в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии термин Э. В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблее в Амстердаме (1948) учреждением Всемирного совета церквей (ВСЦ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: