В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса». М.В.Ломоносов.
(Конспект урока литературы. 5 класс)
Цели:
- знакомство с биографией писателей: В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова;
- формирование навыков лексической работы, выразительного чтения и чтения по ролям, исследовательской работы с текстом;
- формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе составления комментария лексики басен.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Проверка домашнего задания.
- Когда возникла басня?
- Какие сюжеты использовали русские баснописцы?
- Назовите имена русских писателей, обратившихся в своем творчестве к событиям современной жизни.
- Что остается неизменным в басне на протяжении многих веков ее существования?
- Сформулируйте определение басни.
- Что такое мораль и аллегория?
Сегодня на уроке мы будем говорить о русских писателях, внесших свой вклад в развитие жанра басни. Это Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 году в Астрахани в семье священника. Первоначальное образование получил в школе монахов, затем три года обучался в московской Славяно-латинской академии.
Увлеченный словесностью, Тредиаковский поступил в академию в класс риторики. Там он сочинил первые стихи и две драмы. Он отправился за границу, чтобы получить больше новых знаний.
Оказавшись в Голландии, он около двух лет занимался французским языком, знакомился с европейской литературой, затем пешком отправился в Париж.
Когда Тредиаковский вернулся в Россию, сразу с жадностью включился в литературную жизнь России.
Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он зло высмеивал пороки людей.
Умер писатель в Санкт-Петербурге в 1768 году.
Василий Кириллович Тредиаковский – поэт, переводчик, ученый-филолог, вошел в историю русской литературы как реформатор стихосложения.
Неутомимый экспериментатор, глубоко постигший природу стихосложения и особенности русского литературного языка.
Выразительное чтение учащимися басни «Ворон и Лиса».
- С кем сравнивает Лиса Во/рона? Почему?
Зевсова птица – птица, ведущая свой род от Зевсова орла. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправился в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нем благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орел. На скипетре Зевса был орел. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии. Для того чтобы добиться своих корыстных целей.
- Каковы особенности языка басни В.К. Тредиаковского?
Опираясь на античную традицию, автор пользовался главным образом словами высокого, книжного стиля, старославянскими словами (глас, песнь)
- На прошлом уроке, когда мы начали говорить о басне, мы познакомились с термином аллегория. Помимо аллегории, в баснях (как и в других произведениях) писатели очень часто используют такой прием как инверсия. Откроем тетради и запишем определение данного термина.
Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи (сказуемое-подлежащее, существительное-определение). Давайте найдем в басне В.К.Тредиаковского примеры инверсий.
Тредиаковский старался использовать в своих произведениях как можно больше инверсий, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Это иногда затрудняло понимание текста.
- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского?
Язык басни отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями.
Немало басен написал и Михаил Васильевич Ломоносов. Давайте знакомиться с его биографией творчеством.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии. Отец его плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Мальчик рано обучился грамоте, пристрастился к чтению.
В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву. Поступил в славяно-греко-латинскую академию. Он уверенно и быстро обогнал большинство своих одноклассников. После окончания академии в числе лучших был послан в Германию для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные знания в области химии, физики, механики, хорошо изучил немецкий, французский и английский языки. Вернувшись в Россию, Ломоносов напряженно работал как ученый. Научные открытия его следовали одно за другим. Он впервые ввёл в русский язык слова: термометр, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр и др., создал научно-исследовательскую лабораторию, являлся первооткрывателем ряда важных законов и явлений. Один из физических законов назван «законом Ломоносова». Михаил Васильевич стремился проникнуть в тайны языка. Ему принадлежат труды по красноречию. Усиленно и плодотворно продолжал заниматься литературным творчеством: писал басни, торжественные оды, стихотворения. Одним из важнейших для России дел М.В.Ломоносова было основание по его инициативе в 1755 году Московского университета, который носит его имя.
Выразительное чтение басни «Случились вместе два Астронома в пиру»
- Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним слова, близкие по лексическому значению, из современного языка.
- Сформулируйте мораль басни.
- Почему серьезной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
Конечно же, говоря о русской басне нельзя вспомнить имя Александра Петровича Сумарокова. Обратимся к его творчеству.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Александр Петрович Сумароков родился в старинной и богатой дворянской семье.
Первоначальное образование Сумароков получил под руководством отца, затем поступил в шляхетский корпус и окончил его, состоял адъютантом у графа Головкина, затем у графа Разумовского, был директором Российского театра. Когда к власти пришла Екатерина II, он встал в ряды ее приверженцев, но вскоре отношения с императрицей испортились и он уехал в Москву.
Сумароковым создано около четырехсот басен, в которых преобладает простой язык, близкий к разговорному, и живые картинки нравов. Высмеивая пороки басенных героев, он стремится вызвать у читателя смех, который поможет искоренить недостатки.
Последние годы жизни писателя пришли в нищете. Его дом и имущество были проданы в уплату налогов.
Выразительное чтение басни «Ворона и Лиса» по ролям
- Ребята, вам, наверное, было нелегко читать басни Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова? В чём вы испытывали основное затруднение?
- Сравните басни Сумарокова и Тредиаковского. Что в них общего и чем они отличаются?
- В басне В.К.Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. С кем сравнивает Лиса Ворону в басне А.П.Сумарокова?
С попугаем и павлином.
Попугай – символ имитации, повторения без понимания. В российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение распустил хвост, как павлин приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости.
- Понимает ли Ворона смысл сравнения?
- О чем это свидетельствует?
- Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лиса?
Сопоставление басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского позволяет говорить о процессе формирования басни как жанра «низкого» стиля, связанного прежде всего с разговорной и фольклорной речевой стихией.
Домашнее задание
1. Стр.75 – 76 – прочитать, пересказать.
2. Выразительное чтение басен «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».
3. Стр. 78 – ответить на вопросы.
Индивидуальное задание:
1. Подготовить сообщение о И.А.Крылове.
2. Подготовить выразительное чтение наизусть басен «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».