Критическое мышление и никаких дипломов




Технологии важнее знаний

Нас, поколение Х, с детства учили, что знания — это главное. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Да ничего подобного! Обладающие потрясающими знаниями учёные-эрудиты, исследователи, опытные специалисты по сравнению с ютуб-блогерами — неизвестные и неоценённые работяги. Люди с потрясающими инсайдами могут так и остаться с ними наедине, если у них нет канала распространения информации. Более того, любая инновация, согласно расхожей фразе, имеет срок жизни банана: сегодня ты придумал идею и решил её обдумать, а завтра встречаешь своё изобретение в магазине.

Искусственный интеллект (которого нет, а есть ряд технологий, но это сейчас неважно) меняет нашу жизнь как ветер: холодает — мы инстинктивно кутаемся в плед. Появляется Алиса или Алекса, мы быстро к ней привыкаем и даже скучаем по общению, если нет сети. Нетфликс у нас, беспилотники Яндекса — и много чего ещё Яндекса, начиная от Яндекс.Дзена, народного СМИ, заканчивая Яндекс.Практикумом, Яндекс.Лицеем и т. д.

Если искусственный называется AI — Artificial Intelligence, то эмоциональный — EI. Этому машина научиться не в состоянии, так что порыдать на плече любимого домашнего андроида нам не светит как минимум лет триста, а то и пару тысяч. И вот он-то, эмоциональный интеллект, станет мерилом человека и его человечности. Боюсь, что измерять будем не мы, измерять будут нас. И вот как это произойдёт.

Опыт и возраст больше ничего не значат

Булгаковский мастер конферанса из Варьете Жорж Бенгальский страдал распространённым пороком: он лгал. Вернее, говорил то, что как он думал, должно потрафить почтеннейшей публике. За что впал в немилость у свиты Воланда: если помните, Бегемот оторвал Жоржу голову.

Такого сценария я не предвижу, конечно, в общении детей-альфа и старших поколений. Будет, скорее, неприятие нашей лжи, стремления выкрутиться, чтобы не попасть под гильотину общественного мнения и увольнения. Наши дети не поймут лживого душевного надрыва, психологического насилия, субъективного осуждения, двойных стандартов.

Нам придётся тяжело. Да и уже приходится. Например, помните, раньше седины и опыт давали как бы карт-бланш: человек уже всего достиг и может учить, а самому ему учиться и не надо вовсе. Сейчас кто не учится — тот падает, тащится в хвосте, вскрикивая от ужаса своего положения. А уж что касается требований к морали и этике…

Знаете, сколько при мне было звонков пожилых педагогов более молодым с просьбой объяснить, как подключиться к конференции в Zoom или подписаться на паблик на YouTube? Тьма. Думаете, потому что пожилые учителя уже ничего не соображают? Отнюдь! Память у них и острота мышления прекрасны. Только вот лет так тридцать назад они перестали учиться, полагая, что всё это не их сфера и вообще баловство, да и не пригодится. И ошиблись в оценках. У нас, знаете ли, футурологов признают в России только в виде научной фантастики. А остальное — томление духа, мечтания и прожектёрство. Неумение — и боязнь даже — заглянуть в глубину будущих лет подавалось долгие годы как практичность, надёжность и крепкая укоренённость в настоящем.

Критическое мышление и никаких дипломов

Эмоциональный интеллект — это некий набор навыков, который позволяет распознавать и понимать чужие эмоции и намерения, а также контролировать свои, чтобы решать практические задачи. Миллениалы, которые сейчас занимают главенствующую позицию в обществе, этого навыка, кажется, вовсе лишены. Даже больше бумеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: