Вопрос 2. Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности блага.




Тема 4: Теория потребительского поведения. Общая и предельная полезность. Равновесие потребителя.

Вопросы:

Доходы потребителей, их виды и классификация.

Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности блага.

Потребительский выбор и максимизация полезности (благосостояния потребителя).

Моделирование потребительского поведения: кривые безразличия и бюджетное ограничение (бюджетная линия). Оптимум потребителя.

Изменение оптимума потребителя при изменении цены товра. Кривая «Цена-потребление».

Изменение оптимума потребителя при изменении дохода. Кривая «Доход-потребление». Кривая Энгеля.

Эффект замещения (замены). Эффект дохода.

 

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках, Поэтому справедливо утверждение, что «Производство служит потребителю, а не наоборот, и что покупатель всегда прав».

Каждый потребитель вынужден решать для себя три вопроса: 1) что купить? 2)сколько стоит? 3) хватит лu денег на покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий – определить доход потребителя. Эти три понятия – полезность, цена, доход – составляют содержание теории потребителя. Все они взаимосвязаны, и нам предстоит определить эту взаимосвязь.

Вопрос 1. Доходы потребителей, их виды и классификация.

Потребительское поведение обусловлено, прежде всего, доходами потребителей, которые распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности, покупаемых благ.

Виды личных доходов.

Личный доход имеет несколько разных источников:

- заработная плата и жалованье;

- рента от собственности;

- дивиденды на акции;

- процент от сбережений;

- пенсии и пособия по социальному обеспечению (государственные пенсии и пособия по безработице).

Классификация личного дохода:

1. Валовой личный доход – общая сумма личного дохода, полученного из всех источников.

2. Личный доход после уплаты налогов = Валовой личный доход – Подоходный налог – Взнос в пенсионный фонд.

3. Реальный доход после уплаты налогов: это количество товаров и услуг, которые можно купить на доход после уплаты налогов, т.е. покупательная способность денежного дохода.

Реальный доход может падать и при увеличении денежного дохода. Например, если денежный доход увеличится на 8%, а цены за этот же период возрастут на 10%, то реальный доход уменьшится.

Личный доход после уплаты налогов можно направить на потребление или отложить (сбережение).

Потребление означает: применение, использование, употребление любого экономического продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.

Различают:

1. Личное и семейное потребление:

- продукты питания;

- одежда;

- обувь;

- жилье;

- личный и общественный транспорт;

- топливо, электроэнергия;

- предметы хозяйственного обихода и домашнего пользования;

- бытовые услуги;

- предметы культурного назначения, духовные ценности, знания.

2. Производственное потребление осуществляется на предприятиях, в организациях и выражается в использовании сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, информации, знаний, средств производства, зданий и сооружений.

3. Общественное потребление означает использование материальных и духовных ценностей для удовлетворения потребностей государства в обороне, защите и восстановлению окружающей среды, охране правопорядка и безопасности людей, охране здоровья, образовании, науке, культуре, физической культуре и спорте, отдыхе, внешних связей, международных контактах.

В каждой семье, как и в фирме, и в государстве, часть денег тратится, а часть накапливается на крупные покупки, откладывается для целей будущего потребления.

Но основная часть расходов идет на текущее потребление (в большинстве случаев).

Объем и структура потребления отдельного человека, семьи зависит от:

- уровня доходов;

- цен (наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров);

- личных предпочтений потребителей, их вкусами, отношением к моде, дизайну, рекламе.

Неизменным лишь является то, что кривая индивидуального спроса и общего рыночного спроса является нисходящей и наклонный вид кривой спроса.

 

Вопрос 2. Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности блага.

 

Под полезностью в экономике понимают способность товаров, вещей, услуг удовлетворять потребности людей. Но, например, с точки зрения медицины курение вредно для здоровья, поэтому нельзя считать это полезным. Но так как у ряда людей появляется потребность в курении, есть спрос на сигареты, то для этих людей сигареты обладают субъективной полезностью, в экономическом смысле слова. Таким людям курение приносит удовлетворение. Данный пример наглядно показывает, что полезность есть индивидуальная, субъективная категория.

Но при этом существуют определенные трудности в количественном определении полезности. Ведь у каждого человека есть своя мера и своя шкала предпочтений (список товаров и услуг). В лучшем случае потребители способны судить о полезности путем сравнения уровня полезности от объема потребления. Например, потребитель может утверждать, что съесть два яблока полезней, чем одно.

Поэтому в экономическую теорию, пытаясь обойти эту трудность, ввели условные универсальные единицы полезности, которые получили название «ютелей» (utility – англ. полезность).

В теории полезности различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – удовлетворение потребностей, которое получает потребитель от потребления всего объема использованных благ и услуг.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении потребления на одну (последнюю) единицу.

Но для потребителя, приобретающего очередную последнюю единицу товара, важна не общая полезность уже приобретенных и потребленных им благ, а полезность этой дополнительной единицы. Так как именно предельная полезность влияет на спрос и на ценовую реакцию потребителя по отношению к представленным на рынке товарам.

Принцип действия закона убывающей предельной полезности блага, основан на утверждении, что самое большое удовлетворение потребителю приносит потребление первых единиц блага. Например, первый глоток воды – самый сладкий, первая конфета – самая вкусная и т.д.

Закон убывающей предельной полезности блага гласит, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше дополнительная полезность каждой последующей единицы этого блага, следовательно, потребитель проявляет больший интерес к приобретению первых единиц товара, чем последующих.

Закон убывающей предельной полезности действует на определенном отрезке времени, соответствующем периоду потребления данного блага. Например, вторая порция мороженного, употребленная сразу после первой порции приносит меньшее удовлетворение. Но если первая порция съедается сегодня, а вторая завтра, то убывания предельной полезности может и не наблюдаться.

Из истории вопроса.

Понятие полезности было введено в научный оборот английским философом И. Бентамом. В настоящее время оно занимает одно из центральных мест в экономической науке наряду с понятием стоимости. Не будет преувеличением сказать, что, по существу, вся наука о рыночной экономике держится на двух теориях: полезности и стоимости. Что же такое полезность?

Если обратиться к истории экономической мысли, то увидим, что понятие полезности неодинаково толковалось сменявшими друг друга экономическими школами и направлениями. Первоначально экономисты пыта­лись установить связь этого понятия с понятием стоимости. Так, в конце ХVIII — начале XIX в. французы А. Тюрго и Э. Кондильяк выводили стоимость вещи из объективно существующей полезности (стоимость имеет все то, что полезно, то, что позволяет удовлетворять определен­ные человеческие потребности). Однако приведенные А. Смитом примеры, в частности пример с водой и алмазами, поколебали эту точку зрения. В марксистской политической экономии полезность (т.е. способность вещи удовлетворять чью-либо нужду) рассматривалась как объективное свойство товара и вменялась самому "товарному телу'".

Экономисты австрийской школы, внесшие заметный вклад в разра­ботку этой важной, но нередко трудноуловимой категории, дали субъек­тивную трактовку полезности. Разработанные ими принципы анализа по­лезности легли в основу теории потребительского поведения и являются общепризнанными в современной экономической теории. Они показали, что материальные блага важны не сами по себе, а потому, что с их помощью люди удовлетворяют те или иные потребности: утоление голода, защита от непогоды, домашний комфорт. Каждый индивид по-своему оценивает то или иное благо: в зависимости от своих вкусов и предпочтений, от количества данного блага, которым он располагает и т. п. Одним словом, полезность — это суждение потребителя о благе.

В работах австрийских экономистов речь идет не о полезности благ вообще, например хлеба или воды, а о полезности определенного количе­ства того или иного блага. Это значит, что поскольку человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребителей. Представители австрийской школы, опираясь на реальные явления, сформулировали вывод о том, что потребляемые последовательно части какого-то блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Правда, принцип убывающей полезности впервые был обоснован не­мецким экономистом и математиком Г. Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на негo никто не обратил должного внимания, после чего автоp изъял весь тираж своей книги ""Развитие законов человеческою взаимодействия" из продажи, а вскоре и умер. Только в 1878 г. уже после смерти ученого, был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе имевшихся в нем положений и выводов экономисты впоследствии сформулировали два закона, вошедшие в науку как первый и второй закон: Г. Госсена.

Первый закон Госсена гласит: при последовательном потребле­нии единиц блага их полезность падает. В работах австрийских эко­номистов, которые независимо от Госсена пришли к аналогичному выво­ду, этот закон получил название закона убывающей предельной полезности.

Итак, функция полезности — это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U= f (Q1),

где U – полезность блага:

Q1 – последовательные части блага.

На рис. 1 видно, что максимальная полезность TU достигается в точ­ке А, от потребления 4-й единицы блага, однако предельная полезность при этом равна нулю (точка А' на рис. 1,б). Это значит, что благо пол­ностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление прино­сит вред (MU отрицательная), то общая полезность снижается (отрезок АВ на рис. 1,а).

Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не обшей, а предельной его полезностью для потребителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: