Ремонт палатки, рюкзака, одежды. Порванные места обычно зашивают нитками или наклеивают заплаты с помощью клея БФ-б. Клеем смазывают соединяемые поверхности, дают им высохнуть, опять смазывают, подсушивают, после чего соединяют. Место соединения желательно подвергнуть термообработке - прижать горячими камнями (вместо проглаживания утюгом). Небольшие отверстия заклеивают полоской лейкопластыря или изоляционной лентой.
Ремонт оболочки байдарки. Производят в следующем порядке: вырезают резиновую заплату по форме и размерам порванного места с припуском 4 - 6 см по периметру; зашкуривают склеиваемые поверхности наждачной бумагой или напильником; удаляют резиновую стружку; промывают поверхности очищенным бензином; наносят пальцем на латку и оболочку тонкий и ровный слой резинового клея и дают ему просохнуть в течение 5 - 10 минут («до отлила»); повторяют смазку и выдержку и, наконец, накладывают заплату на поврежденное место и прижимают по всей поверхности.
Если отверстие небольшое, то его наспех заделывают с двух сторон лейкопластырем. При значительном повреждении оболочки ее приходится сначала сшить суровыми нитками, а потом уже клеить.
Поломанные стрингеры и шпангоуты восстанавливают с помощью деревянных шин.
Ремонт лыж. Сверху лыжи накладывают фанерную шину, а на скользящую поверхность - шину жестяную, повторяющую своими изгибами желоб лыжи. Если поломки нет, а появилась трещина, это место надо сразу же укрепить жестью или алюминиевой пластинкой.
Для качественного ремонта можно использовать эпоксидную смолу холодной полимеризации и стеклоткань. Свежеприготовленным клеем обмазывают обломки лыж, тщательно складывают их и, если надо, укрепляют стеклотканью. Склеенное место помещают недалеко от печки: смола затвердевает при температуре 30 - 50° за несколько часов.
|
При наложении шин и перестановке креплений отверстия для шурупов делают с помощью сверл, Шурупы перед ввинчиванием смазывают жидкой лыжной мазью.
Ремонтный набор
(из расчета на группу в 6 - 8 человек)
Наименование | Количество штук. в путешествиях | |||
пешем | горном | водном | лыжном | |
Напильник трехгранный | ||||
Надфиль | ||||
Пассатижи малые универсальные | 1-2 | 1-2 | ||
Шило | ||||
Отвертка большая | 1* | 1* | ||
Отвертка малая | ||||
Сверла (2 - 5 мм), буравчик | - | - | ||
Оселок (брусок) | - | |||
Набор швейных игл | ||||
Набор сапожных игл | ||||
Английские булавки | 10-15 | 10-15 | 10-15 | 10-15 |
Крючки, кнопки платяные | 10-15 | 10-15 | 10-15 | 10-15 |
Наперсток | ||||
Нитки швейные (черные, белые) № 10-20 в катушках | ||||
Штопка (в мотке) | ||||
Дратка, суровые нитки (в мотке) | ||||
Тесьма резиновая, м | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 |
Киперная лента, м | 10-15 | 10-15 | 10-15 | 10-15 |
Изоляционная лента (в мотке) | - | - | - | 2-3 |
Пластины дюралевые (жестяные) 100х200 мм, толщиной 0,5-0,8 мм | - | - | - | 2-3 |
Проволока медная толстая,м | - | |||
Проволока медная мягкая, м | 3-4 | 3-4 | ||
Шплинты | - | - | - | 3-4 |
Шайбы | 3-5 | 3-5 | 5-10 | 5-10 |
Шурупы различные | 5-10 | 5-10 | 15-20 | 30-40 |
Болтики с гайками | 3-5 | 3-5 | 5-10 | 5-10 |
Гвозди разные мелкие | 10-15 | 10-15 | 20-30 | 30-40 |
Гвозди разные длинные (12-15 см) | - | - | 30* | - |
Заклепки алюминиевые | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 |
Фанера десятислойная 90х150 мм | - | - | 1-2* | 1-2 |
Кольца для лыжных палок | - | - | - | 1-2 |
Нос лыжи алюминиевые, съемный | - | - | - | |
Клей БФ-6 | ||||
Куски брезента, кожи, перкаля | компл. | компл. | компл. | компл. |
Пуговицы | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 |
Ножницы | ||||
Наждачная шкурка (бумага | - | - | 5-10 | - |
Клей резиновый, л | - | - | 0,2-0,5* | - |
Бензин очищенный, л | - | - | 0,1-0,2* | - |
Резина для заплат | - | - | компл.* | - |
Обрезки фанеры, досок | - | - | компл.* | - |
Пакля, смола, деготь | - | - | компл.* | - |
Лейкопластырь широкий | - | - | - | |
Запасные муфты для стрингеров | - | - | 3-5* | - |
Эпоксидная смола холодной полимеризации, полимеризатор и стеклоткань | компл.* | компл.* | компл.* | компл.* |
Тросики для лыжных креплений | - | - | - | 2-4* |
Вар сапожный | компл.* | компл.* | компл.* | компл.* |
Тросики, ремни, замки для лыжных креплений | - | - | - | 2-4* |
Лыжные канты запасные | - | - | - | 2-4* |
Трикони пяточные, рантовые, подошвенные | - | 20-40* | - | - |
Скобы, шурупы для триконей | - | 40-60* | - | - |
* Берется в зависимости от конкретного снаряжения у группы.
|
Питание |
Питание должно покрывать расход энергии туристов во время путешествия. Как правило, этот расход в условиях даже несложного маршрута составляет ежедневно на каждого человека 3 000 - 4000 калорий. Продукты должны быть правильно подобраны, включать оптимальное количество жиров, белков, углеводов, насыщены витаминами и минеральными солями и, кроме того, обладать минимальным весом, хорошей транспортабельностью, иметь длительный срок сохранности. Немаловажная особенность походных продуктов - легкость и быстрота приготовления различных блюд.
|
Организация питания в путешествии
Режим питания
В походных условиях режим питания определяется конкретными особенностями маршрута, зависит от температуры воздуха, наличия топлива и укрытий от непогоды, от продолжительности светового дня и т. п.
В несложном путешествии распорядок дня обычно предусматривает трехразовое горячее питание. В этом случае на обед отводится 40 процентов дневного рациона, на завтрак - 35, на ужин - 25. При двухразовом горячем питании, например на горных маршрутах, на завтрак рекомендуется планировать 40 процентов суточной нормы калорий, на ужин - до 35, остальные 25 процентов отводятся на питание на большом и малых привалах. На зимних маршрутах также целесообразно делать плотный завтрак и ужин, а обед превращать в легкий «перекус», желательно горячим чаем.
В любом случае нельзя допускать длительные перерывы между приемами пищи. Для этого на втором-третьем малом привале после выхода с ночлега или обеденного привала полезно съесть бутерброд, два куска сахара и запить их глотком воды. При появлении усталости или голода можно на ходу съесть кислую конфету, глюкозу, чернослив.
Состав пищевого рациона
Суточный рацион в несложном путешествии. Может быть рекомендован в следующих средних количествах продуктов на одного человека (в граммах).
1. Хлеб (черный, белый) или сухари (галеты, хрустящие хлебцы) - 500-350 - - 200 - 300
2. Крупы и макаронные изделия (манка, геркулес, гречневые, рисовые, пшенные, гороховые концентраты, вермишель, лапша, рожки и т. п.) - 180 - 220
3. Суповые концентраты - 30 - 40
4. Мясо консервированное (тушеное, жареное, паштеты) - 100-130
5. Колбасные изделия - 50 - 80
6. Масло (сливочное, топленое, растительное) - 40 - 50
7. Сыр - 30 - 50
8. Молоко (сгущенное, сухое) - 50 - 60
9. Сахар, конфеты с кислой начинкой - 130 - 150
10. Соль, лук, чеснок, специи, напитки (чай, кофе, кисель, компот) - 60 - 80
Набор этих продуктов имеет калорийность 3 000 - 3 500 кал. и с учетом упаковки весит 1 200 - 1 500 г.
Суточный рацион в путешествии повышенной сложности (в количествах продуктов на одного человека, в граммах):
1. Сухари (галеты) - 150 - 200
2. Крупы (манка, геркулес, гречневые и гороховые концентраты, вермишель) - 180 - 200. Суповые и овощные концентраты (бульонные кубики) - 30 - 40
4. Мясо консервированное (тушеное, жареное, паштеты, сублимированное мясо) - 50 - 70
5. Колбаса сырокопченая - 50 - 70
6. Масло сливочное (топленое) и шпиг - 80 - 100
7. Сливки сухие - 80 - 100
8. Сыр - 30 - 40
9. Сахар, глюкоза, кислые конфеты - 150 - 170
10. Изюм, чернослив, орехи грецкие очищенные, лук, чеснок - 40 - 60
11. Соль, специи, напитки, витамины - 30 - 40
Калорийность набора - около 4 000 кал., вес с учетом упаковки - 1 100 - 1 200 г.
Варианты рационов питания. Если путешествие проходит по населенной местности, то с собой целесообразно брать меньше продуктов, чем запланировано на весь маршрут. В пути можно, в частности, закупить хлеб, сахар, крупы, сухари, соль и т. п. Однако на случай временного отсутствия в одном из населенных пунктов какого-либо продукта необходимо иметь с собой определенный резерв. Во время путешествия запас продуктов пополняется также за счет свежих овощей, фруктов, молока, творога, яиц и т. д.
В водном путешествии. Если в маршрут не включены длинные пешие подходы, вес продуктов может быть большим. Это позволяет включить в рацион питания муку, растительное масло, рыбные и овощные консервы, картофельную муку, дрожжи, томатный и другие соусы, различные приправы.
В горном путешествии. Вес рюкзака иногда играет решающую роль, поэтому набор продуктов строго лимитируется. В этом случае мясо рекомендуется брать в сублимированном (обезвоженном) виде, сокращать количество сухарей, масла и круп, а недостающую калорийность рациона восполнять дополнительными порциями сухих сливок. Из других продуктов в горном походе хорошо себя зарекомендовали вобла, чернослив, курага, изюм, глюкоза, халва.
В лыжном путешествии. Так же как и в горном, уменьшение веса продуктов и увеличение их калорийности достигается введением в рацион большего, чем летом, количества жиров (масло, шпиг, сухие сливки). Для витаминизации пищи дополнительно вводят в рацион чеснок, лук, для подкрепления на ходу - глюкозу С витаминами, чернослив и т. п. Брать сыр в зимние путешествия не рекомендуется - он замерзает и становится невкусным.
При расчете рациона питания следует исходить из того, что наиболее благоприятное весовое соотношение белков, жиров и углеводов в пище - это 1:1:4. Для проверки указанного соотношения и калорийности каждого конкретного рациона приводится нижеследующая таблица.