Конспект в тетради учащихся




Анищенко А. Ю.

Урок «Европа на рубеже XVIII-XIX вв.»

Г» класс

 

Образовательные цели:

1) создать представление о становлении индустриального общества в государствах Европы на рубеже веков, процессах модернизации и их итогах.

2) создать условия для усвоения учениками важнейших черт индустриального общества.

3) способствовать усвоению учащимися знаний о новейших изобретениях человечества и их влиянии на важнейшие сферы жизни человека.

Воспитательные цели:

1) продолжить формировать уважения к культуре и традициям разных народов;

2) создать представление о модернизации как двигателя прогресса;

3) подвести учащихся к осознанию необходимости бережного обращения с природой как основном условии сохранения нашей цивилизации.

Развивающие цели:

1) развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты.

2) продолжить формирование умений учащихся сравнивать, сопоставлять экономические, политические и социальные процессы.

Тип урока: урок изложения новых знаний

Средства обучения: Историческая карта, видео; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Учебная и методическая литература:

1) Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913: Учеб. для 8 кл. – 2003 г.

2) Волков К. В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913. – 2006 г.

3) Кочетов Н. С. Новая история. 1800-1913. 8 класс: поурочные планы по учебнику Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913. – 2006 г.

4) Тесты по истории Нового времени. 8 класс. – 2010 г.

5) Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – 2002 г.

6) Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – 1999 г.

7) История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. – 2012. + атлас.

Ход урока:

Вопросы темы и приемы их изложения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент (2 мин.)
Приветствие Перекличка Настрой Вводное слово   Переход Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь. Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю) На прошлых уроках вы изучали Историю России на рубеже XVIII-XIX вв. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с теми явлениями, которые царили в этот период в Европе.  
Слайд 1   Слайд 2     Целевая установка Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Европа на рубеже XVIII-XIX вв.». В конце XVIII века завершился период раннего нового времени. Главным содержанием этой эпохи для стран Европы стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального устройства мира, время которого совпало с началом XIX столетия. В ходе урока нам предстоит определить, какие изменения претерпевала Европа в этот период истории, рассмотреть процесс становления индустриального общества, а также определить его важнейшие черты и достижения эпохи. Записывают тему в тетрадь     Принимают цель  
Изучение нового материала
 
1. Вводная часть. (7-8 мин.) вводная фронтальная беседа     Слайд 3   Объяснение   Слайд 4   Аналитическая беседа   Образное повествование с элементами беседы аналитической   Слайд 5-8     Слайд 9 Вывод и переход к следующему вопросу ü Ребята давайте для начала вспомним, какие черты являются определяющими для традиционного общества, а какие для индустриального?     Переход одного общества в другое происходит в процессе модернизации. ü А что такое модернизация?(Каждый из вас сейчас изучает англ.яз., в котором есть слово modern. Как оно переводится? –современный).       Таким образом, модернизация это длительный и очень сложный процесс, охватывающий все сферы жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития. ü Как вы думаете, этот процесс проходил во всех странах Европы равномерно? В связи с этим принято выделять 3 эшелона модернизации: -Первый эшелон - страны старого капитализма, где индустриальное общество развивалось эволюционным естественным путем (развитие совпадало с началом Нового времени). ü Какие государства можно отнести к 1 эшелону? -Второй эшелон – это страны молодого капитализма, где модернизация проводилась в основном за счет целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская империя). - в роли 3-го эшелона выступают государства, где преобладали нормы традиционного общества, и процессы модернизации распространялись очень ограниченно (например, Испания, Португалия). ü К какой группе стран, по вашему мнению, можно отнести Российскую империю? (вспомните материал предыдущего урока). Итак, в к. XIX – н. XX в. в Западной Европе в процессе модернизации происходит перерастание от традиционного общества в общество индустриальное. Как уже было сказано, модернизация затрагивает все сферы жизни общества, ведущее значение среди которых играет экономика. Отвечают: Для традиционного общества -господство с/х; -ручного труда; -традиций; -преобладание натурального хозяйства. Для индустриального общества -господство рыночных отношений; -развитая промышленность; и т. д. Отвечают: -изменения в соответствии с требованиями современности; -придание современного характера чему-либо; и т. д.     Отвечают: Нет.     Отвечают: Англия и Франция.   Ответить: Ко второй.  
2. Экономическая сфера. (8-9 мин.) Контрольная беседа Слайд 10 Конспективное повествование Аналитическая беседа Слайд 11   Конспективное повествование     Аналитическая беседа Слайд 12 Слайд 13   Вывод и переход к следующему вопросу. В экономической области проявлением модернизации является индустриализация. ü Что такое индустриализация. (Вспомогательные вопросы: В Барнауле есть индустриальный район, почему его так назвали? В англ. яз. есть слово industry. Как оно переводится на русский язык?) Итак, индустриализация это переход от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства. ü А чем отличаются мануфактура от фабрики? (кустарное производство-мануфактура-фабрика) Это время революции в промышленности. Появляется новая отрасль машиностроение. Одним из первых выдающихся изобретений рубежа XVIII-XIX вв. был токарный станок Модслея, который заменил труд в трех операциях, требовавший обработки металла. ü Как вы думаете, этот станок уступает ручному труду? Он работает в одном темпе, выполняя при этом работу с высокой точностью и т. д. ü Скажите с изобретением токарного станка Модслея производство должно возрасти? Производительность труда резко возрастает. И как только промышленники поняли преимущество этого изобретения стали активно внедрять его в свое дело. Таких изобретений было множество (например, на текстильных предприятиях механизировали нанесение рисунка на ткань, что давало возможность двоим рабочим делать то, над чем прежде трудились 50 человек.) Но одного производства было мало, необходимо было быстро и качественно продать свою продукцию, доставить сырье на фабрику. ü А что для этого требовалось? В 1925 г. В Англии Джордж Стефансон талантливый самоучка построил первую в мире железную дорогу, а затем и паровоз. Это являлось только началом. ü Как вы думаете, в чем достоинства ж/д транспорта?   Параллельно создавались и новые виды водного транспорта. Теперь конкуренцию парусному флоту составило строительство пароходов. ü Ребята давайте подумаем, почему с точки зрения модернизации пароход лучше парусного судна? Ведь парусные корабли такие красивые, могут развивать достаточно большую скорость. Достижения в средствах транспорта на этом конечно не заканчивается, как впрочем, и во всей экономической области (создание первого автомобиля инженером Эвансом). Таким образом, рубеж веков ознаменовал собой начало века великих достижений и прежде всего в промышленности. Как вы думаете, ребята изменения в экономике повлияли на социальную структуру общества? Отвечают: - значительное увеличение промышленности в экономике; -создание крупной технической промышленности. Отвечают: -мануфактура-ручной труд; -фабрика –машинный труд.     Отвечают: нет.     Отвечают: да.     Отвечают: Развитие транспорта.   Отвечают: -быстрые перевозки; -перевозить можно больше товаров.     Отвечают: -движение парохода не зависело от ветра.      
3. Социальная сфера (9-10 мин.) Слайд 14 Аналитическая беседа     Конспективное повествование   Аналитическая беседа       Обобщение с опорой на схему   Переход к следующему вопросу. Модернизация затронула и сельскохозяйственное производство. На смену деревянным пришли орудия из железа и стали. Здесь стала применяться новая техника: на полях появились сеялки, молотилки усовершенствованные плуги. ü Скажите урожайность увеличится?   ü А что является социальным следствием увеличения урожая? В результате высвобождалось много рабочих рук. Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. ü Как вы считаете, куда они пойдут? Изменения коснулись и социальной структуры общества. ü Вспомните, какие основные слои населения существовали в традиционном обществе? Откройте учебник и прочитайте текст на стр. 24-25 и ответе на вопрос: Что изменилось в социальной структуре общества? ü Почему средний класс получил такое название? Перемены в социальной и экономической жизни общества повлекли за собой изменения в политической сфере государств Европы.   Отвечают: да.   Отвечают: Увеличение рождаемости. Отвечают: В крупные города и промышленные центры. Отвечают: Для среднего класса характерно устойчивое материальное положение, многие его представители работали по найму.  
4. Политическая область (5 - 6 мин.) Конспективное повествование     Контрольная беседа     Проблемный вопрос     Вывод В политической области модернизация проявлялась в демократизации государства и общественной жизни. В ходе революций и реформ идет перестройка государственной власти, к которой больше не относились как к проявлению воли Бога. До революций и реформ во главе английского и французского государства стоял ничем не ограниченный монарх, в руках которого была сосредоточена вся законодательная, исполнительная и судебная власть. ü Как называется такая форма правления? ü Вспомните, какая форма правления существовала в Англии и Франции после преобразований? ü Дайте определение терминам ограниченная монархия, республика? ü Как вы думаете, где и почему был, достигнут наибольший эффект? Аргументируйте свой ответ.     Итак, модернизация в политической структуре общества проявлялась в трансформации государственной власти в результате революции или реформ в сторону демократизации.     Отвечают: абсолютная монархия. Отвечают: -Фр. – республика, Англия – ограниченная (конституционная) монархия. Отвечают: Ограниченная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть монарха ограничена представительным органом. Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
  Закрепление (4 - 5 мин.)  
Обобщающая беседа Слайд 15-20. Итак, мы с вами рассмотрели процесс становления индустриального общества, и определили изменения, которые происходят в различных сферах жизни Европы на рубеже веков. Давайте еще раз вспомним эти изменения. Таким образом, становление индустриального общества в процессе модернизации привел к кардинальному изменению положения во всех сферах жизни общества.    
Домашнее задание (1 мин.)
  Для всех: §1-2 таблица + и – модернизации в Европе (письменно в виде таблички).  

Конспект в тетради учащихся

«Европа на рубеже XVIII-XIX вв.»

Модернизация - это длительный и очень сложный процесс, охватывающий все сферы жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития.

1.) Экономика.

Индустриализация - переход от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства (от ручного к машинному).

1800 г. – изобретение токарного станка Модслея, который заменил труд в трех операциях.

1825 г. Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу.

1803 г. – испытание 1-го парохода Фултона.

 


Рубеж веков ознаменовал собой начало века великих достижений и прежде всего в промышленности.

2.) Социальная сфера:

ü применение новых видов техники в сельском хозяйстве (сеялки, молотилки, усовершенствованные плуги);

ü рост городов;

ü Изменения в социальной структуре общества:

 

 

 

В социальной структуре происходит увеличение численности буржуазии и наемных рабочих, численность же дворян-землевладельцев и крестьян уменьшается.

3.) политическая сфера: смена форм правления от абсолютизма к ограниченной (конституционной) монархии, республике.

Ограниченная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть монарха ограничена представительным органом.

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: