Индийско-китайские отношения




ТЕМА «Индия в 21 веке»

Внутриполитическая ситуация

После провозглашения независимости в 1947 году Индия взяла курс на самобытный, основанный на собственных ценностях путь развития. Учрежденная конституцией как Союз штатов, Индия следует двум основополагающим принципам государственного устройства - демократии и федерализма.

Концепция федерализма

Концепция индийского федерализма заключается в централизованной федерации - федеративное государство (25 штатов и 7 союзных территорий) в сочетании с сильной центральной властью. Федеративные отношения выстроены на основе главной национальной идеи - единство в многообразии. Конституция Индии четко разграничила полномочия между центром и штатами, определила сферу совместного ведения и остаточные полномочия, предусмотрела механизмы их реализации. В то же время в конституции проработаны механизмы превращения Индии, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в унитарное государство.

Первые три десятилетия в Индии наблюдалось движение в сторону централизации. Этого требовали как стоявшие перед страной задачи в области социально-экономических преобразований, так и сложившаяся система однопартийного преобладания.

По мере становления федерального государства происходило усиление роли штатов, правительства которых все более настойчиво ставили вопрос о расширении их полномочий. Позднее появились разногласия между центром и регионами в сфере вопросов финансирования и социально-экономического развития. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 80-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата Пенджаб. Однако конституция Индии не предусматривала права штатов на самоопределение вплоть до отделения. Вопрос об образовании государства Халистан был отклонен, хотя и не безболезненно, при помощи силовых и иных методов со стороны центра. Таким образом, сепаратистские выступления встречают решительный и жесткий отпор со стороны центра, в том числе и с помощью чрезвычайных мер, предусмотренных конституцией.

И, тем не менее, в ходе развития независимой Индии произошла определенная децентрализация экономической и политической власти, но заложенных в конституции норм оказалось достаточно для внесения необходимых изменений в федеративное устройство Индии. За 50 лет менялось число штатов, их конфигурация, статус отдельных территорий, но при этом незыблемым оставались внешние границы. В рамках Индийского Союза многие этносы смогли реализовать свое право на самоопределение, многие языки получили статус официальных (сейчас их 18). Центральное правительство уже не исходит из принципа соответствия политической ориентации правительства в штатах правительству в центре. Таким образом, в Индии сложился оптимальный баланс между центром и регионами, при котором обеспечивается целостность государства.

Принцип демократии

Принцип демократии выражен в существовании сбалансированных между собой трех ветвей властей и многопартийной системы.

Во главе исполнительной ветви стоит Президент, однако фактически исполнительная власть находится в руках Совета министров во главе с премьер-министром. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, представленному двумя палатами - Советом Штатов (Раджья сабха), являющимся верхней палатой, и нижней Народной палатой (Лок сабха). Верховный суд представляет судебную власть. Юридическая система строго упорядочена и имеет свою иерархию судов.

Политическая система Индии позволяет балансировать различные интересы в индийском обществе, что обеспечивается во многом политическим компромиссом между традиционалистами и модернизаторами, между законодательной, исполнительной и судебной властью с присущим им четким разделением полномочий и взаимными ограничениями.

Тщательно сбалансированная система сдержек и противовесов позволяет сосуществовать и взаимодействовать контрастным факторам государства и общества: сильная исполнительная власть в центре и широкие властные полномочия у органов власти в штатах; одна из самых мощных армий в Азии и неукоснительная приверженность индийских военных принципу политического нейтралитета; глубокая религиозность общества и последовательно выдерживаемый секуляристский характер государства.

Одна из особенностей парламентской демократии в Индии заключается в высоком уровне политической культуры, в том числе политической полемики. Другим немаловажным фактором развития демократических традиций является многопартийная система.

Внешняя политика

Индия занимает одно из ведущих мест в системе международных отношений. Геостратегическое положение, миллиардное население, военно-политические возможности и обладание ядерным оружием, большой экономический потенциал и ведущие позиции в перспективной сфере информационных технологий - все эти факторы во многом определяют положение Индии как регионального лидера в Южной Азии.

Характерной чертой внешнеполитического курса Индии является ее независимость. В годы "холодной войны" это проявилось в провозглашенной Индией политике неприсоединения к блокам. К примеру, поддерживая дружественные отношения с Москвой, Дели, тем не менее, выражала проиндийскую, а не прозападную позицию в своем неодобрении интервенции СССР в Чехословакию и Афганистан.

Проводимая политика неприсоединения потребовала наращивания национальной мощи своими собственными ресурсами. Начиная с 60-х годов индийское общественное мнение эволюционировало в сторону упований на военную силу и экономическую самодостаточность как основополагающих принципов "реальной политики", которые только и могут обеспечить Индии достойное место в международном сообществе и гарантировать ее безопасность, целостность и незыблемость ее границ. Сильные внутренние предпосылки позволяют теперь Индии быть менее уязвимой для внешних политических воздействий и мировых финансовых спадов, что в свою очередь дает возможность более уверенно проводить свои национальные интересы в сфере международных отношений. О стремлении Индии стать реальной силой на региональном и мировом уровне также свидетельствует и тот факт, что в 11 и 13 мая 1998 года Индия успешно провела три ядерных испытания. Этот акт был поддержан почти всеми политическими силами страны, что свидетельствует о другой характерной черте внешнеполитическ ого курса Индии - отсутствии существенной прямой связи между внутренней и внешней политикой, то есть внешняя политика не зависит существенно от того, какие политические силы пришли к власти. В Индии сложился национальный консенсус между различными партиями и партийными коалициями по наиболее актуальным внешнеполитическим проблемам, что и объясняет неизменность позиции сменявших друг друга правительств относительно места Индии в международной сфере. Национальные интересы, по словам ультраправых, пришедших к власти после левых, остаются неизменными.

В своем стремлении обеспечить свои национальные интересы и стать ведущей региональной, а в долгосрочной перспективе и мировой державой, Индия играет активную роль в международных отношениях. Ее отношения с Россией, Китаем, Ираном, США, Пакистаном имеют определяющую роль на мировую политику.

Индийско-китайские отношения

Индийско-китайское сотрудничество также отличается высокой степенью интенсивности. При этом, однако, характеризуется наличием следующих проблемных узлов.

ь Неурегулированность пограничной проблемы создает конфликтный потенциал в двусторонних отношениях между странами.

С 1962 г. Индия и Китай занимают разные позиции относительно спорных территорий в районе Ладакха на севере Индии (штат Джамму и Кашмир) и по так называемой линии МакМахона на северо-востоке Индии в штате Аруначал-Прадеш. В настоящее время ни Индия, ни Китай не заинтересованы в эскалации напряженности в данном вопросе, но, вместе с тем, не намерены и уступать свою территорию. Обе страны считают территориальный спор своеобразным рычагом давления друг на друга. Поэтому государства выступают за урегулирование проблемы мирными средствами и путем переговоров, а также стараются не форсировать ее решение. Учитывая интересы сторон, можно предположить, что окончательное решение по территориальному вопросу будет найдено нескоро.

ь Страны занимают различные позиции по вопросу о сотрудничестве с Пакистаном.

Для Китая развитие дружественных связей с Пакистаном является своеобразным противовесом усилению позиции Индии в регионе. Несмотря на то, что Китай отрицает факт поставок ракетной технологии и других современных вооружений Пакистану, данный вопрос всегда поднимается в входе переговоров между Индией и Китаем. Со своей стороны, Китай постоянно подчеркивает, что не представляет угрозы для своих соседей.

ь Разработка Индией ядерной программы и мощное наращивание вооружения расцениваются Китаем как угроза стабильности в регионе и как вызов Китаю.

После серии атомных взрывов, проведенных Индией, многие страны, включая Китай, осудили действия Индии. Последние испытания Индией в середине января 2001 года нового носителя ядерного оружия - ракеты "Агни-2" с радиусом действия до 2,2 тысячи километров, способной нести заряд массой до одной тонны - вызвали у Китая серьезную обеспокоенность. По мнению китайского руководства Индия, таким образом, обозначила курс на эскалацию напряженности, на создание стратегической автономии с целью обогнать Китай. Все это создает в регионе предпосылку к росту вооружений.

Опасения Китая вызывает и увеличение Индией расходов на оборону - на 13,8% (или 13,3 миллиардов долларов) в 2001-2002 финансовом году (в 2000-2001 г. расходы на оборону увеличились на 28,2% после пограничного конфликта с Пакистаном в районе Каргиля летом 1999 г.). Статья расходов на оборону в основном увеличивается за счет закупок новых вооружений и военной техники.

Со своей стороны, Китай также объявил об увеличении своих бюджетных расходов на оборону в этом году на 17,7% (около 17 миллиардов долларов). В 2000 году оборонные расходы составили 12,1%. Данное решение можно расценивать как реакцию Китая в ответ на ухудшение геополитического фона - развертывание ядерной программы Индией, избрание президентом Тайваня проамерикански настроенного Чен Шуи-бяна, эскалацию напряженности в Афганистане.

Таким образом, развитие индийско-китайских отношений имеет определенный конфликтный потенциал, который, однако, сдерживается наличием следующих весьма мощных ограничителей, оказывающих значительное влияние на выработку окончательной политики стран в отношении друг друга:

ь Индия и Китай, преследуя цель как собственного усиления, так и возрастания роли региона в целом, разделяют мнение о необходимости установления многополярного мира и объединения усилий в его строительстве, выступают против доминирования США и запада в целом в современных условиях.

ь Обе страны выступают за региональную безопасность как фактор усиления своего экономического потенциала и, соответственно, геополитического влияния.

ь Оба государства объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом - факторами, оказывающими влияние на их территориальную целостность и безопасность.

ь Обе страны заинтересованы в торгово-экономическом сотрудничестве друг с другом.

ь Оба государства обладают технологией производства ядерного оружия.

Долгосрочное действие таких факторов, как, например, необходимость установления многополярного мира, противодействие политической, экономической экспансии США в современном мире, борьба за территориальную целостность и безопасность, определяет и долгосрочный характер индийско-китайского сотрудничества в целом.

Подкрепленное влиянием так называемого российского фактора, наличием схожих задач и целей, преследуемых и Россией, а также экономической целесообразностью и достаточно высокими темпами роста экономик стран, становится очевидным реальное укрепление сотрудничества в рамках "тройственного союза" между Россией, Индией, Китаем.

В настоящее время Индия, Россия, Китай рассматривают идею проведения трехсторонней встречи по вопросу о стратегическом партнерстве, пока на уровне экспертов - конференция политологов из трех стран может состояться уже в этом году в Пекине. Ряд встреч на уровне "back-track" - на "второй дорожке" - может стать предпосылкой к реальным будущим договоренностям в рамках данного союза между тремя державами.

В отличие от сотрудничества в рамках блока Россия - Индия - Китай (идея была выдвинута Россией, бывшим премьер-министром Е.М. Примаковым в 1998 году), контуры стратегического партнерства между Индией, Россией и Ираном стали вырисовываться только недавно, после принятия внешнеполитической доктрины России в 2000 году и активизацией политики РФ на Каспии и в Иране. На взаимоотношениях Индии с Ираном, и до этого отличавшихся высоким уровнем доверия, сказалось углубление сотрудничества России с Ираном.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: