Методика закаливания детей до 3 лет жизни.





Материалы к лекции 3.

Физиологическая сущность, средства и принципы закаливания.

Виды закаливания и методика их проведения.

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Закаливание – важнейший профилактический фактор.

Физиологическая сущность закаливания – широкое физиологическое воздействие на организм: у ребенка вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, ребенок менее подвержен заболеваниям, легче справляется с ними. Применение отрицательных раздражителей (холодного воздуха, воды, солнца) в малых дозах способствует выработке общей защитной реакции организма. Закаливание приводит к тому, что ответная реакция организма становится более экономной, сводится к максимально быстрому изменению просвета сосудов, что обеспечивает поддержание необходимой температуры в организме, его нормальную жизнедеятельность.

Принципы проведения закаливания

· Систематичность (систематическое проведение процедур, без перерывов; первый эффект проявляется через 3 месяца от начала процедур; при прекращении процедур выработанные условные рефлексы быстро угасают)

· Постепенность (постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учетом самочувствия ребенка)

· Учет индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья, условия жизни, индивидуальные особенности организма ребенка)

· Проведение закаливающих процедур только при положительной реакции ребенка

Требования к организации закаливания

1. Комплексная оценка здоровья ребенка, учет противопоказаний:

· Менее 5 дней после выздоровления или профилактической прививки

· Менее 2 недель после обострения хронического заболевания

· Острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения кожи

· Высокая температура в вечерние часы

· Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей

· Протест и страх ребенка, повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость, ухудшение сна

· Температура окружающего воздуха ниже нормы

2. Определение группы закаливания

· Основная группа (практически здоровые дети, с функциональными отклонениями в состоянии здоровья при условии, что они уже закаливались ранее)

· Ослабленная группа (дети с функциональными отклонениями, впервые приступающие к закаливанию, часто болеющие, с хронической патологией, после длительной болезни)

3. Определение типа и дозировки закаливания, выбор адекватного метода

4. Корректное проведение закаливающих процедур

Приложение к лекционному материалу

Закаливающие процедуры

 

Процедура Время проведения Продолжительность
до 3-х лет 3 - 7 лет
Прогулка и игры на воздухе Утром и днем Осенью и зимой, не реже 2 раз по 2 ч; летом 6—8 ч Осенью и зимой по 2—2,5 ч; летом как можно дольше
Дневной сон на воздухе Утром или после обеда Грудным детям 2—3 раза по 1,5—2 ч; старшим— 1 раз 1 раз по 1,5— 2 ч
Воздушные ванны Утром или после дневного сна Осенью и зимой в комнате 2—3 раза по 2—15 мин и дольше; летом на воздухе 30—60 мин Осенью и зимой в комнате, начинать с 5— 10 мин до 30— 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздушные ванны 10— 60 мин и дольше
Солнечные ванны В средней полосе 9—11 ч Для детей старше года начинать с 1— 2 мин до 20 мин (на все стороны тела) 4—40 мин. (на все стороны тела)
Обтирание Рано утром или до дневного сна 1—2 мин 2—3 мин
Обливание Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом) 30—40 сек 40—90 сек (в зависимости от возраста)
Душ Утром перед едой или перед дневным сном После 1,5 года по 30—40 сек Не дольше 90 сек
Купание в реке, озере 9—11 ч После 2 лет по 2—6 мин 6—8 мин
Массаж и гимнастика для грудных детей Утром через 40—60 мин после еды 1—2 раза по 5—10—12 мин в зависимости от возраста -------
Гимнастика Через 20—30 мин после завтрака 1,5—2 года по 8—10 мин; после2летпо 12—15 мин 3—4 года по 12—15 мин, 5—6 лет — по 20 мин. До 7 лет по 25—30 мин

 

Методика закаливания детей до 3 лет жизни.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой применяют детям первого месяца жизни. При этом достаточна температура воды 36—36,5°.
В первом полугодии вода 35—36°, после 6 месяцев ее постепенно понижают и доводят до 32—33°. Детям в возрасте до года ванны с температурой воды ниже 30° не рекомендуются. Продолжительность этих процедур 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из воды и, держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, которая на 1—2 градуса холоднее, чем была в ванне. Такое обливание делают детям старше 6 месяцев.

Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.

Обливание ног производится следующим образом. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям, начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.

Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.

Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.
Купать в озере, реке можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре. Начинать можно с 2—3 кратковременных погружений в воду. Затем длительность купаний увеличивается до 2—-3 минут, а по мере привыкания — до 5—6 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.

Прогулки на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Необходимо обеспечить двигательную активность ребенка на прогулке.





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.