Аляска и Юкон: древнейшие следы человека




 

Значительно более интересны находки из Американской части Берингии. Лесистые долины рек Центральной Аляски служили естественными путями миграции стад животных и следовавших за ними охотников. Интересно, что в финале плейстоцена (11.7—10 тыс. лет назад) здесь прослежены три различные культурные традиции.

Древнейшая из них получила название “ненана”. Судя по находкам с наиболее хорошо сохранившейся стоянки Броукен Мэммот, первые обитатели Аляски добывали бизона, лося, благородного и северного оленя, промышляли охотой на птиц и занимались рыболовством. Самая характерная разновидность каменных орудий культуры ненана — небольшой каплевидной формы наконечник типа чиндадн. Исследователи связывают распространение культуры ненана с первой волной переселенцев из Сибири, однако трудно указать на её прямых предков в Северной Азии. Общее сходство инвентаря культуры ненана с памятниками кловис на основной территории Северной Америки (см. далее) может указывать на то, что именно эта группа населения была предком палеоиндейцев.

К несколько более позднему времени относится культура денали. На ряде стоянок культурные слои денали залегают выше, чем комплексы ненана. Здесь найдены листовидные острия, двусторонне обработанные ножи, резцы, скребла. Облик каменных орудий денали ясно указывает на азиатские корни этой культуры. Исследователи единодушно связывают её происхождение с дюктайскими памятниками Алдана, реконструируя вторую волну миграций из Сибири.

Наконец, последняя из плейстоценовых культур Аляски — северная палеоиндейская. Основной памятник этой традиции, стоянка Мейза в арктической части Аляски, расположен необычно — на скальном останце, возвышающемся над равниной. Судя по преобладанию в инвентаре наконечников копий и отходов их изготовления, стоянка служила своеобразным наблюдательным пунктом охотников, занимавшихся, в ожидании приближения стад оленей, подготовкой охотничьего вооружения. Наконечники Мейзы аналогичны орудиям, применявшимся палеоиндейцами на западе США. Пока неясно, зародилась ли традиция изготавливать метательные наконечники на Аляске, или, напротив, какая-то группа палеоиндейцев проникла на север с основной территории Северной Америки.

 

Палеоиндейцы равнин

 

Выжженные солнцем долины. Склоны гор, поросшие сосной и можжевельником. Мы находимся в центре Северо-Американского континента, на краю Скалистых гор, вблизи простирающихся от Канады до Мексики Великих равнин. Именно тут, в малонаселённом штате Вайоминг (многие современные американцы затрудняются ответить, где этот штат находится), сосредоточены подлинные сокровища культур древнейших обитателей Северной Америки. Здесь расположена известная группа стоянок Хелл Гэп, где в пределах единой колонки отложений вскрыты остатки ряда последовательных обитаний человека, относящихся к разным традициям (гошен, фолсом, мидленд, эгейт бейсин и др.).

Подобные многослойные памятники справедливо именуются среди археологов опорными. Именно они дают надёжную основу, позволяющую установить последовательность смены древних культур, их связи с изменениями природной среды.

Богатая растительность Великих равнин в конце ледникового периода позволяла существовать огромному числу животных — мамонтов, бизонов, диких лошадей, антилоп. На юге паслись верблюды, тапиры и свиньи-пекари. Присутствовало здесь даже столь экзотическое создание, как наземный ленивец — травоядный гигант, достигавший более 5 м в высоту. Эти звери служили лёгкой добычей для хищников — крупных короткомордых медведей, гривистых волков, саблезубых кошек и львов.

Древнейшие памятники континента обозначаются археологами как культура кловис. Датировки указывают на её существование около 11 тыс. лет назад. Речь идёт о времени по условной радиоуглеродной шкале, соотношение которой с истинным, календарным временем сейчас уточняется. С введением поправки на калибровку сроки существования кловис заметно отодвигаются в сторону древности, до 13.5 тыс. лет. Наконечники культуры кловис отличаются характерными желобообразными сколами у основания, которые облегчали насаживание наконечника на древко копья. Подобная техника была неизвестна палеолитическим обитателям Старого Света, и можно полагать, что она представляла собой самое первое чисто американское изобретение. Изящество наконечников кловис делает их излюбленным предметом коллекционирования среди любителей археологии.

Абсолютное большинство этих наконечников, как и других, принадлежащих иным палеоиндейским культурам, найдено случайно, на поверхности. Однако известны и стоянки, располагавшиеся вблизи рек и ручьёв. На юго-западе США климат был более влажным, чем современный, и древний человек селился здесь на берегах высохших ныне пресноводных водоёмов. Кроме поселений, в особую группу выделяются места забоя или разделки туш павших мамонтов. Нужно сказать, что популярный с своё время в литературе образ могущественного охотника, с копьём в руке отважно преследующего мохнатого гиганта, не вполне соответствует реальности. Современный анализ показывает, что в большинстве случаев наши предки довольствовались остатками этих животных, погибших естественной смертью.

Зато вторгшись в “охотничий рай”, человек принялся активно истреблять других плейстоценовых обитателей равнин — бизона, лошадь, белохвостого оленя, антилопу, тапира, медведя, кролика, птиц. Охота дополнялась добычей черепах и рыболовством.

Одна из самых ярких черт культуры кловис — тайники, содержавшие отборные изделия из камня и кости. Обычно в их составе встречаются крупные, тщательно обработанные наконечники, заготовки для их производства и ножи. Из клада Ричи происходит великолепная серия стержней из кости мамонта или мастодонта.

 

Изделия из камня и кости охотников культуры кловис.

 

Поразительное единообразие внешнего вида находок от Атлантики до Тихого океана производит впечатление, что культура кловис свидетельствует об относительно быстром расселении по всему континенту группы охотников. В биологии известен эффект экспоненциального роста численности популяции, попавшей в свободную экологическую нишу. Вероятно, эту модель можно использовать применительно к распространению человека на незаселённой до того территории.

Есть и иные, косвенные свидетельства, говорящие о том, что охотники кловис действительно были первыми людьми на просторах Северной Америки. Во-первых, они использовали для изготовления орудий редкое высококачественное сырьё, которое тщательно сберегалось и переносилось на огромные расстояния (до 500 км!) от источников. Между тем во многих случаях принесённое издалека сырьё найдено в местах, где поблизости имеются породы, не уступающие ему по качеству. Во-вторых, несмотря на то, что Северная Америка необычайно богата пещерами и скальными убежищами, которые интенсивно осваивались в позднейшие периоды, следы ранних палеоиндейцев здесь единичны. Возможно, эти факты говорят о том, что первопоселенцы ещё не слишком хорошо изучили местность и не использовали всех возможностей, которые им предоставляла природа.

Период существования культуры кловис совпадает по времени с одним из самых массовых в истории континента вымиранием животного мира. С лица Земли исчезают мамонты, мастодонты, гигантские ленивцы — всего более 35 родов крупных млекопитающих. Вряд ли можно связывать эту катастрофу с деятельностью немногочисленных разрозненных групп древних охотников. Скорее всего причиной послужили изменения климата. Та же причина привела 11—10 тыс. лет назад к приходу на смену кловис новых культур, определяемых по разнообразным типам наконечников. Если фолсом продолжила традицию изготовления наконечников с желобами, то в других комплексах (гошен, эгейт бейсин) обнаруживались двусторонне обработанные наконечники без желобка. Эти культуры занимают уже меньшую территорию, чем кловис; появляется определённое разнообразие региональных традиций в изготовлении орудий из камня.

Гошен открывает серию культур, которые специализировались на массовой добыче бизона. Наиболее яркие археологические памятники — места сезонного забоя стад этого зверя. Кроме того, в число охотничьей добычи входили олень, вилорогая антилопа, верблюд, горный баран, лось. Начиная с эпохи фолсом человек обретает верного помощника в охоте — собаку. Жилые стоянки преимущественно связаны с дюнами и речными террасами на севере Равнин, дюнами и озерно-болотными отложениями на юге. Здесь открыты остатки очагов, а в нескольких культурных слоях упоминавшейся стоянки Хелл Гэп выявлены столбовые ямки — следы опор лёгких наземных жилищ. Кроме орудий из камня и кости, найдены украшения — бусы, подвески, диски. К культуре фолсом относится древнейшее свидетельство изобразительной деятельности в Новом Свете. Речь идёт о находке со стоянки Купер в Оклахоме. Этот памятник хранил следы нескольких разновременных эпизодов истребления стад бизонов и состоял из мощных костеносных слоёв. В основании одного из них археологи обнаружили череп бизона с зигзагообразной линией, прорисованной красной минеральной краской (охрой). Можно представить себе, что древние охотники положили разукрашенный череп зверя на место будущей охоты, чтобы магическими действиями обеспечить себе успех.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: