Артикуляционная гимнастика для губ и щек.
1. Надувание обеих щек одновременно.
Катинка
2. Надувание правой и левой щек попеременно.
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.
4. Попеременное надувание и втягивание щек.
====================================================================================
5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам (21), а затем вновь спокойно смыкаются.
2 картинка
6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях.
3 картинка
7. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой при разомкнутых челюстях.
8. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (23).
9. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам (32).
10. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.
11. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц
1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
4 картинка
2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Движение нижней челюсти вперед на счет «три»:
3. движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим. Дыхание через нос.
4. Имитация жевания.
5. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик языка у нижних резцов.
6. Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»).
7. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
Упражнения для языка
1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов.
|
2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу лопатой. Языку придается плоская широкая форма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то произносить с вялым языком пя-пя-дя, бя-бя-бя.
5 картинка
3. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка наружу иголочкой, языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. (Можно помочь ребенку, если предложить дотянуться языком до конфеты).
6 картинка
4. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом». Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
5. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта.Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
7 картинка
6. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
8 картинка
7. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кончик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
|
8. Рот закрыт(открыт). Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась
9 картинка
9. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
10. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
11. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны. (Это упражнение хорошо укрепляет кончик языка. Начинаем делать это упражнение со столовой ложкой постепенно заменяя на меньший размер, что развивает тонкие движения языка)
12. Губы в улыбке. Закусывать зубами боковые края языка, оставляя свободным только его кончик; при этом положении языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне. Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
13. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
10 картинка
14. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой» - боковые края и кончик языка поднимаются вверх, спинка посредине ямкой опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя губа не поддерживала язык.
|
11 картинка
15. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой». Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
16. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т (д-д-д), постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке.
17. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не подвижны.
12 картинка
18. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком положении языка. Губы в улыбке.
19. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная.