Американская архитектура конца XIX начала XX века




 

 

Преподаватель Профессор А.Л. Пунин

 

Санкт-Петербург

 

Архитектура США стала играть самостоятельную роль в мировом зодчестве лишь через сотню лет после своего появления. В семидесятых годах девятнадцатого века перед ней встали задачи, которые было сложно решить, применяя приемы и навыки Старого Света. Только после завершения гражданской войны, когда помехи на пути превращения США в крупнейшую промышленную державу исчезли, стали возникать идеи и явления, значение которых выходило за пределы Америки.

В те годы технический прогресс, идущий в США более быстрыми темпами чем в старой Европе, заложил основы «специфически-американской» архитектуры. Изменения в промышленных технологиях прежде всего затронули деревянные конструкции, наиболее распространенные тогда в США.

В 1833 году архитектор Огюстен Д. Тейлор изобрел «воздушный каркас», использовав вместо тяжелых брусьев тонкие стойки, связанные дощатой обшивкой. Это позволило ускорить освоение Дикого Запада и превратило в многолюдные города Чикаго и Сан Франциско. Также каркасные конструкции стали изготавливать и из других материалов. В 1848 году Джеймс Богардус построил в Нью-Йорке пятиэтажное фабричное здание с чугунным каркасом. Таким способом было построено множество фабрик, контор, магазинов и складов. Отливкой балок и колонн для чугунных каркасов занимались специальные фабрики, строительство приобрело массовый характер в середине XIX века и продолжалось, пока не выявилась их неустойчивость при пожарах.

Наибольший прогресс во второй половине XIX века, был достигнут в строительстве металлических мостов. Вершиной мостостроения того периода, стал Бруклинский мост в Нью-Йорке (1867-1883 инж. Джон Реблинг), где смелость технической идеи дополнена выразительной архитектурной формой. Создание этого места дало толчок возникновению своеобразной технической мифологии, основанной на романтике рекордных величин. Бруклинский мост с его мощными порталами и напряженными тросами, несущими высоко над рекой центральный пролет в 485 метров, стал воплощением нового мифа. Принес в город XIX века ощущение урбанизированного мира следующего столетия. Мостостроение вдохновило передовых архитекторов Америки, на создание этого мира.

Первые идеи новой архитектурной эстетики исходили от ученых и инженеров. В 1854 году, на собрании Американской ассоциации развития науки, физик Джозеф Генри говорил, что плохой вкус выражается в том, что подсвечник делается в виде статуи Аполлона, а экран перед камином превращается в картину. Он полагал, что «архитектура должна быть скорее полезным, чем прекрасным искусством».

В тоже самое время, буржуа не хотели подстраиваться под суровый стиль нового машинного века и хотели использовать достижения технического прогресса для достижения все большего комфорта меньшими средствами. Это дало толчок к появлению эклектизма – «архитектуры выбора», основанного на произвольном сочетании всего арсенала форм, созданных мировым зодчеством. Так появилась ратуша в Филадельфии (1874-1880 гг. арх. Дж. Мак Артур), с «французскими» высокими мансардными кровлями, и громадной башней, завершающейся фигурой основателя города Уильяма Пенна.

Архитектором, более преуспевшим, в преодолении художественной вторичности эклектики стал Генри Гобсон Ричардсон. Новым типом здания, который он разработал, стали небольшие городские библиотеки. Одной из самых известных стала библиотека в Куинси, Массачусетс (1880-1883). Невысокая, ассиметричная, как бы придавленная тяжелой кровлей, с выступающей из стены башенкой, в которой расположена винтовая лестница.

Также Ричардсон стал одним из инициаторов специфического американского направления известного как «гонтовый стиль». Деревянные дома в обшивке которых использовался гонт (дранка). Таким стал Дом Стоутона в Кембридже

В домах «гонтового стиля» появилась специфическая особенность американского жилья для среднего класса – слитность интерьерного пространства, в котором помещения раскрываются одно к другому.

Концентрация производства и централизация капитала стали причиной возникновения специфического типа крупного конторского здания, в котором воплотились наиболее радикальные идеи, влиявшие на всю архитектуру Америки. Пассажирский лифт, впервые устроенный в одном из магазинов Нью-Йорка Э.-Г. Отисом, снял высотные ограничения, определявшиеся желанием клиентов подниматься на верхние этажи, а совершенствование металлического каркаса упразднило технические ограничения. Это сочетание лифтов, числа этажей и каркасной конструкции, дало небоскреб.

Первым небоскребом считается Эквитейбл-билдинг построенный в Нью-Йорке в 1868-1870 годах (арх. Джиллмен и Кендол и Дж. Б. Пост). Здание имело всего пять этажей, но архитекторы воспользовались возможностями каркаса и лифта для увеличения их высоты.

Построенное там же в 1873-1875 здание «Трибьюн-билдинг» имело уже десять этажей.

Но наиболее примечательной в то время становится чикагская школа. В 1871 году, столица Среднего Запада, состоявшая из хаотичных деревянных построек, была опустошена громадным пожаром, и к концу десятилетия в Чикаго развернулся строительный бум, который привлек в город молодых архитекторов и инженеров.

Главным отличием чикагской школы стал прагматизм и отказ от элементов эклектизма присущих зданиям, которые возводили для нью-йоркской буржуазии. Чикагские архитекторы первыми за несколько столетий показали, какова может быть архитектура, рожденная простой силой необходимости.

Основателем чикагской школы считается Уильям Дженни (1832-1907). В его конторе в разное время работали все причастные к ней архитекторы – Салливен, Бернэм, Рут, Холаберд. В 1879 году он построил «Первое здание Лейтера» ставшее прообразом формы чикагского офиса. Главной задачей было создать хорошо освещенную рабочую площадь, не загроможденную внутренними стенами. Дженни освободил от нагрузки наружную стену, чем свел к минимуму ширину кирпичных простенков. Здание выглядит как остекленная клетка, стили отброшены.

 

Даниел Хадсон Бернем и Джон Уэлборн Рут основавшие в 1873 году свою мастерскую, довели систему рациональной архитектуры до завершенности. Рут был не только практиком, но и теоретиком, логически обосновавшим свой подход к проектированию. Отвергая эклектические стили, он писал, что «влияние климата, образа жизни нации и ее институций в каждое данное время создают тип, и это – единственный истинный стиль… Конкретные вещи, избранные для данной потребности, должны наилучшим образом отвечать этой потребности и как бы вырастать из нее. Иначе можно сказать, что главные внешние формы должны быть результатом внутренней структуры».

Первой крупной работой дуэта стал «Монтаук-билдинг» (1882). «Здание для пользы, а не для украшений. Его красота должна быть во всесторонней приспособленности к использованию».

Следующим крупным проектом стало здание «Руккери». Занимающие целый квартал корпуса состоят из почти непрерывных лент окон, что обеспечивается введенным в кладку металлическим каркасом. Это здание произвело огромное впечатление и повлияло на постройки таких архитекторов как Салливан, построивший в 1887-1889 годах здание «Аудиториума», ныне Университет Рузвельта.

Однако репутацию чикагской школы создали прежде всего каркасные здания. Инициатором их строительства можно считать растущую сталепрокатную промышленность. Салливан писал: «Наконец возведение высоких зданий в Чикаго привлекло внимание местных торговых агентов сталепрокатных заводов восточных штатов; их инженеры взялись за дело… Идея стального каркаса, который несет все нагрузки в здании, была в порядке эксперимента предложена чикагским архитекторам. Склонность к торговле – движущая сила американской жизни. Производство вторично. Но продажа должна казаться услугой – удовлетворением потребности. Потребность была, возможность удовлетворить ее – тоже, но не было контакта. Затем пришла вспышка воображения, которая показала возможность соединить их… и под солнцем появилось нечто новое».

Первым таким проектом стало здание компании “HomeInsurance” (1885)за авторством Дженни, наружная стена которого представляла собой стальной каркас скрытой кирпичной кладкой.

Затем, в 1889 году архитекторы Холаберд и Рош построили 12-этажный «Такома-билдинг» со сведенной до минимума массивностью наружной стены, а годом позже Дженни спроектировал 16-этажный «Манхэттен-билдинг» со «стеной экраном» буквально подвешенной к каркасу.

Прямота выражения конструкции доведена до предела в «Рилайэнс-билдинг» (1891-1894, арх. Д. Бернэм и Ч. Этвуд). Здание похоже на остекленную этажерку, не лишенную легкости и изящества.

 

Закатом чикагской школы можно считать Всемирную Колумбийскую выставку, прошедшую в 1893 году в Чикаго. Было решено, что расчищенные для павильонов пустыри будут решены в едином сценарии. Так появился «Белый город» с широкими перспективами и помпезными фасадами, павильоны выставки наполнили произведения салонной живописи и скульптуры. Все это в купе поразило рядового американца, Салливен пишет: «…толпы были изумлены. Они увидели в открывшейся перед ними картине великое откровение архитектуры, с которым не могло сравниться ничто, дотоле им известное. Для них это был подлинный Апокалипсис – откровение, явленное свыше. В соответствии с ним их воображение стало рисовать себе новые идеалы. Они уходили с выставки, разъезжались по домам, и каждый уносил в душе тень белого савана, каждый был отравлен медленно действующим ядом, незримыми миазмами бледного отражения высокой культуры». Эта выставка послужила распространению псевдосимволики в классическом духе, получившей массовую популярность в области строительства.

Ведущую роль в области строительства на рубеже веков, возвратил себе Нью-Йорк. «Зингер-Билдинг», «Метрополитен-тауэр» и «Вулворт-билдинг» иглами возвышались над 25-этажным массивом города.

Уже перед первой мировой войной, небоскребы Нижнего Манхэттена образовали тесную группу, вытеснив из района невысокие здания. Это влияло на экологию, на узких улицах города не оставалось ни света, ни воздуха, да и пышный декор зданий стал просто не виден с земли. Данную проблему был призван решить «Закон о зонировании» 1916 года, запрещающий зданию иметь фасад более чем в полтора раза превышающий ширину улицы, дальше этажи могли расти вверх лишь уступами. Это продиктовало новую форму небоскреба с уступчатым очертанием. Символами такого стиля стали построенные в начале тридцатых, здания «Крайслер-билдинг» и «Эмпайр стейт-билдинг»

Все большую роль играли средства массовой информации, формирующие новые стандарты мысли. Аскетизм, как и европейский авангард не укладывался в рамки вкусов. В массовом сознании появляется стереотип «готического офиса», что дает абсолютно неожиданные результаты и в 1923 году в Чикаго появляется церковь «Темпл-билдинг» с готическим шпилем, поднявшимся на 171 метр, построенная по проекту Холаберда и Роша.

 

В 1925 году, желание обогатить декором ступенчатые массивы небоскребов порождают новый стиль – «ар-деко». Он был основан на орнаментах, вывезенных с Парижской выставки декоративных искусств, и упрощенных мотивах из произведений Орта и Гимара в комбинациях – достаточно механистичных – с местными мотивами североамериканских индейцев. Среди небоскребов этого стиля, один из наиболее известных «Нью-Йорк телефон билдинг» Сааринена (1926)

 

Наметилась тенденция очищения от орнаментальной нагроможденности, здания становятся скалообразными, четко ограненными массивами. Башни со сложным венчанием теряли силу выразительности, зажатые между высотных построек нового типа. Но усовершенствование конструкций каркаса и спользование для наружных стен легких навесных панелей из штампованного металла, сделало возможным строить сверхгиганты. Таким стало здание «Крайслер-билдинг» (арх. У ван Ален), поднявшееся на 318 метров, а затем в 1931, был построен «Эмпайр стейт-билдинг» (арх. Р.-Х Шрив, У.-Ф Лэмб, А.-Л. Хэрмон) – 102 этажа и 381 метр высотой.

 

 

Таким образом, американская архитектура с конца XIX по начало XXвека проделала путь от эклектичных, полных заимствованных у Старого Света элементов, зданий и обитых дранкой особняков среднего класса, до возвышающихся на сотни метров корпоративных зданий гигантов, рассмотреть все величие которых, можно лишь со смотровых точек, либо с редких случайных ракурсов, которые редко встречаются на переполненных улицах американских мегаполисов.


Список литературы:

Иконников А.В. Архитектура США: Архитектура в системе буржуазной культуры. – М.: Искусство, 1979

Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972

Чикагская школа https://yx-design.ru/architecture/chikagskaya-arxitekturnaya-shkola.html

https://smallbay.ru/article/architect_usa_nineteenth_century.html;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: