Ярким представителем социально-политической философии эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли, итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
1) человек обладает изначально злой природой;
2) движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
3) совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
4) для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создастся особая организация - государство;
5) правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
6) правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);
7) руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
8) в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли основана на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. который обосновал главные принципы исследования законов политического социума.
Макиавелли отделил политику от религии и морали, считая ее воплощением свободной человеческой воли. Политику, по мнению Н. Макиавелли, определяют естественные законы жизни и человеческая психология. Опорой власти являются сила, умело создаваемый культ личности государя. Правитель должен быть деспотичным, жестоким, хитрым и беспощадным. Со временем учение Н. Макиавелли стало синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства»
|
В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. При их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 - 1535)считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 -1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г. лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». (Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на
котором находится идеальное государство).
|
Согласно Т. Мору в Утопии:
1) не существует частной собственности;
2) все граждане участвуют в производительном труде;
3) труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
4) все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяютсямежду всеми жителями Утопии (в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов);
5) от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
6) самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные
преступники;
7) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья,а общественные образования.
Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
1) отсутствует частная собственность;
2) все граждане участвуют в производительном труде;
3) результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
4) труд совмещается с одновременным обучением;
5) жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
6) солярии все делают вместе (ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни);
7) большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
8) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.